Развитие психотерапевтической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – отразить основные направления развития психотерапевтической помощи в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть вопросы теории и практики психотерапии в России;
выявить современные системы психотерапии в Российской Федерации и пути их развития;
охарактеризовать особенности интеграции в психотерапии;
определить круг проблем в развитии психотерапии в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ
1.1 Становление психотерапии как науки в России
1.2 Современные системы психотерапии в России и пути их развития
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности интеграции в психотерапевтической науке
2.2 Некоторые вопросы интеграции психотерапевтической помощи и проблемы дальнейшего развития психотерапии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Перспективы развития психотерапевтической помощи_.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Существенное значение имели и приказы Министерства здравоохранения России № 391 от 26 ноября 1996 г. и № 226 от 28 июля 1997 г. В них, в частности, содержатся требования к профессиональной непрерывной подготовке медицинских психологов и специалистов по социальной работе, а также принципы взаимодействия бригады, состоящих из указанных специалистов.

Таким образом, была сформулирована концепция развития психотерапевтической службы, в основу которой заложены следующие элементы: [1, 147]

  • образовательные стандарты и требования к обучению специалистов, оказывающих психотерапевтическую помощь;
  • система образовательных учреждений, проводящих подготовку специалистов, положения по их взаимодействию;
  • нормативы оснащения психотерапевтических подразделений (кабинетов и отделений);
  • потребность в психотерапевтической помощи для населения.

В результате работы по разработке нормативно-методических документов, конкретной организационной деятельности региональных психотерапевтических служб территорий, активной деятельности врачей-психотерапевтов за последнее время отмечается определенный рост показателей развития психотерапевтической службы.

Предусмотренный норматив открытия психотерапевтических кабинетов из расчета 1 кабинет на 25 тыс. взрослого населения и 1 кабинет на 200 коек в многопрофильных больницах, а также открытие психотерапевтических отделений из расчета 1 отделение на 200 тыс. взрослого населения в настоящее время не достигнут, однако за последние несколько лет (2006-2008) значительно увеличилось число психотерапевтических кабинетов в лечебно-профилактических учреждениях: до 3800 (с 1200 в 1994 г.) увеличилось число психотерапевтических кабинетов в территориальных поликлиниках, многопрофильных больницах, других специализированных учреждениях.

Вместе с тем в  настоящее время в учреждениях, оказывающих психиатрическую и  психотерапевтическую помощь, работает около 4 т. психологов, что сравнимо по числу с работающими психотерапевтами, и более 1350 специалистов по социальной работе (тогда как в указанных учреждениях специалистов по социальной работе требуется не менее 4500, социальных работников со средним образованием – не менее 9000, а медицинских психологов – не менее 5600).

 

1.2 Современные системы психотерапии в России и пути их развития

 

Современная клиническая, эклектическая психотерапия в нашей  стране постепенно трансформируется в  мультимодальную  российскую психотерапию. Эта психотерапия основана на нескольких школах. Она глубоко переработала  теорию и практику этих школ. Она всё же является национальной российской, ибо в основе её лежит  чисто российский  метод- клиническая психотерапия.  После 1990 года  психотерапевтические декадники  начали широко проводиться  в ряде городов России и в Казахстане, а  с начала нового тысячелетия и в дальнем зарубежье.         

Декадники являлись частью образовательного процесса. В последующем  оказалось, что это образование  близко к предлагаемому  Европейской Ассоциацией Психотерапии.      Когда профессиональное образование психотерапевта осуществляется на базе завершённого (высшего) образования  и состоит из: теории,  практики и  эксклюзивного раздела  личной терапии.  Уровень профессиональной подготовки психотерапевта  подтверждается национальным сертификатом психотерапевта. А  его соответствие  международному уровню подтверждается Европейским Сертификатом Психотерапевта и внесением в Европейский Реестр Профессиональных Психотерапевтов [2, 211].       

Как известно, сама психотерапия традиционно  складывается из отдельных методов  или модальностей. Число их постоянно, с каждым годом, множится и уже исчисляется несколькими сотнями или даже тысячами. Модальности могут конкурировать между собой, относиться друг к другу терпимо или безразлично. Причём сравнение модальностей друг с другом обычно проводится  сторонниками  конкретной модальности и всегда в пользу данной модальности. Этим же грешат и исследования эффективности психотерапии. Вместе с тем, отдельные модальности  часто близки друг другу и даже повторяют друг друга, независимо приходя к близким  теоретическим построениям и практическим результатам.        

Так мультимодальная  психотерапия начала своё развитие в  Советском Союзе в конце восьмидесятых  годов минувшего столетия.  После длительной дискуссии, Европейская Ассоциация Психотерапии признала за Российской психотерапией право называться мультимодальной. В последующем  выяснилось, что похожие варианты терапии развиваются  не только в России и постсоветских республиках: Украине, Белоруссии, Литве, Латвии; а так же Германии, Италии, Польше, и в ряде других стран Европы. Кроме того, возникли терминологические трудности.    Ведь понятие -  мультимодальная психотерапия предложена группой авторов, специалистов в различных областях психотерапии, во главе с А. Лазарусом (Lazarus А. 1989, 1992, 2001). Основой метода является положение о том, что любое психическое расстройство проявляется в нескольких взаимосвязанных измерениях или модальностях - BASIC-ID: поведение (В — behavior), эмоции (А — affect), ощущения (S — sensibility), представления (I — images), когниции (С — cognitions), взаимоотношения с другими людьми (I — interrelations), медикаментозная и другие зависимости (D — drugs), вызывая специфические для данных модальностей нарушения [18, 221].          

В связи с тем, что  понятие мультимодальная психотерапия, пусть совершенно в другом смысле, уже используется А. Лазарусом и  сотрудниками, мы изменяем принятое ранее  наименование Мультимодальная российская психотерапия на новое название Полимодальная психотерапия (Polymodal Psychotherapy).             

Полимодальная психотерапия (ПМП) – метод психотерапии, в  котором объединены теоретические, концептуальные и методологические построения, подходы и технологии выбранных модальностей психотерапии, что образует на основе их достижений новую систему психотерапии. Плюрализм выделенных методов ограничивается личным опытом (образовательным, практическим) специалиста, а также общетеоретической подготовкой и корпоративной этикой психотерапевтов. Кроме того, целостность созданной системы помощи поддерживается каким-либо одним из трёх вариантов «сборки»: эклектическим, интегративным и системным. В ближайшее время психотерапевтической общественности будут представлены критерии для выделения каждого из указанных  вариантов ПМ.  В кратком изложении выделим следующее:

  • эклектический вариант - специалисты используют всё, что могут реально использовать при решении своих профессиональных задач, всё, что «работает», но так, что не приводит к профессиональным искажениям и злоупотреблениям (например, используют суггестии так, чтобы не злоупотреблять доверием клиента и не вводить его в заблуждение относительно природы человека и социума);         
  • интегративный вариант -  специалисты используют одну базовую в их образовании модальность, которая становится «доминирующим» подходом, который тем не менее не отменяет интерес к другим методам психотерапии, независимо от того, являются ли они «родственными» или «антагонистическими». В основе интеграции методов должна лежать личная ответственность специалиста, его индивидуальные способности к интеграции различных взглядов на человека и мир, либо интегрирующая методология. На сегодняшний день складывается ряд подвариантов, которые можно обозначать как: полимодальная клиническая психотерапия, полимодальная суггестивная психотерапия, полимодальная транзактная терапия, полимодальная терапия творческим самовыражением и т.д..;        
  • системный вариант - специалисты используют целую систему различных приёмов и методов работы с другим человеком, которые объединяются единой целью, т.е. системообразующим принципом является цель помощи. Например, цель может быть выражена как помощь в выработки полноценной адаптации человека к современному обществу. При этом болезнь или иное расстройство понимается как «опасный вариант адаптации». Помощь заключается в более тонком и полезном для клиента приспособлении. Такая система психотерапевтической помощи будет включать в себя различные разделы, совокупный смысл которых можно выразить как «культурная деятельность», что соответствует новому пониманию психотерапии как отдельной, независимой профессии: собственно психотерапия, консультирование, коучинг, медиация.Любой вариант полимодальной терапии предполагает здравомыслие и зрелость личности психотерапевта, его независимость от какой-либо одной «модальности» психотерапии, гибкость, широту взглядов и реалистичность.

Психотерапевт ПМП обязан пройти «личную терапию» и супервизию со стороны уполномоченного на это  наставника. Думается полимодальность, интегративность является основным, магистральным путем развития психотерапии ХХI века. Ведь стремление максимально полно использовать потенциал психотерапии, по сути дела, не оставляет других столь же перспективных возможностей. Можно сказать, что выделение отдельных модальностей  и интегративный   подход в психотерапии сегодня  представляются главным в понимании будущего. История развития психотерапии  часто  шла путём трагического разрыва учителей со своими учениками, изменявшими частоте метода или даже предлагавшими свой метод. Творчество внутри школ было возможно только в освоении содержания данных школ. Интерес к другим школам психотерапии расценивался как нелояльность. Ещё и сегодня есть множество профессионалов глубоко знающих модальность в которой они работают и ничего другого. Лидеры отдельных модальностей заняты охраной своих границ и частоты рядов.  Тогда как мультимодальный подход предполагает полную реализацию творческого потенциала на всех  этапах освоения и применения психотерапии.  Впрочем, далеко не все распространённые модальности сегодня настроены на кооперацию с другими методами. Многие остаются закрытыми [11, 171].

Становлению мультимодальной  российской психотерапии способствовало и формирование профессионального  сообщества психотерапевтов.            

В 1996 году  создана Профессиональная Психотерапевтическая Лига (Лига). Она объединяет различных специалистов в области психотерапии. Членом лиги может стать профессиональный психотерапевт или обучающийся психотерапии. Лига входит в Европейскую Ассоциацию Психотерапии (ЕАП). Она является зонтичной организацией  ЕАП на территории России. Сама ЕАП является молодой, динамично развивающейся, включающей в себя 39 стран Европы и самым крупным объединением профессионалов по принципу принадлежности к профессии психотерапевта. Ей всего одиннадцать лет, и по Европейским стандартам ее можно отнести к совсем юным общественным объединениям.Лига разделяет созданные ЕАП положения Страсбургской декларации по психотерапии. А значит, признает психотерапию отдельной, самостоятельной профессией. Лига представляет российскую психотерапию и во Всемирной  Совете по Психотерапии. Это также молодая организация, возникшая по инициативе ЕАП [3, 215].

Сегодня она объединяет крупнейшие национальные психотерапевтические ассоциации со всех континентов, из более 90 стран мира. Профессиональная психотерапевтическая лига России в настоящее время:

— занимается образовательной  деятельностью в области психотерапии и смежных областей. Реализует  большие образовательные проекты с сертификатами Лига, сертификатами Европейской Ассоциации Психотерапии, сертификатами супервизоров Лига.

— проводит обучение специалистов в регионах, в Москве, за рубежом. Европейские сертификаты психотерапевта в Российской Федерации выдаются  Лигой;

— объединяет усилия ведущих  российских и зарубежных специалистов в области образования. Публикует  перечень школ и отдельных профессионалов, признаваемых Лигой компетентными  для реализации образовательных  программ Лиги;

— содействует развитию и поддержанию творческих и деловых отношений внутри Лиги, с другими лицами и организациями, с зарубежными партнерами и международными организациями;

— занимается научными исследованиями в области психотерапии. Собирает и обобщает опыт научно-практических разработок в области психотерапии, в том числе полученный членами Лиги;

— организует съезды, конференции, семинары в России и за рубежом;

—занимается психотерапевтической практикой. Создает психотерапевтические подразделения, где внедряет новые  подходы терапии;

— защищает профессиональные интересы членов Лиги. Предпринимает усилия по распространению цивилизованной психотерапии;

— пропагандирует психотерапию, в том числе в средствах  массовой информации;

— содействует формированию в обществе цивилизованного рынка услуг в области психотерапии;

— создает рабочие  места для психотерапевтов;

— занимается издательской деятельностью и распространением профессиональных изданий. Издает библиотеку психологии, психоанализа и психотерапии;—  объединяет специалистов, профессиональные группы и общественные организации в области психотерапии. Внутри Лиги ее члены объединяются по интересам к отдельным направлениям психотерапии и в секции по профессиям;

— оценивает вклад  организаций и отдельных деятелей в развитие психотерапии, в сохранение и развитие психологического здоровья и награждает их медалями и дипломами Лиги.

По данным направлениям вводятся номинации: «Специалист года», «Организация года», «Достижение года». Средства Лиги формируются из вступительных и членских взносов, добровольных и целевых взносов. Важнейшим аспектом работы  Лиги  является разработка  проекта закона  Российской Федерации «О профессиональной психотерапевтической деятельности». Данный проект в июне 2000 года представлен для обсуждения в профессиональном сообществе. Лига,  совместно с Национальной Федерацией Психоанализа явилась инициатором объединения всех психотерапевтов и психологов  консультантов нашей страны в Общероссийский совет по психотерапии и консультированию. В настоящее время новая  организация  проходит этап своего становления. Сегодня Профессиональная Психотерапевтическая Лига объединяет  более 3000 тысяч психотерапевтов из России; Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Киргизии, Италии, Латвии, Узбекистана,  Украины, Эстонии ряде других стран. Данные профессионалы принадлежат к различным модальностям психотерапии, интересуются мультимодальной психотерапией и говорят на русском языке [4, 211].      

Информация о работе Развитие психотерапевтической помощи