Развитие творческого воображения ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить возможности развития творческого воображения у школьников.
Объект исследования – особенности творческого воображения детей. Предмет исследования – развитие творческого воображения школьников. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
Рассмотреть особенности развития творческого воображения у учащихся средней школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Психологические особенности учащихся средней школы……………………..7
2. Понятие и виды воображения в психолого-педагогической науке………......11
3. Особенности творческого воображения у учащихся средней школы………..19
4. Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности………………………………………………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………...26
Список литературы …………………………………………………………………28
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.93 Кб (Скачать файл)

Воображение может, предвосхищая будущее, создать  образ, картину того, что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли [14, c.324].

Воображение – одна из фундаментальных характеристик  человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве.… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»[13, c.116].

Д. Дидро  восклицал: «Воображение! Без этого  качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение  – это способность вызывать образы»[13, c.63].

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и  связях. Воображение преобразует  действительность и создает на этой основе новые образы.

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому  способно активно преобразовывать  жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми  сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение – познавательный процесс и имеет  в своей основе аналитико-синтетическую  деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез –  объединить в новые, до сих пор  не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система  образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит  из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение  мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем[15, c.52].

Физиологическая основа воображения – образование  новых сочетаний, из временных нервных  связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Основное  значение воображения состоит в  том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного  результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических  функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и  иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана с мышлением  и органически в него включена.

Вторая функция  воображения состоит в регулировании  эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую  ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция  воображения связана с его  участием в произвольной регуляции  познавательных процессов и состояний  человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью  искусно вызываемых образов человек  может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять  восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция  воображения состоит в формировании внутреннего плана действий –  способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая  функция – это планирование и  программирование деятельности, составление  таких программ, оценка их правильности, процесса реализации[2, c.87].

В психологии выделяют следующие виды воображения:

Непроизвольное  или пассивное воображение –  новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки  воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются  непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии  может происходить то же самое. Сеченов  говорил, что сновидения – это  «небывалые комбинации бывалых впечатлений».

Когда человек  спит, его сознание как бы отступает  на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон  бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна  и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидения являются:

- чувственная  достоверность. Когда я вижу  сон, я ни на минуту не  сомневаюсь, что все это происходит  со мной наяву. Лишь проснувшись,  «стряхнув» с себя сон, я  смогу критически отнестись к  приснившимся фантазиям;

- невероятная  причудливость, необычность связей  и сочетаний образов;

- явная связь  с насущными потребностями человека.

Несмотря  на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы  сновидений.

Например, поводом  для сновидений могут послужить, раздражения которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой  проломился лед, или, что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

Произвольное, или активное воображение – это  процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно  поставленной целью в той или  иной деятельности. Этот вид воображения  возникает в раннем возрасте, и  наибольшее развитие получает в детских  играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.). Необходимость  построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) воображение  разделяется на воссоздающее, или  репродуктивное и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение  – это построение образа предмета, явления в соответствии с его  словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего  воображения возникают новые  образы, но новые субъективно, для  данного человека, а объективно они  уже существуют. Они уже воплощены  в определенных предметах культуры[4, c.289].

Воссоздающее  воображение играет важную роль в  жизни человека, оно позволяет  людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе.

Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое  воображение – это самостоятельное  создание новых образов, которые  реализуются в оригинальных продуктах  деятельности. Образы создаются без  опоры на готовое описание или  условное изображение[12, c.42].

Роль творческого  воображения огромна. Создаются  новые оригинальные произведения, которых  никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что  начинаешь относиться к ним, как  к живым.

Источник  творческой деятельности – общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей.

Наиболее  сложный прием творческого воображения  – типизация.

Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее.

Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить ее единичное  лицо или событие, а типичное, много  раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс  разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений  с другими людьми).

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной прием  создания творческих образов используется, в зависимости от цели, стоящей  перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое  значение приобретает аналогия, в  изобразительной деятельности –  акцентирование, типизация, в литературном труде – типизация[11, c.328].

Особый вид  воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы  жизни и деятельности конкретного  человека, конкретной личности. Мечта  позволяет намечать будущее и  организовывать свое поведение для  его осуществления.

Еще один вид  творческого воображения – фантазия или мечтательность.

Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно  с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и  научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат  творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение[7, c.37].

Таким образом, под воображением будем рассматривать  психический процесс создания нового в форме образа, представления  или идеи. В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.

В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и  творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта. Об особенностях развития воображения у детей пойдет речь в следующем параграфе.

3. Особенности творческого воображения у учащихся средней школы

 

Творческое  воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и  особенностей развития (присутствия  какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных  структур образа "Я"; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности  процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка  складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей  сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и  направляет процесс творчества, у  ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение  у ребенка работает иначе, чем  у взрослого.

В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение  богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в  фантастическом мире более, нежели в  реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые  отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается  и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения  во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей  фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, "трезвого расчетливого рассудка";

зрелость – подчинение воображения уму и интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

У детей школьного возраста воображение  имеет свои особенности.

 Школьный возраст характеризуется активизацией вначале воссоздающего воображения, а затем и творческого. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным.

Средний школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятный, сензитивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные.

Информация о работе Развитие творческого воображения ребёнка