Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 23:59, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема развития воображения дошкольников на занятиях психологии, включающая следующие этапы:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Анализ воображения как психического процесса.
Определение особенностей развития личности в дошкольном возрасте.
Планирование программы факультатива для дошкольников «Волшебное настроение».
Составление методические рекомендации по организации работы по развитию воображения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………
7
1.1 Воображение как психологический феномен…………………… 7
1.2 Развитие личности в дошкольном возрасте…………………….. 10
1.3 Механизм воображения у детей дошкольного возраста……….. 16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХОЛОГИИ…………………
21
2.1 Программа факультатива «Волшебное настроение»…………… 21
2.2 Методические рекомендации по организации работы по развитию воображения………………………………………………………
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 32
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.
Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма.
На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется —от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа неудовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;
На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности» [10, с.74]. Воображение —важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка.
Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли [10, с. 77].
По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).
У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.
Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Т. Рибо указывает на непосредственную связь воображения в познании реальности. Он выделяет основные стадии развития воображения ребенка [22, с.108]:
на первой - ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;
на второй - воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;
на третьей - воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;
на четвертой - ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.
Основной механизм воображения, по мнению Рибо, состоит из двух операций: диссоциации, т.е. разделения рядов состояний сознания, и ассоциации - их объединения.
Концепция Д. Дьюи предполагает, что в основе воображения лежат инстинкты. И задача педагога помочь ребенку закрепить полезные для творчества привычки посредством постоянных упражнений [4, с.103].
Представители гештальт-психологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) основой развития воображения считают способность к визуализации и анализируют ее в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка.
З. Фрейд за основу творческих процессов принимает ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребенок может замещать напряженные для него ситуации, производящие сильное впечатление. Подобного предположения придерживаются так же Э. Крис и К. Кюби.
Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Он утверждал, что воображение не позитивно влияет на ребенка, а наоборот, может сильно деформировать его представления о реальности. Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребенка, лишь искажая картину действительности.
А. Валлон, видя противоречивый характер концепции Ж. Пиаже, выделяет два вида воображения [9, с.204]:
воображение «как будто», отделяющее фантазию от реальности;
«приращение реальности», когда это разделение отсутствует, и ребенок целиком верит в фантастичность своих представлений.
Л. Дийлалла и М. Уотсон, изучая развитие воображения у дошкольников, выделяют четыре уровня перехода от полного господства фантазии во внутреннем мире ребенка к отграничению воображения от мира реальности. На первом уровне у ребенка отсутствует граница между фантазией и реальностью. На втором - она между ними намечается. На третьем - становится четкой. А на четвертом - происходит отделение фантазии от реальности. Этот уровень позволяет ребенку осознать, в какой из сфер он находится.
В отечественной психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе, и активно развивается именно в дошкольном возрасте.
О.М.Дьяченко выявил и охарактеризовал основные этапы развития воображения в дошкольном детстве [22, с.89 - 91].
Первый этап в развитии воображения относят к 2.5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на «познавательное» и «эмоциональное», связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. С другой стороны - выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира.
Уже к 3 годам четко просматриваются названные типы воображения.
Именно «эмоциональное» воображение связано с самого начала с использованием символов. Противоречия образа «я» с действительностью, их причина часто не осознаются ребенком и выражаются символически. Первоначально эти символы заимствуются детьми из культуры (Змей Горыныч, Баба Яга), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).
На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого продукта является «опредемечивающий» образ. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие совместной деятельности), их образы при значительной схематичности могут быть весьма оригинальны.
Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а, ее разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводит к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее.
Второй этап-возраст от 4 до 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут, как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать.
Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогического воздействия связано снижение уровня продуктивного воображения на этом этапе развития.
«Эмоциональное» воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта. «Познавательное» -с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам.
Основное средство порождения идеи воображения, как и у детей более младшего возраста, - «опредмечивающий» образ. Однако на данном этапе этот образ уже наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации. Слово уже начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.
К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.
Третий этап в развитии воображения дошкольника-возраст от 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. «Эмоциональное» воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в различных видах деятельности и создание адекватных моделей поведения. С другой стороны, в случае устойчивого противоречия с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению.
«Познавательное» воображение претерпевает в этом возрасте качественные изменения. Дети б лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементов художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи [20, с.51].
В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение».
Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.
Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными.
Описанные здесь этапы развития воображения как опосредствованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях полностью реализуются примерно у 1/8 детей каждого возраста. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о создании педагогики воображения, одна из центральных линий которой может быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач.
2.1 Программа факультатива «Волшебное настроение»
Цель программы: развитие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основные задачи программы:
1. Развитие чувства
2. Создание возможностей
для самовыражения, формирование
у детей умений и навыков
практического владения
3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
4. Развитие у детей
навыков общения в различных
жизненных ситуациях и
5. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общению.
6. Совершенствование творческих способностей, воображения, речи.
7. Обучение приемам
Основные методы обучения.
1. Этюды.
2. Упражнения (творческого
и подражетельного-
3. Игры с правила: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные).
4. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
Информация о работе Развитие воображения дошкольников на занятиях психологии