Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 23:59, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема развития воображения дошкольников на занятиях психологии, включающая следующие этапы:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Анализ воображения как психического процесса.
Определение особенностей развития личности в дошкольном возрасте.
Планирование программы факультатива для дошкольников «Волшебное настроение».
Составление методические рекомендации по организации работы по развитию воображения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………
7
1.1 Воображение как психологический феномен…………………… 7
1.2 Развитие личности в дошкольном возрасте…………………….. 10
1.3 Механизм воображения у детей дошкольного возраста……….. 16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХОЛОГИИ…………………
21
2.1 Программа факультатива «Волшебное настроение»…………… 21
2.2 Методические рекомендации по организации работы по развитию воображения………………………………………………………
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 32
реферат
«Развитие воображения дошкольников на занятиях психологии»
Объем работы: 36 страниц, в том числе 2 приложения, 1 таблица, 30 наименований литературы.
Ключевые слова: воображение, воображение в дошкольном возрасте, преподавание психологии, факультатив.
В курсовой работе исследуется проблема развития воображения дошкольников на занятиях психологии, включающая следующие этапы:
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
В своём воображении младший дошкольник ещё мало самостоятелен, мало инициативен. Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети ещё плохо дифференцируют образы воображения и представления о действительно воспринятых предметах и явлениях. В своём воображении ребёнок этого возраста достигает значительно большей самостоятельности и инициативы.
Достигая довольно высоких ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.
оглавление
введение………………………………………………………… |
5 |
1. Теоретические
аспекты формирования |
7 |
1.1 Воображение как |
7 |
1.2 Развитие личности в дошкольном возрасте…………………….. |
10 |
1.3 Механизм воображения
у детей дошкольного возраста…… |
16 |
2. Методические
аспекты развития воображения
дошкольников на занятиях |
21 |
2.1 Программа факультатива «Волшебное настроение»…………… |
21 |
2.2 Методические рекомендации
по организации работы по |
26 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Список использованных источников……………………….. |
30 |
Приложение…………………………………………………… |
32 |
введение
Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая своё место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский писал: «...Думают, что с возрастом оно (воображение) слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души. Воображение ребёнка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека».
Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго — в начале третьего года жизни. На основе следов прежних раздражений, путём новых их сочетаний у ребёнка начинают возникать первые образы воображения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх преддошкольников, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми.
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.
В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребёнок.
В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.
Воображение дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.
Воображение является основой познавательной деятельности и способствует развитию интеллекта ребенка, формированию более высокой степени развития мышления.
Таким образом, цель написания данной работы – изучение особенностей развития воображения дошкольников на занятиях психологии.
Объект исследования – воображение в дошкольном возрасте.
Предмет – развитие воображения на занятиях психологии.
Цель работы достигается посредством решения следующих задач:
1.1 Воображение как психологический феномен
В силу своей специфичности воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения. Каждый исследователь предлагает свое определение данного процесса.
С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [25, с.125].
Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [4, с.99].
Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [8, с.44].
Воображение – это способность создавать образ реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и манипулировать им [19, с. 49]. Воображение, как и мышление принадлежит к числу высших познавательных процессов, которые свойственны только человеку.
Большинство авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский) утверждают, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, характеризуемом своеобразным отлетом от действительности. По мнению О.М. Дьяченко, специфика формы организации воображения заключается в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого.
Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным путем.
Основными функциями воображения являются [17, с.202]:
Фундаментальные функции воображения, описанные различными авторами, можно сгруппировано представить следующим образом:
Классификация видов воображения отражена в Приложении 1 [24, с. 82].
Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение.
Если воображение характеризуется активностью, действенностью, то оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего. Такая форма воображения называется активным воображением. Но бывает и пассивное воображение, когда человек уходит в область фантастических, далёких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тяжёлых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д.
Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец. По мнению А.В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека. Им отмечается, что работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемых ситуаций, которым соответствует выделенный У. Рейтманом ряд «открытых» задач, то есть, предполагающих несколько вариантов ответов (сочинение рассказов, дополнение образов, придумывание заголовков рассказов). Некоторые подобного рода задачи допускают конечное число вариантов решения, а другие – неограниченное разнообразие вариантов ответов.
А.Р. Лурия выделяет этапы решения подобного рода задач [7, с.84]:
1. ориентировка в условиях задачи, то есть, определение цели и путей ее достижения;
2. выбор одного из нескольких альтернативных решений;
3. построение стратегии
и выбор тактики решения
4. реализация избранных стратегий и нахождение ответа.
Пассивное воображение создаёт образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются, а зачастую не могут осуществиться. Пассивное может быть преднамеренным, (грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации).
Непреднамеренное воображение возникает главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.
Человек может вызывать пассивное воображение и преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на их воплощение в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов воображения (фантазии) с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, который свидетельствует о её пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создаёт себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему всё удаётся, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.
Образы воображения отличаются от образов восприятия наличием в них элементов фантазии, вымысла. Если воображение создает образы, которым ничего или почти ничего не соответствует в действительности, то его называют фантазией. Если кроме этого оно нацелено в будущее, то его называют мечтой.
Воссоздающее воображение имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался [24, с.86]. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире.
Информация о работе Развитие воображения дошкольников на занятиях психологии