Развитие воображения дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..31 Общее представление о воображении……………………………..........…….7
1.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте…………..…….….11
1.2. Виды, функции и этапы развития воображения дошкольника.……..…15
2.методика исследования……………………………………………………..20
2.1. Организация и методы исследования……………………………………20
2.2. Обсуждение результатов…………………………………………………21
3 Анализ результатов исследования……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курс по воображению.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)


23

 

Содержание:

 

 

 

Введение…………………………………………………………………….……..31 Общее представление о воображении……………………………..........…….7

   1.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте…………..…….….11

   1.2. Виды, функции и этапы развития воображения дошкольника.……..…15

    2.методика исследования……………………………………………………..20

   2.1. Организация и методы исследования……………………………………20

   2.2. Обсуждение результатов…………………………………………………21

3 Анализ результатов исследования……………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы……………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. 

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития.               Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий.

 

Целью курсовой работы стал вопрос об особенностях воображения детей-дошкольников пятого года жизни в речевой и изобразительной деятельности.

Объект: воображение детей дошкольного возраста (5 лет).

Предмет:  воображение в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (5 лет).

Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы: воображение в речевой деятельности развито лучше, чем в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста (5 лет).

Для подтверждения выдвинутой гипотезы я предлагаю последовательное решение в рамках курсовой работы следующих задач:

1.      Изучить литературные источники по данной теме;

2.      Сравнить особенности воображения в речевой и изобразительной

деятельности детей 5 лет и выявить доминанту;

Методы и методики: сравнительный метод («поперечных срезов»), наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных когнитивных образований субъекта, воображение наиболее тесно связано с развитием эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. Именно в нем можно увидеть тот узел "аффекта и интеллекта", который связывает эмоциональную и интеллектуальную жизнь личности.

Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так, как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Накопленные же в психологии данные позволяют с уверенностью говорить о наличии общих закономерностей для самых различных творческих процессов, в том числе и для воображения. Так, И.М. Розет пишет: "Мысль об универсальности психологических закономерностей, управляющих творческими процессами во всех сферах человеческой деятельности, можно считать общепризнанной, причем она с большой категоричностью утверждается в различных новейших исследованиях".

Надо отметить, что именно выявление универсальных закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения, может лечь в основу построения новых программ обучения дошкольников, так как, по мнению Л.А. Венгера, "своеобразие дошкольного обучения в том, что "стержнем" должно быть формирование способностей, а знания, умения и навыки следует подбирать исходя из того, что они могут дать для развития ребенка".

То есть необходимо создание специальных развивающих программ, в которых воображение с тем или иным уровнем успешности складывалось бы не при обучении ребенка разным видам деятельности, но которые были бы прямо направлены на развитие наиболее существенных механизмов воображения дошкольника.

Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствовали бы активизации творческих способностей, общих для самых разных видов деятельности.

Этот подход становится особенно актуальным и при изучении детской одаренности. Большинство авторов, изучавших эту проблему, подчеркивают, что возможно выделение особой творческой одаренности вне зависимости от конкретных видов деятельности либо в качестве самостоятельного вида одаренности, либо в качестве обязательного компонента интеллектуальной одаренности в целом. Поэтому и создание дифференциальных программ обучения, в частности, программ обучения творчески и интеллектуально одаренных детей, требует выявления общих закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Общее представление о воображении

 

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

         Важнейшее значение воображения в том, что оно  позволяет представить  результат  труда  до  его  начала,  тем    самым,  ориентируя человека в процессе  любой  творческой    деятельности. Оно  позволяет  принять  решение  при отсутствии должной полноты знаний.

              Воображение[1] – это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте.

Происходит отражение реальной действительности в новых,    непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.  Синтез    представлений    в    процессах    воображения осуществляется в различных формах:

         - агглютинация - соединение  не соединяемых  в  реальности качеств, свойств, частей предметов;

         - гиперболизация - увеличение или  уменьшение  предмета, изменение качества его частей;

         - заострение - подчеркивание каких-либо признаков;

        - схематизация – сглаживание различий предметов и выделение сходства между ними;

         - типизация - выделение существенного, повторяющегося  в     однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. 

Воображение по степени  выраженности  активности  бывает  пассивное и активное. Пассивное характеризуется созданием образов, которые  не  воплощаются  в  жизнь,  программ,  которые    не осуществляются  или  вообще  не  могут  быть    осуществлены.

Пассивное  воображение  может  быть  преднамеренным (создает   образы  /грезы/,  не  связанные  с   волей,    которая    могла    бы   способствовать их воплощению в жизнь)    и  непреднамеренным (наблюдается  при ослаблении деятельности сознания, при  его  расстройствах,  в  полудремотном состоянии, во сне).

              Активное  воображение   может    быть    творческим    и воссоздающим. 

              Творческое воображение[2]- создание нового оригинального и  синтез  накопленных  человеком  знаний.  Возникшее  в   труде творческое воображение предполагает самостоятельное  создание образов, реализуемых в  продуктах  деятельности,  и  является неотъемлемой стороной технического, художественного  и  иного творчества. 

              Воссоздающее  воображение[3] -  на   основе    воспринятой знаковой системы,  словесной,  числовой,  графической  и  др. наполнение  знаковой  системы  имеющимися  знаниями  человека (чтение художественной  литературы).  Имеет  в  своей  основе   создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

Возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Л.С. Выготский в своей книге отвечает на эти вопросы: «Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта»[4].

Для того чтобы понять психологический механизм воображения Выготский выделил четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.

Первая форма заключается в том, что «всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».[5] Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинации носят след сказочного, т.е. не отвечающего действительности, построения.

Второй формой является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности, т.е. воображение создает из опыта новые комбинации. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.

Третья форма связи проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться  в известные образы, соответствующие этому чувству. Входя в сумерках в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека или разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями.

Сущность последней четвертой формы связи заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому–нибудь реально существующему предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.           Особенности воображения детей в возрасте пяти лет

 

Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения.               Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии.

Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.

Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.               Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному.

Информация о работе Развитие воображения дошкольника