Развитие творческого воображения ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить возможности развития творческого воображения у школьников.
Объект исследования – особенности творческого воображения детей. Предмет исследования – развитие творческого воображения школьников. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
Рассмотреть особенности развития творческого воображения у учащихся средней школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Психологические особенности учащихся средней школы……………………..7
2. Понятие и виды воображения в психолого-педагогической науке………......11
3. Особенности творческого воображения у учащихся средней школы………..19
4. Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности………………………………………………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………...26
Список литературы …………………………………………………………………28
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Забайкальского края

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

 

 

                   

 

 

                 Курсовая работа

Студентки 4 курса

                            специальности 050201 Математика

                         Халаевой Дарьи Игоревны

                         Развитие творческого воображения  ребёнка

 

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите:                                                                 Руководитель:

Зав. ПЦК математики и информатики                                      Т.Н. Аксёнова

______________ Гладких И.В.

«____» ______________ 201_г.

 

 

 

 

 

Чита – 201_

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Психологические особенности учащихся средней школы……………………..7

2. Понятие и виды воображения в психолого-педагогической науке………......11

3. Особенности творческого воображения у учащихся средней школы………..19 4. Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности………………………………………………………………………..23

Заключение ………………………………………………………………………...26

Список литературы …………………………………………………………………28

Приложение

 

Введение

Проблема  развития способностей не нова для  психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей  волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в  том, чтобы человек начал трудиться  именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого  школа должна помочь воспитанникам  найти свое место в жизни.

Проблема  развития творческого воображения  детей актуальна тем, что в  последние годы  перед обществом  встала проблема сохранения интеллектуального  потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для  одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория  людей является главной производственной и творческой силой прогресса.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 11-летней школе)» делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.      Главная задача школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Учителя, обеспечивая реализацию условий развития творческого воображения при обучении учащихся, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность. В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж.Пиаже, З.Фрейд). При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка). Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К.Коффка, Р.Арнхейм). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов. Представители третьего подхода (Т.Рибо, А.Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).

В отечественной  психологии исследования, посвященные  развитию воображения у детей  школьного возраста, также занимают значительное место. Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.А.Петровского, Е.С.Полат и др. Как показали исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, В.А.Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

Таким образом, творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Цель данной курсовой работы: изучить возможности  развития творческого воображения у школьников.

Объект исследования – особенности творческого воображения детей.

Предмет исследования – развитие творческого воображения школьников.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
  2. Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
  3. Рассмотреть особенности развития творческого воображения у учащихся средней школы.

Использовались следующие методы: изучение научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

Работа составлена из одной теоретической части.

Структурно  работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психологические особенности учащихся средней школы

 

Ребенок, став школьником, получает большие возможности  для контактов с незнакомыми  детьми и взрослыми, включается в  дополнительное образование (начинает заниматься в музыкальной школе, посещать различные секции и кружки).Также школьник ощущает и ужесточение, и обогащение своей жизни, и это дает ему основание осознавать свой новый возраст как ценный.

Для ученика средней школы характерны и определенные социально – психологические особенности. Картина мира (отношение к нему) у большинства школьников – это яркая картина реального и воображаемого бытия, но упрощенная, плоская, необъемная. Школьник в начале данного периода своего развития не воспринимает мир отдельно от себя: он слит с семьей, страной, народом, природой. К концу рассматриваемого возраста такая синкретичность (нерасчлененность) и врожденный оптимизм изживаются.

Мир предстает  перед школьником как бесконечное  пространство для познания и взаимодействия с природой. И это пространство защищено многочисленными взрослыми, поэтому отношения школьника с миром можно условно назвать комфортным. Со временем эти отношения становятся более сложными по своему характеру.

В отношениях школьника со сверстниками наблюдается  определенная динамика. Если вначале  обучения в первом классе симпатии объединяют детей просто знакомых до школы, то к окончанию начальной  школы картина меняется – влияние  учителя ослабевает, а основанием для принятия или приязни становятся (как в любом школьном возрасте) самые разные факторы – внешняя  привлекательность, совместные занятия  вне школы, пребывание в одном  лагере летом, признание другими  детьми и т.д.

Адекватно оценивая значимость взрослых в своей жизни  и почти полную зависимость от них, школьник в тоже время осознает и свое значение в жизни взрослых. Он хорошо понимает, что жизнь, здоровье, благополучие ребенка, по крайней мере, для самых близких, - ни с чем не сравнимые ценности. И это часто провоцирует школьника на манипулирование чувствами родителей, других родственников, иногда даже учителей с целью привлечь к себе внимание.

Самыми близкими и поэтому самыми идеализируемыми  людьми для школьника являются мама, папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра. Разрушить доверие к ним чрезвычайно трудно. Ребенок вопреки очевидным фактам, отстаивает свое представление о родных как о самых замечательных людях, что называется, до последнего.

Ученику средней школы отличаются и своеобразной системой потребностей, которая содержит не только потребности, присущие всем людям, но и собственно возрастные потребности.

Школьнику по – прежнему интересны рисование и конструирование. Он любит петь, танцевать, мастерить, у него яркий познавательный интерес, основанный на интуитивном принятии ценности знания. Высокая эмоциональность, недостаточная способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения.

Во всех школьных коллективах нужен настрой на инициативу и творчество, на развитие потребности в творчестве у каждого  учащегося. Все это открывает  перед учительством новые проблемы. Актуализации проблемы воспитания творческой личности ставит перед необходимостью внесения нового в методику обучения, обеспечения более высокого уровня самостоятельности школьников, доверие к ним. Учитель, который прежде всего ценит в детях послушание, ждет от них подталкивание не вызывает их на живой обмен мнениями, сегодня выглядит несовременно. Если на уроке учитель говорит, а ребята слушают, значит, он работает один, а дети находятся в «творческом простое». Сегодня так строить урок нельзя.

Главное интеллектуальное качество, которое надо воспитывать, - продуктивность мышления, т.е. способность  создавать новое, то чего раньше не было, добиваться результата, обладающего  новизной и общественной значимостью. Свежий взгляд на привычное, высказанное  школьником, догадка, оригинальный план работы, интересное предложение - все  это результаты продуктивного мышления [5, с. 83].

Задача учителя  состоит в том, чтобы целенаправленно  развивать продуктивную активность сознания учащихся, готовить их к творческому  труду.

Потребность в творчестве - сложная духовная потребность. Она пока не у всех в полной мере развита. А между тем процессы, происходящие в обществе, требуют творческой самоотдачи от каждого человека. Пробуждение человека к творчеству открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности, к реализации своих способностей.

Развить заложенную в каждом ребенке способность  к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать то, как исполнитель, то как творец, как  этого требует реальная жизнь, - значит воспитать поколение, которое будет  преодолевать застылость форм и методов  работы, всякие застойные явления, препятствующие ускорению социально- экономического развития общества. Внимание к этой стороне воспитания дает гигантское приращение духовных возможностей человека, будет способствовать целеустремленности и эффективности его действий, перестройке мышления, выработке  новой психологии, утверждения динамизма  как нормы бытия.

Пусть в каждом общественно-полезном деле ребенка  проявляется творческий подход. Масштаб  его творчества пока ограничен. И  вместе с тем он постоянно решает новые для него задачи, делает для  себя новые открытия. И уровень  творческого отношения в каждом конкретном случае у разных детей  разный.

Есть дети, у которых нет установки на самостоятельность, активность, творчество. Все эти качества однонаправлены, характеризуют одну и ту же сторону развития личности. Активность, направляемая чужой волей, не является творческой активностью. Лишь соединяясь с самостоятельностью, она становится основой формирования творческого подхода к жизни [5, с. 77].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и виды воображения в психолого-педагогической науке

 

По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная  человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального  и эмоционально-смыслового опыта.

Я.Л. Коломенский  определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых  образов и идей на основе имеющихся  представлений 

Воображение - это способ овладения человеком  сферой возможного будущего, придающий  его деятельности целеполагающий и  проектный характер.

Л.С. Выготский  описывая связь воображения с  действительностью, убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается  на опыт человека, отражает его эмоциональное  настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит  свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.

Характерным свойством воображения является и его относительная независимость  от “наличной ситуации”, свободная  игра импровизации, способствующая возникновению  новообразований.

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов  путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом  опыте.

Процессы  воображения имеют аналитико-синтетический  характер. Воображение – отражение  действительности в новых, неожиданных  сочетаниях и связях. Воображение  школьника отличается от воображения  взрослого, оно смутно, схематично и  стереотипно. Ведь в основе воображения  лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.

Воображение – это психический процесс  создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в  новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Воображение в собственном своем специфическом  смысле слова может быть только у  человека. Только у человека, который  как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается  подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той  деятельности человека, посредством  которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек  изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно  связано с реальным преобразованием  ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы[3, c.86].

Всякое воображение  порождает что-то новое, изменяет, преобразует  то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, например, в том, человек, исходя из знаний и  опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст  себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

Информация о работе Развитие творческого воображения ребёнка