Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:34, курсовая работа
С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
Введение…………………………………………………………………….……..31 Общее представление о воображении……………………………..........…….7
1.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте…………..…….….11
1.2. Виды, функции и этапы развития воображения дошкольника.……..…15
2.методика исследования……………………………………………………..20
2.1. Организация и методы исследования……………………………………20
2.2. Обсуждение результатов…………………………………………………21
3 Анализ результатов исследования……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………...28
1. проанализировать рассказы и рисунки детей;
2. определить соответствие описаний и рисунков заданному тексту.
2.1 Организация и методы исследования
Испытуемые: 15 детей старшей группы (5 лет) детского сада, среди них 8 девочек и 7 мальчиков.
Материалы и оборудование: сказка «Машенька и медведь», листы белой бумаги 21x29 см, 2 набора из цветных карандашей.
Проведение: перед экспериментом проводилась психологическая разминка, цель которой – добиться спонтанности (раскованности) испытуемых. Эксперимент проходил индивидуально. В ходе эксперимента ребенку неторопливо и выразительно зачитывалась русская народная сказка «Машенька и медведь». После чтения сказки детям предлагали: - "Расскажи то, о чем говорится в сказке". Затем: «Нарисуй то, что говорится в сказке». Для рисования давалось 2 набора цветных карандашей 12-ти цветов и стандартный лист бумаги. Лист заранее не подписывался. В процессе эксперимента экспериментатор фиксировал все то, что говорил ребенок, его эмоциональные реакции и поведение. После того как рисунок закончен, у ребенка спрашивали: «Расскажи, что ты нарисовал». Ответы также фиксировались. По оставленным записям и рисункам детей составлялись таблицы для исследования полученных данных.
2.2. Обсуждение результатов
В ходе эксперимента на основе анализа протоколов было установлено, что инструкцию экспериментатора приняли все дети. Приступили к работе с желанием.
3 Анализ результатов исследования
АНАЛИЗ РАССКАЗА
На основании рассказов детей было установлено, что осознанность, т.е. наличие главной идеи сказки, присутствует во всех работах. Сюжет:
-85% детей из 15 воссоздали сказочный сюжет, состоящий из одной линии (это прогулка в лес, включающая встречу с медведем, придумывание способа вернуться домой, встреча с бабушкой и дедушкой). Сюжет в рассказах развивается и логически завершается.
-15% помимо основного, дети указали на встречу с персонажами, которые не были описаны в оригинале (это заяц, который подсказал дорогу к избушке медведя и бабочка, из-за которой Машенька заблудилась).
Композиция сказки выделена у 75% детей, из которых 45% - четко и правильно, а 30% не соблюдали последовательность композиции, например, меняя местами кульминацию и развязку. Остальные 25% опускали один или несколько составных частей композиции.
Все дети основывали свои рассказы как на главных героях (Машенька, медведь), так и на второстепенных (бабушка, дедушка, подруги, собаки). Лишь в 25% не была указана роль собак и в 70% - роль подруг.
Эмоциональное описание героев в большинстве случаев соответствовали отведенной роли в заданной сказке. Машенька выступала как маленькая, красивая, хорошая и сообразительная (хитрая) девочка в 55% рассказах детей; ей страшно, грустно, она плачет и пугается – 30%. Медведь – страшный, злой, хитрый – 55%, большой и лохматый – 15%, хороший – только в одном случае.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В 35% изложенных рассказов присутствовала только косвенная речь. Во всех остальных случаях использовалась прямая речь, диалоги.
АНАЛИЗ РИСУНКА
На основании анализа записей и самого рисунка было установлено, что:
-30% детей нарисовали больше, чем рассказали при описании работ. Эти дети выделили наиболее важные образы, те, что произвели на них большее впечатление.
-30% детей точно рассказали то, что они нарисовали.
-40% детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали.
В работе детей повторяются образы, описанные в сказке.
Удалось установить, что все дети нарисовали основной образ: Машеньку. Из них: 10 % детей нарисовали только Машеньку; 25% - основной образ на фоне пейзажа, в интерьере (лес, дом, поляна, солнце, облака и т.д.); - 65% - нарисовали как Машеньку, так и медведя на фоне пейзажа.
Можно сделать вывод, что дети выделили в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес. А сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив в рисунке наиболее значимый и запомнившийся объект.
В ходе эксперимента установлено, что дети чаще используют теплые тона (желтого, оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого). Этим они проявляют свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить. Но цвета адекватно соотносятся с цветами реальный предметов.
-15% из 15 испытуемых в своих работах использовали два цвета.
-35% - использовали четыре цвета.
-25% - использовали пять цветов.
-10% - использовали в работе шесть цветов.
-10% - восемь разных цветов.
-5% - использовали 9 разных цветов.
Цвет оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональное восприятие ребенка (20% - рисуют с интересом, увлеченно; 20% - в процессе рисования задумываются на некоторое время; 15% - в ходе рисования улыбаются, проявляют удовольствие).
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ
Не все дети сразу приступили к работе. Это выражалось так:
-20 % необходимо подумать, прежде чем приступить к работе. У этих детей образы создаются медленно. Работали дольше, чем остальные дети. 35% детей во время выполняют задания сосредоточенно, старательно.
-15% - эмоции во время работы не проявляли, хотя в рисунках используют яркие цвета.
-35% - после выполнения устало вздохнули, заулыбались, довольные проделанной работой.
Анализируя эмоциональный отклик детей важно отметить, что равнодушного отношения в этой группе детей не наблюдалось. 85% детей проявляли свои эмоции, у 15% такого проявления не наблюдалось.
В процессе рисования дети вели себя по-разному:
-15% испытуемых детей комментировали свои рисунки в процессе рисования. Этим проявляется их эмоциональный интерес к рисованию.
-75% из 15 детей рисуют молча, их увлекает сам процесс рисования,
лица детей сосредоточенные, серьезные, увлеченные. Погружены в свой
мир рисунка. Эгоцентрическая речь подверглась интериоризации, превращаясь во внутреннюю речь и в этой форме сохраняя свою планирующую функцию.
-10% из испытуемых детей в процессе рисования произносили фразы
не относящиеся к сказке, такие как:
1. - А у меня скоро день рождения.
2. – У моего дедушки есть собака. Его зовут Рекс.
Заключение
В результате проведенных анализов удалось установить, что дети справились с предложенным заданием.
Каждый по-своему воссоздал образы, проявляя оригинальность. Но выделяется общая закономерность, подтверждающая гипотезу о том, что воображение в речевой деятельности превалирует по отношению к воображению в изобразительной деятельности.
Дети выделяли в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес; сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив наиболее значимый и запомнившийся объект.
А рассказы детей подробно отображали сюжетную линию, композицию, описывали эмоциональные отношения главных героев друг к другу и к ситуации в целом. Что дает более полное воссоздание целостности и приближенности к оригиналу сказки.
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов.
Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Оно играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще и допуская значительно более «легкий» отлет от действительности.
Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности.
Наиболее ярко воображение проявляется в ролевой игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве).
Мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи.
Основным содержанием воображения детей является человеческое общение; именно оно служит материалом для создания воображаемых образов и ситуаций.
Список литературы:
1. Венгер Л.А. Психолог в детском саду М., 1995.
2. Веранса Н.С., Дьяченко О.М. Еще не поздно… М., 1992.
3. Выготский Л.С. Психология. М., 2002.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1992.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.
6. Давыдов В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1998.
7. Давыдов В.В. Новые исследования по психологии. №2 1995.
8. Детская практическая психология: Учебник \ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2003.
9. Дьяченко О.М. воображение дошкольника. М., 1986.
10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
12. ОбуховаЛ.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
13. Практикум по возрастной психологии: Под ред. Л.А. Головей,
Е.Ф. Рыбалко. М., 2001.
14. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990.
15. Рыбинский Е.М. Актуальные проблемы современного детства. М., 1992.
16. Словарь психолога-практика\ сост. Головин С.Ю. Мн., 2001.
17. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
18. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1997.
19. Урунтаева Г.А Дошкольная психология. М, 1999.
20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
21. Цукарь А.Я. уроки развития воображения. М., 2000.
22. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
1. Венгер Л.А. Психолог в детском саду М., 1995.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 С.
3 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1992.
4 Давыдов В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1998.
5 Давыдов В.В. Новые исследования по психологии. №2 1995.
6 Детская практическая психология: Учебник \ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2003.
7 Дьяченко О.М. воображение дошкольника. М., 1986.
8 Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
9 Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого – социальный институт, 2001. – 194 С.
10 Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1965. – 361 С.
11 Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
12 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
13 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 488 С.
14. Словарь психолога-практика\ сост. Головин С.Ю. Мн., 2001.
15. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. —
16 Смирнова Е.О. Детская психология: учеб.пособие.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 366 С.