Развитие воображения дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..31 Общее представление о воображении……………………………..........…….7
1.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте…………..…….….11
1.2. Виды, функции и этапы развития воображения дошкольника.……..…15
2.методика исследования……………………………………………………..20
2.1. Организация и методы исследования……………………………………20
2.2. Обсуждение результатов…………………………………………………21
3 Анализ результатов исследования……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курс по воображению.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка.

Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, вершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка.               Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его.

Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами.               Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней.

Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.

Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают.

Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых.

Дети 5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением.

Известно, что взрослые из воспитательный соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий.               Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

В возрасте пяти лет, возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут, как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать.

Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогического воздействия связано снижение уровня продуктивного воображения на этом этапе развития.

"Эмоциональное" воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта. "Познавательное" - с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам.

Основное средство порождения идеи воображения, как и у детей более младшего возраста, - "опредмечивающий" образ. Однако на данном этапе этот образ уже наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации.               Слово уже начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.

К 5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Виды и функции воображения; этапы его развития

 

 

Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко[6], в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлагалось последовательно 20 карточек с геометрическими фигурами или с элементами предметных изображений. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. При обработке детских рисунков выявлялся коэффициент оригинальности каждого ребенка (количество его рисунков, не повторяющихся у него самого и у других детей группы) и качественный характер решения задачи на воображение.

О.М. Дьяченко выделила два основных способа решения таких задач. В первом ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь достраивает в своем воображении (например, квадрат выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр.) при этом способе ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечивая данную схему и придавая ей большее сходство с предметом. Этот способ был назван опредмечиванием. 

При втором способе предложенная для дорисовывания фигура используется качественно по-другому. Она включается детьми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки). Данный способ получил название включение. 

Возрастной анализ показал, что способ включения появляется только у детей старшего дошкольного возраста и его использование значительно повышает коэффициент оригинальности. Младшие и средние дошкольники пользуются преимущественно способом опредмечивания.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети творчески могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту собственного Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая или Чапаева, как раз и выполняют эту функцию.

К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат, а затем планирует следующий шаг.

Следующий этап в развитии дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.

Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами.

В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на вопрос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.

Познавательное воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка.

На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения.

Описанные этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда (по данным О.М. Дьяченко, только у 1/5 части всех детей). Без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.

             Анализируя процесс становления изображения Н.П.Сакулина     отмечает, что важно формировать у детей представление  таких     свойств предметов,  как  цвет,  пространственное  положение,     величина, масса, движение,  которые  затем  помогут  ребенку     создать это изображение.                Форма является носителем содержания   и выступает, поэтому как ведущий признак в изобразительной  деятельности. Но следует учитывать, что цвет наиболее сильно воздействует на эмоциональное восприятие ребенка. 

              Необходимо  заметить,  что   степень    выразительности  рисунка зависит от того, развито ли у  ребенка  воображение,   образное восприятие; она зависит  также  от  тех  навыков  и   умений,  которые  ребенок  приобрел  в  процессе   обучения.

              Кершенштейнер, производивший опыты над детским рисованием, распределяет весь процесс развития  детского  рисунка  на  4   ступени.

          1 ступень - ступень схемы.

          Ребенок рисует  схематические   изображения   предмета, очень далекие от правдоподобности и реальной передачи его.

          2 ступень.  Ее  называют  ступенью возникающего чувства формы  и   линии.  Пробуждается   потребность   не   только перечислить конкретные признаки описываемого предмета,  но и   передать   формальные   взаимоотношения    частей.   

              Смесь  формального  и  схематического изображения,  это еще рисунки  схемы,  и с другой стороны появляются  зачатки  изображения,   похожего  на  действительность. 

              Эта  стадия характеризуется   большим   числом    подробностей,    более    правдоподобным   размещением   отдельных   частей  предмета:  таких  вопиющих   пропусков,  как  пропуска  туловища,  не  замечается,   весь     рисунок приближается к действительному виду предмета.

          3 ступень,   по    Кершенштейнеру,    является    ступень  правдоподобного изображения,  при котором схема уже исчезает из детского рисунка. Рисунок имеет вид силуэта или контуров.  

          4 ступень -  пластического  изображения.  Отдельные  части     предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени,  появляется перспектива, передается движение и более  или менее полное пластическое впечатление от предмета.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Методика исследования

 

   Цель исследования:

Информация о работе Развитие воображения дошкольника