Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 18:37, реферат
Цель проекта: выявить условия развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
Раскрыть сущность творческих способностей, их структуру, средства и условия формирования на уроках и во внеурочной деятельности.
Проанализировать возможности программы, учебников по программе .
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".
Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Уроки литературного чтения и развития речи.
На уроках литературного чтения и развития речи широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.
Основной педагогический лейтмотив учебных книг Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой – развитие творчески мыслящего читателя, способного к субъективному восприятию прочитанного произведения.
Литературно-художественное развитие младших школьников будет более эффективно, если изучение литературных произведений осуществлять по методу творческого чтения, который подразумевает:
- использование новых приёмов,
направленных на активизацию
творческой деятельности
- создание вторичных словесных, изобразительных, театральных образов, реализующих художественные впечатления читателя от прочитанного;
- анализ продуктов творческой деятельности ребёнка-читателя, способствующий более глубокому пониманию литературного произведения;
- интегративный характер творчества учащихся, позволяющий рассматривать литературное произведение с разных позиций и способствующий всестороннему развитию читателя.
Учебники Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой насыщены вопросами и заданиями, развивающими читательские способности учеников и, вместе с тем, по сути являющиеся упражнениями к театральной деятельности - инсценированием (3 и 4 класс). Задания эти такого свойства: обучающие способности улавливать настроение автора, рассказчика, персонажей, аргументировать свое мнение; умению распознавать жанры литературы, в том числе и драму; умению сочувствовать на фоне личных переживаний; задания, стимулирующие воображение, фантазию детей; чтение по ролям, выражая интонациями и жестами характер, настроение, чувства персонажа, выразительное чтение. В целом, задания нацелены на развитие и совершенствование навыков чтения и пересказа, творческого воображения и фантазии, развитие литературного и эстетического вкуса, совершенствование навыков ролевого чтения и инсценированию пьес, а значит, несомненно, на эмоциональное восприятие художественного произведения, произведения искусства, посредством которого развивается эмоционально-чувственное восприятие реальности, жизни.
Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.
Результатом своей работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения считаю работы своих учеников и участие в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературному чтению :
Развитие творческих способностей на уроках математики.
Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе:
в этих задачах не формулируется
вопрос, но этот вопрос логически вытекает
из данных в задаче математических отношений.
Учащиеся упражняются в осмысливании
логики данных в задаче отношений и зависимостей.
Задача решается после того, как ученик
сформулирует вопрос (иногда к задаче
можно поставить несколько вопросов).
В скобках указывается пропущенный вопрос.
Например: На протяжении 155 м уложено 25м
труб длиной 5 м и 8 м. (Сколько уложено
тех и других труб?)
Мы сделали покупку. Если заплатить за
нее трехрублевыми деньгами, то придется
выдать восемью денежными знаками более,
чем в том случае, если заплатить пятирублевыми.
(Сколько стоит покупка?)
в эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные. Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних.
на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами. Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.
Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.
1-й класс
1.В трех тарелках лежит 9 пряников. Во II на 2 меньше, чем в первой, в III на 1 меньше, чем в первой. Сколько пряников лежит в каждой тарелке?
2.Поставь знаки + или – ,чтобы
получилось верное равенство:
7 * 4 * 2 * 5 = 10
10 * 4 * 3 * 8 = 1
Составь своё равенство.
2-й класс
1.Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? Напиши ответ.
2.Разгадай ребус: АА + У = УРР .
3.Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20.
4.Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд.
5.В семье трое братьев. Каждый следующий младше предыдущего на 3 года. А сумма их возрастов равна 15 годам. Сколько лет каждому?
3-й класс
1.Расставь числа от 2 до 10 так, чтобы этот квадрат стал магическим:
5 |
||
6 |
8 | |
9 |
2.Расшифруй комбинацию кодового
замка, если:
а) третья цифра на 3 больше, чем первая,
б) вторая цифра на 2 больше, чем четвертая,
в) в сумме все цифры дают число 17,
г) вторая цифра 3.
3. В классе дети изучают английский и французский языки. Из них 17 человек изучают английский, 15 человек – французский, а 8 человек изучают оба языка одновременно. Сколько учеников в классе?
4-й класс
1.Сколько требуется проволоки, чтобы изготовить каркас куба с ребром 7см?
2.Расставь скобки так, чтобы
получились верные равенства.
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 240
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 196
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 232
Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся.
Проблемное обучение – это
такая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством
учителя проблемной ситуации и активной
самостоятельной деятельности учащихся
по их разрешению, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными
знаниями, умениями и навыками, развитие
мыслительных способностей.
Будущее образования находится
в тесной связи с перспективами проблемного
обучения. И цель проблемного обучения
широкая: усвоение не только результатов
научного познания, но и самого пути процесса
получения этих результатов; она включает
еще и формирование познавательной самостоятельности
ученика и развития его творческих способностей.
Особенность проблемных методов
состоит в том, что методы основаны на
создании проблемных ситуаций, активной
познавательной деятельности учащихся,
состоящих в поиске и решении сложных
вопросов, требующих актуализации знаний,
анализа, умений видеть за отдельными
фактами явления,закон.
Ни слишком трудная,
ни слишком легкая познавательная задача
не создает проблемы для учеников. Проблемная
ситуация может создаваться на всех этапах
процесса обучения: при объяснении, закреплении,
контроле.
Учитель создает проблемную
ситуацию, направляет учащихся на ее решение,
организует поиск решения. Таким образом,
ребенок становится в позицию своего обучения
и как результат у него образуются новые
знания, он овладевает новыми способами
действия. Трудность управления проблемным
обучением состоит в том, что возникновение
проблемной ситуации – акт индивидуальный,
поэтому от учителя требуется использование
дифференцированного и индивидуального
подхода.
Проблемная ситуация специально
создается учителем путем применения
особых методических приёмов: