Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить возможности развития творческого воображения у школьников.
Объект исследования – особенности творческого воображения детей. Предмет исследования – развитие творческого воображения школьников. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
Рассмотреть особенности развития творческого воображения у учащихся средней школы.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Психологические особенности учащихся средней школы……………………..7
2. Понятие и виды воображения в психолого-педагогической науке………......11
3. Особенности творческого воображения у учащихся средней школы………..19
4. Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности………………………………………………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………...26
Список литературы …………………………………………………………………28
Приложение
Особенностью воображения школьников, проявляющегося в учебной деятельности, вначале является опора на восприятие (первичный образ), а не на представление (вторичный образ). Например, учитель предлагает на уроке детям задачу, требующую представить себе ситуацию. Это может быть такая задача: «По Волге плыла баржа и везла в трюмах ... кг арбузов. Была качка, и ... кг арбузов лопнуло. Сколько арбузов осталось?». Конечно, такие задачи запускают процесс воображения, но нуждаются в специальных орудиях (реальных предметах, графических образах, макетах, схемах), иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Для того чтобы понять, что произошло в трюмах с арбузами, полезно дать рисунок баржи в разрезе.
По мнению Л.Ф.Берцфаи, продуктивное воображение должно обладать следующими чертами, чтобы ребенок безболезненно вошел в школьные условия обучения :[9]
− с помощью воображения он должен быть способен к воспроизведению принципов строения и развития вещей;
− обладать умением видеть целое раньше его частей, т.е. способностью создания целостного образа любого предмета;
− для продуктивного воображения ребенка характерна «надситуативность», т.е. тенденция к постоянному выходу за рамки данных условий, к постановке новых целей (что является основой будущего умения и желания учиться, т.е. основой учебной мотивации);
− мысленное экспериментирование с вещью и способность к включению предмета в новые контексты, а следовательно, способность к нахождению способа или принципа действия.
Творчество ребенка определяется двумя факторами :[10]
субъективным (развитие анатомо-физиологических особенностей);
объективным
(воздействие явлений
Наиболее яркое и свободное проявление воображения школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев.
Неустанная работа воображения — эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру.
Выделяют следующие этапы творческого воображения у детей :[11]
Последний этап имеет особое значение для детей.
Условия развития
творческого воображения
Общие положения для понимания индивидуального подхода к обучению. Во-первых, признание за учеником в процессе обучения его субъективности. Во-вторых, обучение – это не только преподавание, но и учение (особая индивидуальная деятельность ученика, а не прямая проекция преподавания). В-третьих, исходным моментом обучения является не реализация конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для удовлетворения развития ученика. В-четвертых, общение между субъектами обучения понимается, прежде всего, как личностное общение.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
4. Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся мы понимаем «..комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».[13]
Через творчество
у ребенка развивается
А.А.Волкова
утверждает: «Воспитание творчества
- разностороннее и сложное воздействие
на ребенка. В творческой деятельности
взрослых принимают участие ум (знания,
мышление, воображение), характер (смелость,
настойчивость), чувство (любовь к красоте,
увлечение образом, мыслью). Эти же
стороны личности мы должны воспитывать
и у ребенка для того, чтобы
успешнее развивать в нем творчество.
Обогатить ум ребенка разнообразными
представлениями, некоторыми знаниями
- значит дать обильную пищу для творчества.
Научить внимательно
И.Я.Лернером выделены следующие черты творческой деятельности:[15]
- самостоятельный перенос
- видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
- видение новой функции
- умение видеть альтернативу решения;
- умение комбинировать ранее
известные способы решения
- умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.
Так как творческая
деятельность предполагает выдвижение
разных подходов, вариантов решения,
рассмотрение предмета с разных сторон,
умение придумывать оригинальный необычный
способ решения - все эти черты
творческой деятельности неразрывно связаны
с воображением. Естественно, что
ребёнок создаёт субъективно-
Очень большое значение в процессе обучения имеет воссоздающее воображение, т.к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.
Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.[16]
Заключение
Актуальность проблемы развития творческих способностей школьников среднего возраста обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач среднего образования, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся.
В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому в данном исследовании развитие креативных способностей учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности школьников, под которой понимается продуктивная форма деятельности учащихся средней школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры.
На основе научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста осуществлен анализ проблемы развития творческого воображения учащихся средней школы.
Уточняется смысл таких понятий, как «воображение», «творческое воображение», «творческое воображение школьников»; особенности проявления творческого воображения у детей среднего школьного возраста; показано своеобразие подходов к рассматриваемой проблеме, формулируются основополагающие характеристики изучаемого явления.
Рассматриваемый возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей;
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка;
3. Самостоятельное
решение ребенком задач,
4. Предоставление
ребенку свободу в выборе
5. Доброжелательная помощь, а не подсказка взрослых;
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями.
Важно целенаправленно развивать творческое воображение в школе.
Таким образом, в результате исследования я пришла к следующим выводам:
1.Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира. Деятельность педагога направлена прежде всего на формирование и развитие творческого воображения;
2. Существует два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение бывает в свою очередь произвольным и непроизвольным. Активное воображение включает такие подвиды, как творческое воображение и воссоздающее;
3.Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
Список литературы
Информация о работе Развитие творческого воображения ребёнка