Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 23:59, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема развития воображения дошкольников на занятиях психологии, включающая следующие этапы:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Анализ воображения как психического процесса.
Определение особенностей развития личности в дошкольном возрасте.
Планирование программы факультатива для дошкольников «Волшебное настроение».
Составление методические рекомендации по организации работы по развитию воображения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………
7
1.1 Воображение как психологический феномен…………………… 7
1.2 Развитие личности в дошкольном возрасте…………………….. 10
1.3 Механизм воображения у детей дошкольного возраста……….. 16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХОЛОГИИ…………………
21
2.1 Программа факультатива «Волшебное настроение»…………… 21
2.2 Методические рекомендации по организации работы по развитию воображения………………………………………………………
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 32
В своём воображении младший дошкольник ещё мало самостоятелен, мало инициативен. Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети ещё плохо дифференцируют образы воображения и представления о действительно воспринятых предметах и явлениях.
Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил. В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.
В своём воображении ребёнок этого возраста достигает значительно большей самостоятельности и инициативы. Он уже не просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимствованные у взрослых или старших детей. Он творчески их видоизменяет, дополняет новым, сам начинает искать способы осуществления своих творческих замыслов.
Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности. Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т. п.), воображение постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка.
Список использованных источников
Приложение 1
Виды воображения
Приложение 2
ПРИМЕРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ
Цель: развивать воображение, помогающее предвидеть последствия и принимать решения.
Оборудование: поднос, лента, полено, спицы, мяч.
Ход занятия:
1. Упражнения “Представьте себе”:
I. Игра с воображаемым мячом
• Возьмите маленькие мячи. Подбросьте их вверх, поймайте. Положите на поднос.
• Возьмите большие мячи. Поиграйте (Мой веселый звонкий мяч).
II. Что это может быть?
На столе длинная тесемка (пояс, лента, бант, галстук, ручеек и т.д.).
2. Гимнастика ума “Обезьяны рвут бананы”.
Представьте себе, что вы обезьяны и рвете бананы. Но рвать бананы надо сидя, приподнимая от стула то левое, то правое бедро.
Бананы положите на поднос, помойте руки, а теперь можете их съесть.
3. На столе лежат: полено, спицы, мяч.
- Ребята! Посмотрите, какой
богатство игрушек, по-моему, они
пришли к нам из кружка
- Вот мой любимый персонаж из сказки. Проказник, всюду сует свой нос, попадает в разные переделки. Верит всему необычному. Кто это? (Буратино).
- Возьмите эту игрушку со стола (Полено).
- О, как эта игрушка колется. Днем спит, ночью шипит, яблочки любит, мышей губит. Кто это? (Ежик).
- Возьмите ежа (спицы, иголки).
- Круглый, вкусный, румяный, песни авторские поет. Кто это? (Колобок).
- Возьмите Колобка (Мяч).
- А что за авторскую песню поет этот персонаж?
4. Сейчас мы с вами переместимся в пространстве и во времени. Представьте себя в Англии, в лаборатории Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Мы все его ученики, и мы познаем искусство великого сыщика
1 задание.
Шерлок Холмс узнал, что наш Колобок должен погибнуть от укусу змеи, и это нужно передать доктору Ватсону, чтобы тот обезвредил змею.
Но слово “змея” надо передать другим словом, чтобы, перехватив письмо, недруги не узнали бы это слово. То есть слово “змея” надо закодировать.
Вот сейчас мы этим и будем заниматься.
- Змея. Какая она? (Длинная). Значит, надо взять слово, обозначающее что-то длинное (ручей, горная дорога, река, зеленая лента и т.д.).
- Тело змеи чем покрыто? (Кожей).
- Какой предмет, сделанный из кожи, можно взять? (Кошелек, мышь, что-то живое с глазами и т.д.).
- Значит, как можно закодировать слово “змея”?
I. Горная дорога и кошелек.
II. Ручеек и мышь.
III. Зеленая лента и мышь и т.д.
2 задание.
У Буратино пропал кошелек, доктор Ватсон приемом дедукции узнал, где он находится.
- Слово, обозначающее место,
где находится кошелек, доктор
Ватсон закодировал двумя
- Где спрятан кошелек? И что в нем?
3 задание.
Поиск причины по двум следствиям.
- Послушайте два предложения. Комната наполнилась дымом. Мальчик получил двойку за невыученный урок.
- Эти предложения надо
рассмотреть как два следствия
какого-то неизвестного
Занятие «Бывает же!»
Цель: Развитие воображения, навыков общения
Ход занятия:
1. «Ритуал приветствия».
2. «Ищи безостановочно».
Цель: развитие внимания.
Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы).
3. «Волшебное яйцо».
Цель: развитие воображения.
Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку рисунков.
Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.
4. «Маленькие обезьянки»
Цель: развитие внимания, навыков общения.
Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно.
5. «Бывает - не бывает»
Цель: развитие воображения, внимания.
Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.
«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».
6. «Бип».
Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.
Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип».
7. Итог занятия.
8. «Ритуал прощания».
Занятие «Я луна, а ты звезда»
Цель: развитие воображения, логического мышления
Ход занятия:
1. «Ритуал приветствия».
2. «Настроение в цвете»
Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая поддержка.
Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.
3. «Времена года».
Психолог показывает детям большие картины с изображением времен года. По очереди дети подходят к психологу и берут из стопки маленьких картинок карточку (дождь, снежинки, радуга, цветы, грибы, веточки без листьев, почки, листья зеленые и желтые; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды), и определяют, к какому времени года относится карточка.
4. «Я луна, а ты звезда».
Все дети, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается.
5. Итог занятия.
6. «Ритуал прощания».
Информация о работе Развитие воображения дошкольников на занятиях психологии