Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – отразить основные направления развития психотерапевтической помощи в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть вопросы теории и практики психотерапии в России;
выявить современные системы психотерапии в Российской Федерации и пути их развития;
охарактеризовать особенности интеграции в психотерапии;
определить круг проблем в развитии психотерапии в России.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ
1.1 Становление психотерапии как науки в России
1.2 Современные системы психотерапии в России и пути их развития
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности интеграции в психотерапевтической науке
2.2 Некоторые вопросы интеграции психотерапевтической помощи и проблемы дальнейшего развития психотерапии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В настоящее время в России уже сложились авторские методы интегративной психотерапии. В их числе можно назвать «Терапию творческим самовыражением» М.Е. Бурно и «Дианализ» Ю.В. Завъялова. Предполагается, что мультимодальность, интегративность является основным, магистральным путем развития психотерапии ХХI века. Ведь стремление максимально полно использовать потенциал психотерапии, по сути дела, не оставляет других столь же перспективных возможностей. Мультимодальная психотерапия в России ещё не сложилась. Она только формируется.
Теперь о будущем психотерапии и психологического консультирования в нашей стране. Философы, футурологи, прогнозирующие будущее человека и земли, приходят к разным, возможно, диаметрально противоположным выводам. Различные представления о будущем рисуют перед нами перспективы, как прогресса, так и регресса цивилизации. Скорее, нас ожидают разнонаправленные процессы в одной и той же цивилизации. И в том, и в другом случае есть место для психотерапии. В одном случае мы будем больше заниматься лечением, в другом развитием. Исходя из вышесказанного, какого бы представления на будущее нашего мира мы не придерживались, у нас есть время и перспективы развития психотерапии. Специалисты в области психотерапии более других профессионалов подготовлены к жизни в изменяющемся обществе, в том числе, в переживающем кризисы. Ведь психотерапевты ежедневно работают с человеческими проблемами, кризисами, неуспешностью. Психотерапевты каждый день ищут и находят выходы из самых сложных и неординарных ситуаций. Сама профессия психотерапевта предполагает деятельность в постоянно изменяющихся условиях, приспособление людей к этим условиям, создание более благоприятных условий жизни. Ведь потребности людей в психотерапевтической помощи во многом связаны с всё больше изменяющимися условиями их жизни. А люди всё больше отрываются от привычных условий жизни в природе и живут в специально созданных искусственных условиях
Психотерапия известна с незапамятных времён. Современный этап психотерапии продолжается около двух веков. Важно обратить внимание на преобладающую закономерность всё ускоряющегося развития. Если предыстория современной психотерапии продолжалась тысячелетия, история раннего гипноза - столетие, история доминирования психоанализа - уже менее столетия, история бурного развития разнообразных модальностей, превращения психотерапии во множество психотерапий, - измеряется десятилетиями. Важно отметить, что в истории психотерапии все предыдущие этапы развития существуют параллельно с последующими. А новейший этап характеризует основную зону роста, оставляя возможность развития предшествующим этапам истории психотерапии. Такое ускорение развития психотерапии позволяет нам прогнозировать её будущее лишь на десятилетия вперёд, тогда как прогноз на столетия уже затруднён.
Возникнув в Европе, психотерапия сегодня распространилась на все континенты и продолжает своё интенсивное развитие. И если ещё совсем недавно одни страны и континенты являлись донорами психотерапии, тогда как другие реципиентами, то в последние годы и страны, ранее заимствовавшие, начинают распространять свои методы психотерапии за пределы своих границ. Психотерапия уже не имеет границ, а стала всемирным явлением. Таким образом, создаются условия для обогащения психотерапии в каждой стране и интенсивном обмене идеями, подходами, целыми модальностями между странами и континентами. Своё развитие, свою эволюцию продолжат модальности уже получившие признание. В разных странах и на разных континентах будут возникать всё новые модальности и школы психотерапии. Они будут оставаться либо в рамках одной страны, либо получать международное распространение. Будут проделывать свой жизненный цикл и уходить в историю. С нашей точки зрения, интегративность уже является основным, магистральным путем развития психотерапии ХХI века. Ведь стремление максимально полно использовать потенциал психотерапии, по сути дела, не оставляет нам других столь же перспективных возможностей. Сегодня уже можно создавать психотерапевтические поликлиники, по типу медицинских, где будут работать специалисты различных модальностей психотерапии. А такого всё нарастающего разнообразия методов, как в психотерапии, не знает ни одна помогающая специальность, ни одна профессия. Огромное, практически необозримое число методов и школ терапии приводит к необходимости заимствования в каждом направлении и школе самого важного и эффективного [7, 93].
Школы, методы или, как теперь принято говорить, модальности, зарождаются, проделывают свой жизненный путь и уходят в историю. На этот вопрос можно уверенно отвечать, что оригинальное и лучшее каждой модальностью может быть передано и усвоено интегративными, мультимодальными, полимодальными, и другими системами психотерапии. И ещё одно важное обстоятельство, важная зона роста психотерапии. Современная психотерапия занята уже не только эмоциональными проблемами человека и его неуспешностью. Во множестве стран психотерапия становится более духовной. Она обслуживает духовные потребности человека новой эпохи, тем самым становясь вариантом светской духовности, светского гуманизма. И развивается наряду с религиями, параллельно им. В отличие от традиционных религий, мало изменяющихся в течение столетий и даже тысячелетий, психотерапия изменяется очень быстро согласно потребностям сегодняшнего дня. Более того, пытаясь предугадать духовные потребности завтрашнего дня. И если психотерапия ещё недавно была доступна для богатых слоёв населения и развивалась в богатых странах западного мира, то сегодня она интенсивно распространяется на средний класс и всё менее богатые страны. Важно отметить, что полноценное развитие психотерапии возможно только в демократических государствах [4, 163].
С другой стороны, за свою историю психотерапия накопила множество технологий взаимодействия профессионала с человеком, семьёй, группой. Психотерапия заимствовала и обобщила эти технологии и разработала свой технологический аппарат. Сегодня он может использоваться во всех семи моделях психотерапии: медицинской, психологической, педагогической, социальной, философской, эзотерической и эклектической. Мы живём в постиндустриальную эру технического прогресса. Всё новые технологические возможности входят в нашу жизнь, делая её комфортнее. Политика в области новых технических разработок строится таким образом, чтобы технические устройства были всё более просты в управлении. Весь технический прогресс осуществляется за счёт экстрапсихических технологий, внешних по отношению к нашим психологическим возможностям, нашей психике. Исходя из идей технологи́ческой сингуля́рности, технический прогресс получит новый качественный скачёк в своём развитие, когда начнётся широкое применение и использование внутренних психологических, психических возможностей человека, на основе которых будут создаваться интропсихические технологии.
Таким образом, в обозримом будущем потребность в психотерапии будет постоянно расти как в развитых странах, так и развивающихся демократических государствах. Сама психотерапия будет развиваться всё быстрее, стремясь удовлетворить постоянно изменяющиеся потребности общества. Будет два основных варианта развития психотерапии. В одном случае это будет набор технологий, используемых специалистами других профессий: психологами, социальными работниками, врачами. В другом случае, это будет отдельная профессия – психотерапия.
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности интеграции в психотерапевтической науке
Психотерапия молодая и бурно развивающая область. Её история приближается к двум столетиям. И это объяснимо, ведь для общества психотерапия необходима в эпохи индустриального и постиндустриального развития. Когда традиционные социальные институты, на протяжении столетий и тысячелетий регулирующие психическую, душевную и духовную жизнь человека, группы и общества в целом, часто оказываются не достаточно эффективными. В отличие от них психотерапия готова быстро реагировать на социальные перемены, а иногда даже предвосхищать эти перемены и способствовать адаптации человека, семьи, группы и общества в целом, в постоянно изменяющемся мире.
Важно учесть, что сама психотерапия длительное время была растворена в философских и психологических концепциях, духовных практиках, религиозных обрядах, медицине, педагогике, произведениях искусства. И исследователи и практики в области психотерапии уже выделили и накопили множество технологий воздействия на человека и группу. Сложились и теории отдельных модальностей. Необходимо учитывать и незначительную продолжительность активной жизни многих методов. Поэтому особо важной задачей является сохранение достижений и открытий каждой модальности после того, как она прекратила своё существование. Важно сохранять и обобщать достижения и создавать психотерапию [4, 252].
В истории психотерапии можно обнаружить, что до Революции 1917 года психотерапия в России развивалась вместе с психотерапией развитых стран Европы. Российская психотерапия живо интересовалась всем тем новым, что появлялось за рубежом. Новые подходы проходили апробацию и внедрялись в практику. Кроме того, уже тогда российская психотерапия отличалась клиницизмом. Специалисты были подготовлены в области клинической медицины. Свои психотерапевтические знания и умения применяли в работе с больными в медицинских учреждениях различного профиля. В Советский период, в тоталитарном обществе, психотерапия развивалась в весьма усечённом, фрагментарном варианте. Сложилось две школы: московская и ленинградская. Московская школа испытывала значительно большее влияние медицины в целом и психиатрии в частности. А в течение последнего десятилетия официальная психотерапия в России во многом вошла в структуру психиатрии, как одна из её составляющих. Ранее соединение психиатрии с психотерапией и дало развитие специальному направлению – клинической психотерапии. По определению, это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется. Важно отметить, что практическая психология во время становления клинической психотерапии в нашей стране не была развита. Поэтому её влияние в клинической психотерапии оказалось весьма незначительным [6, 115].
Клиническая психотерапия получила наибольшее развитие в психиатрии для лечения пограничных состояний и в наркологии при терапии некоторых форм зависимостей. Кроме того клиническая психотерапия развивается в психосоматической медицине, онкологии, гинекологии, других разделах медицины. Самостоятельными разделами клинической психотерапии являются психотерапия детей и подростков и семейная психотерапия. Клиническая психотерапия традиционно использует свой сложившийся набор модальностей. Их всего три: гипноз, аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Впрочем, запрета на использование других модальностей не было и нет. И каждый специалист волен привлекать знания и умения других. Ведь клиническая психотерапия с самого начала складывалась как эклектическая система. В дальнейшем всё увеличивается число специалистов, занятых клинической психотерапией. Так по данным А.А. Чуркина и Н.А. Твороговой численность врачей психотерапевтов в Российской Федерации постоянно возрастает. И за два последних десятилетия увеличилось с 755 человек на всю федерацию в 1990 году до 1822 человек в 1998 году и еще практически удвоилось за последние 10 лет и к 2008 году количество специалистов в этой области составило около 4000 человек. Увеличился и коэффициент совместительства – с 1,3 в 1990 году до 2,8 в 2008 году. А это значит, что рабочие места психотерапевтов занимают врачи других специальностей, зачастую мало подготовленные в области психотерапии [6, 121].
В ближайшие годы число врачей-психотерапевтов из выпускников медицинских вузов должно увеличиваться по 80 человек на всю Российскую Федерацию ежегодно. Всё это при условии, что законодательная база психотерапии не изменится. Это при условии, что специалисты будут покидать ставки врачей-психиатров. А ведь эти ставки так же не полностью заняты. И вакансий там не меньше чем в клинической психотерапии. Клиническая психотерапия является нашим национальным достоянием.
Сохранение и развитие данной модальности представляется важной задачей. Вместе с тем отождествление клинической психотерапии со всей психотерапий вообще представляется ошибочным.
В результате всю психотерапию
считают принадлежащей
Появились сторонники тех или иных направлений психотерапии, проповедующие эти учения. Вслед за ними появились те, кто проповедовал свои авторские подходы, основанные на зарубежных концепциях. И те и другие почти всегда были талантливы и мало образованы как профессионалы психотерапии. Собрания интересующихся новыми подходами проходили негласно в малых неформальных группах. Проповедники зарубежной психотерапии сосредоточились на пропаганде новых психотерапевтических подходов и образовании своих сторонников. И в меньшей степени, точнее даже лишь единицы из них, занимались психотерапевтической практикой. Обученные ими специалисты сразу приступали к обучению новых желающих, благо недостатка в таких желающих не было. Так осуществлялось наше первое открытие зарубежной психотерапии [5, 176].