Развитие видов мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Любая деятельность человека, человеческая практика может быть успешной только тогда, когда она сообразуется с законами природы и общества в данной области действительности, соответствует этим законам. Практика, которая противоречит законам природы, не считается с ними, не может быть успешной.
Обучение детей есть вид практики. Чтобы быть успешным, оно, как всякая практика, должно сообразовываться, отвечать объективным законам природы. Очевидно, что речь должна идти о законах приобретения знаний и законах психического, в частности, умственного познавательного развития.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 60.28 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ показывает отставание у детей с ФФНР развития исследованных видов мышления: наглядно-образного, образно-логического, словесно-логического. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что нарушение речевого развития влияет на развитие мышления  детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение


Таким образом, все высшие психические функции объединяет тот общий признак, что они являются опосредованными процессами, т.е. включают в свою структуру как центральную и основную часть всего процесса в целом, и употребление знака как основного средства направления и овладения психическими процессами.

    В интересующей нас  проблеме таким знаком является  слово, выступающее в роли средства  образования понятий и становящееся  позже его символом. Важнейшая  роль слова состоит в том, что  в своем значении оно обобщенно  отражает действительность, существующую  вне и независимо от индивидуального  человеческого сознания. Смысл отражает  не только объективный, но и  субъективный мир данного человека  и сугубо индивидуален.

   В речи, насыщенной субъективным  смысловым содержанием, отражается  вся психология человека, и это  обстоятельство является основанием  для использования речи в системе  личностной психодиагностики.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Обладая в целом  полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.

Сравнительный анализ показывает отставание у детей с ФФНР развития исследованных видов мышления: наглядно-образного, образно-логического, словесно-логического. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что нарушение речевого развития влияет на развитие мышления  детей старшего дошкольного возраста.

 

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


  1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400с.
  2. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  3. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.
  4. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления.//Вопросы философии. – 1977. - №4.
  5. Леонтьев А.А. Выготский Л.С. М.: Просвещение, 1990, 158 с.
  6. Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Венгера Л.А. М.: Просвещение, 1985, 271 с.
  7. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М.: Владос, 1995, 576 с.
  8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528  с.
  9. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
  10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000, с. 416.
  11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995. – 232 с.
  12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
  13.   Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: АО «Столетие», 1994, 192с.
  14. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся/ Под ред. Давыдова В.В., Нежновой Т.А. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

 


Информация о работе Развитие видов мышления у детей старшего дошкольного возраста