Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 18:37, реферат

Описание работы

Цель проекта: выявить условия развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
Раскрыть сущность творческих способностей, их структуру, средства и условия формирования на уроках и во внеурочной деятельности.
Проанализировать возможности программы, учебников по программе .

Файлы: 1 файл

proekt_18.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

        Проблемность при обучении математики по учебнику Л.Г.Петерсон возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу. 

Развитие творческих способностей школьников на уроках окружающего мира.

         Основной методический элемент проблемного обучения  — создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его. 
 Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания.  Содержание учебников Окружающий мир А.А.Вахрушева  имеет возможности для развития творческих способностей. Перед изучением отдельной темы ставится проблемный вопрос. После каждого раздела детям предлагается решить какие-то жизненные задачи на определённую тему.

      Например: задача - «Помощь другу». Ситуация: твой  друг хочет стать сильным и  выносливым. Детей можно разделить  на группы. В каждой группе  дети распределяют между собой  роли: родители, учитель, учитель физкультуры, врач и т.д. Их задача - составить правильный для этого мальчика режим дня, режим питания, что поможет ему приобрести хорошую спортивную форму.

      Очень  часто на своих уроках окружающего  мира я использую метод «деловой  игры». Например, деловая игра «Выборы  мэра города». Класс был разделён на 4 команды. В каждой команде был выбран командир, который выдвигал свою кандидатуру на пост мэра города. Каждый кандидат должен был представить свою программу по улучшению экологической обстановки в нашем городе. Избирателями были наши родители.

      Таким образом, можно сделать вывод, что:  

- содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке; 
 -    задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие). 
 Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников. 

 

 

 

 

 

3.Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Это способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Развитие творческих способностей на уроках риторики.

       Важная роль в процессе развития творческих способностей принадлежит урокам риторики, которое проходят у нас как кружок во внеурочное время. Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве. На уроках риторики мы очень много беседуем, рассуждаем, излагаем мысли в виде сочинений, много работаем с рифмой и даже пытаемся сочинять стихи. Вот некоторые из них:

 

 

Аниферова Дарья 4 класс

«Здравствуйте!»

Я проснулась на рассвете,

Вижу- солнца лучик светит.

Мир вам, взрослые и дети!

Я проснулась на рассвете.

               Я шагаю с Юлей в школу,

               Начался наш день весёлый.

               Пьём дорогой кока-колу,

               Я шагаю с Юлей в школу.

Мы с друзьями поиграли,

Дружно в прыгалки скакали.

Отдохнули....Погуляли......

Вновь с друзьями поиграли.

               День промчался незаметно,

               Пролетел одним моментом.

               Словно яркая комета

               День промчался незаметно.

Завтра снова солнце встанет

И теплом меня поманит,

Снова новый день настанет

Завтра снова солнце встанет.

Здравствуйте!

Захарова Анастасия 4 класс

Все дети на земле

Должны дружить между собой,

И радоваться жизни,

Ведь мир у нас большой!

Пожалуйста, будь хорошим,

И всем ты помогай!

Дружи и ты с детьми!

Они такие же, как и ты!

 

Милосердова Евгения 1 класс

За что мы любим свой класс?

Потому что он дружный у нас!

У меня в школе много друзей,

Нам вместе всем веселей.

Мы любим читать и писать,

И не будем накогда мы скучать!

А если соскучимся вдруг,

То всё перевернём вокруг!

Дмитриев Даниил 1 класс

Передо мной висит доска.

И на меня нашла тоска.

Учить уроки не хочу,

Уж лучше двойку получу!

 

Вот прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наш учитель входит в класс,

У нас контрольная сейчас.

Решу задачи я на «пять»,

А потом пойду гулять!

Ильин Антон 4 класс

Завтра в школу я пойду,

Пенал, ручки соберу

В свой портфель красивый.

Я такой счастливый!

Форма новая спит,

Ярко пуговка блестит.

Щёлк! Портфель я застегнул

И тайком на стол взглянул.

Да, дневник не положил,

Притворился, что забыл.

Рябин Даниил 4 класс

Наша школа –просто класс!

Лучше всех она у нас!

Мы танцуем и поём,

Лучше всех мы в ней живём!

Ну а класс наш – самый лучший!

Не подумайте, не худший!

Мы здесь дружим и поём!

Вот как весело живём!

А учительница наша –

Лучше всех она и краше!

Учит нас всему, что знает,

Чтобы выросли всезнайки!

        Диапазон творческих задач на уроках риторики необычайно широк по сложности. При решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. И передо мной как учителем стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творческими людьми. Ребенок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами – пока еще неумело, но уже достаточно ответственно. Робкие и несмелые первые работы первоклассников – на близкие темы: «Моя игрушка», «Любимая сказка», «Моя мама» и др. Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растет мастерство моих учеников. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.  Ценность детского сочинительства определяется по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка.

        Эффективным приемом работы по развитию творческих способностей являются рифмованные упражнения. Работа над рифмой начинается уже в первом классе. Начинаю я обычно эту работу с игры «Доскажи словечко». Ребята с удовольствием придумывают рифму к заданному слову:

На-на-на – наконец пришла весна. 
Ну-ну-ну – кошка села на Луну. 
Со-со-со – с горы скатилось колесо.

Задание усложняется. Детям дается не просто слог, а целая фраза. И ребята должны придумать окончание этой мысли, используя рифму:

В зоопарке бегемот 
Проглотил ежа – и вот...

 

Развитие творческих способностей школьников по окружающему миру во внеурочное время.

        В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Цель такой деятельности – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Школа 2100.” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира во внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам и в интернете, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на школьной научно-практической конференции. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

      Результаты моей работы уже видны. Во втором классе в школьной НПК участвовала только две ученицы.  Паргунькина Екатерина заняла 3 место среди 2-4-х классов в секции «Естествознание. Живая природа». В третьем классе в школьной НПК участвовало уже пять человек. Паргунькина Екатерина заняла 1 место , Захарова Алёна – 3 место в секции «Естествознание». Также девочки участвовали  на Открытой студенческой  научной конференции Чебоксарского политехнического института ГОУ ВПО МГОУ. Захарова Алёна заняла 2 место в секции «Химия и экология» с работой «Какую воду мы пьём?» В этом году в школьной НПК участвовало уже 7 человек.

Секция «Естествознание. Живая природа»

Васильева Ольга «Польза пчёл» - 2 место

Измайлова Анастасия «Плесень» - 3 место

Секция «Естествознание. Нежвая природа»

Захарова Алёна «Почему чипсы вредны для здоровья?»- 1 место

Милосердова Евгения «Экология Новоюжного района» - 2 место

Также Милосердова Евгения и Захарова Алёна заняли 3 место в секции «Химия и экология» на Открытой студенческой  научной конференции Чебоксарского политехнического института ГОУ ВПО МГОУ. 

     Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Развитие творческих способностей школьников на внеклассных мероприятиях.

        Внеклассную работу в классе  я веду  с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.

1 класс - развитие коммуникативных  навыков,

2-4 классы - вовлечение каждого  ученика в творческую активную  деятельность.

Формы проведения внеклассных мероприятий

  • творческие игры, праздники, конкурсы, концерты
  • музыкальные спектакли
  • субботники, организация дежурств по классу
  • классные часы, беседы викторины
  • экскурсии в музеи и на выставки города, в другие города
  • участие в школьных, городских, Российских конкурсах.

            В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно-познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив. Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы.

Информация о работе Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности