Развитие видов мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Любая деятельность человека, человеческая практика может быть успешной только тогда, когда она сообразуется с законами природы и общества в данной области действительности, соответствует этим законам. Практика, которая противоречит законам природы, не считается с ними, не может быть успешной.
Обучение детей есть вид практики. Чтобы быть успешным, оно, как всякая практика, должно сообразовываться, отвечать объективным законам природы. Очевидно, что речь должна идти о законах приобретения знаний и законах психического, в частности, умственного познавательного развития.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 60.28 Кб (Скачать файл)

Методика «Исключение лишнего предмета». Автор: Белопольская Н.Л.

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка

Подготовка исследования. Подготовить 10 таблиц размером 12*12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них – лишний, например, кукла, пирамидка, матрешка и платье.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3 – 7 лет. Ребенку  показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвертый лишний. Как ты думаешь, какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?»

Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку (категориальный уровень обобщения) или делает обобщения на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации (нулевой уровень обобщения). Также выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов. Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также как зависит процесс обобщения от возраста детей.

 

Методика «Кубики КООСА»  Автор: Векслер Д.

Цель: изучение наглядно-образных форм мышления, нарушения пространственной ориентации, способности осуществлять конструктивный праксис, способности к анализу и синтезу.

Материал: набор кубиков, раскрашенных одинаково; набор карточек с узорами возрастающей сложности; прозрачная накладка (сетка) на узоры, которая расчленяет его на части, соответствующие количеству кубиков.

Проведение задания:

Перед ребенком выкладывается 9 кубиков со словами: «Ты любишь играть в кубики? Посмотри на мои, они необычно раскрашены: есть стороны полностью белые, полностью красные, а есть окрашенные в два цвета. Кубики все одинаковые, но если их по-разному поворачивать и складывать друг с другом, то можно получать из них различные узоры. Возьми сколько тебе надо для работы кубиков и выложи узор как на картинке. Затем показываем чертежи в возрастающей сложности и предлагаем сложить узоры, фиксируя процесс выполнения задания».

Виды помощи:

Оказание помощи строится не по строго зафиксированным этапам, а гибко. Вначале в качестве условий преодоления затруднений используются стимулирующие и эмоционально-регулирующие виды помощи, затем оказывается направляющая и организующая помощь. Затем следует оказывать содержательную обучающую помощь с грубым и подробным членением образца.

Оценка результатов:

А) самостоятельно выполненные узоры оцениваются в один балл;

Б) при оказании направляющей и организующей помощи и дальнейшем самостоятельном выполнении задания – 0,5 балла;

В) при оказании обучающей помощи, грубом и подробном членении образца – 0,25 балла.

Выводы о степени овладения наглядно-образным мышлением:

6,5 – 7 баллов  – высокая степень;

5 – 6,25 баллов  – средняя степень;

менее 5 баллов – низкая степень

 

Методика «Последовательные картинки». Автор: Векслер Д.

Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, а также оценка общего развития речи.

Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей. Можно использовать «Рисунки в картинках» Л.Радлова или «Забавные истории» С.Сутеева.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 – 7 лет. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда – третью, сюда - последнюю».

После того как ребенок разложит все картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий.

Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть хорошо развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания – считается ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многословность, лаконичность или чрезмерная детализация, эмоциональность.

Анализ результатов:

5б –  подробный целостный рассказ, охватывающий  все картинки, богатый словарный  запас.

4б –  целостный рассказ по всем  картинкам с малым количеством  подробностей, с небогатым словарным  запасом.

3б –  короткий малоподробный рассказ, сохраняющий элементы единой  структуры.

2б –  подробное описание отдельных  картинок без связывания их  в единый сюжет.

1б –  неприятие и неисполнение задания.

Выводы об общем развитии речи:

1 –2 балла  – низкий уровень.

3 –4 балла  – средний уровень.

5 баллов  – высокий уровень.

 

 

 

2.2. Анализ результатов  исследования.

 


2 этап. Проведение  исследования. Исследование проводилось  в двух группах детей  старшего  дошкольного возраста, в одну  из которых входили дети с  фонетико-фонематическим недоразвитием  речи, другая состояла из детей  возрастной нормы. Количество детей  в каждой группе – 10  человек.

1 группа  – дети с фонетико-фонематическим  нарушением речи. Неполноценная  речевая деятельность накладывает  отпечаток на формирование у  детей сенсорной, интеллектуальной  и аффективно-волевой сферы. Отмечается  недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его  распределения. При относительно  сохранной смысловой, логической  памяти у детей снижена вербальная  память, страдает продуктивность  запоминания. Они забывают сложные  инструкции, элементы и последовательность  заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления этих детей. Обладая в целом  полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.

Состояние связной речи таких детей характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций, отмечаются трудности распространения предложений и словообразования. В активном словаре ребенка преобладают существительные и глаголы.

2 группа  – дети возрастной нормы. Во  всех видах деятельности старшего  дошкольника развиваются мыслительные  операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление  причинно-следственных связей, понимание  взаимозависимостей, способность рассуждать. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Дети могут сами составить рассказ по картине, серии сюжетных картинок, придумать сказку. Они используют в речи предложения разных видов, имеют широкий запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

    1. Исследование уровня обобщения.

Уровень обобщения

1 группа

кол-во детей, в %

2 группа

кол-во детей, в %

Нулевой

50

-

Конкретный

30

-

Функциональный

20

40

Категориальный

-

60


 

При выполнении этой методики в 1 группе детей отмечены трудности следующего характера: половина детей в больших вариантах задания ограничивалась описанием отдельных предметов, пытались угадать верные решения. Третья часть  детей проводили обобщение на конкретном уровне, предлагали иногда ситуационное увязывание группы предметов. Только два ребенка смогли обобщить группы предметов на функциональном уровне: этим шить, вещи, чтобы носить и т.д.

Во второй группе большая часть детей способна обобщать на категориальном уровне: животные и растения, транспорт и лошадь, дикие и домашние животные. Лишь четвёртая часть детей использует для обобщения функциональные признаки: ехать, шить.

Таким образом, результаты выполнения этой методики свидетельствуют о более высоком уровне развития образно-логического мышления у детей с нормальным речевым развитием.

 

 

 

    1. Степень овладения наглядно-образным мышлением.

Группа

Серии  задания

Степень овладения

А

Б

С

1

2

3

4

Высок.

6,5-7б.

Средн.

5-6,25б

Низкая

менее 5б.

1 группа,

кол-во детей, в %

100

90

80

80

70

60

50

50

20

30

2 группа, кол-во детей, в %

100

100

100

100

100

90

90

80

20

-


Таким образом, средний балл степени овладения наглядно-образным мышлением в 1 группе составляет – 5,25, а во второй – 6,85. Это свидетельствует о большей сформированности наглядно-образного мышления у детей с нормой речевого развития.

 

2.3. Способность устанавливать причинно-следственные связи.

 


В первой группе 40% детей верно установили последовательность картинок с первого раза, 30% - установили верную последовательность со второй попытки, 30% затруднились с определением очередности происходящих событий. Необходима была помощь в форме наводящих вопросов экспериментатора четвертого и пятого уровней, относящихся к обучающей помощи, типа: «Почему мальчик бежал?», «Вот начало истории, а что случилось дальше?».

Во второй группе результаты следующие: 80% детей верно установили последовательность картинок с первой попытки, 20% - справились с заданием после уточнений экспериментатора.

 

 

    1. Общее развитие речи.

Уровень развития речи

1 группа

кол-во детей, в %

2 группа

кол-во детей, в %

Высокий

-

60

Средний

30

40

Низкий

70

-


Дети первой группы, даже при правильном понимании причинно-следственных связей, испытывали сложности в составлении рассказа, в основном было описание конкретного действия, изображенного на картинке, с малым использованием в речи прилагательных, распространенных предложений. Большинство детей в группе имеют низкий уровень развития речи. Средний балл уровня развития речи в группе составил – 2,3.

Во второй группе большинство детей справились с заданием быстро, верно установив последовательность событий, составили подробный целостный рассказ, используя в речи предложения разных видов. Средний балл уровня развития речи в группе составил – 4,5.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Обладая в целом  полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.

Информация о работе Развитие видов мышления у детей старшего дошкольного возраста