Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 23:59, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема развития воображения дошкольников на занятиях психологии, включающая следующие этапы:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Анализ воображения как психического процесса.
Определение особенностей развития личности в дошкольном возрасте.
Планирование программы факультатива для дошкольников «Волшебное настроение».
Составление методические рекомендации по организации работы по развитию воображения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………
7
1.1 Воображение как психологический феномен…………………… 7
1.2 Развитие личности в дошкольном возрасте…………………….. 10
1.3 Механизм воображения у детей дошкольного возраста……….. 16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХОЛОГИИ…………………
21
2.1 Программа факультатива «Волшебное настроение»…………… 21
2.2 Методические рекомендации по организации работы по развитию воображения………………………………………………………
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 32
5. Дидактические, развивающие игры (в том числе материала ЛЕГО).
6. Чтение художественных произведений, беседа
7. Мини-конкурсы
8. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
9. Импровизация, сочинение историй.
Принципы работы в развивающе- коррекционных группах
Формы проведения, возможное количество детей в группе: для групповой формы работы. Оптимальный состав группы – 6-8 детей.
Продолжительность занятий:16 коррекционных занятий продолжительностью по 30 минут. Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю.
Таблица 2.1 - Тематическое планирование
Направления деятельности |
Кол-во часов |
I. Воссоздающее воображение |
6 ч. |
1. Словесное рисование “Осеннее настроение” | |
2. “О чем шуршат листья” | |
3. “Что случилось с кленовым листочком”. Закончить рассказ. | |
4. «Бывает же» | |
5. Рассеянный художник. | |
II. Пространственное воображение |
6 ч. |
1. «Я луна, а ты звезда» | |
2. Представьте себе… | |
3. Что получится. | |
4. В мастерских Деда Мороза. | |
5. “Звезда”. | |
6. Сам для себя. | |
Друг для друга. | |
III. Развитие
воображения, помогающего предвидеть
последствия и принимать |
6 ч. |
1. “У Шерлока Холмса”.
Загадывание предмета с | |
2. “У Доктора Ватсона”. Отгадывание предмета по паре других предметов. | |
3. “Перехватчики”. Перехват закодированных сообщений. | |
4. “Что же случилось?” - думал доктор Ватсон. Поиск промежуточных событий. | |
5. “В чем причина?” - мучился Холмс. | |
Поиск причины по двум следствиям. | |
IV. Творческое воображение |
6 ч. |
1. Сочинение сказок: | |
а) Грамматик. Фантазии Дж. Родари; | |
б) “Баба Яга”; | |
в) сказка о Тимоше Тихом; | |
г) сказка по кругу. | |
2. “Что я делаю” Готовимся к представлению. | |
3. “В пещере”. | |
4. “Космогонки”. |
Пример занятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста представлено в Приложении 2.
Список литературных источников:
Виды работ, игровой материал, используемый в работе:
Рассказ игра “Печаль и радость. Словесное рисование. Игра “Южный и северный ветер”. Осязательное обследование.
Осязательное обследование. Чтение рельефного букета.
Слушание музыки. Составление рассказа-миниатюры
Чтение рассказа К. Паустовского. Упражнение
Обезьяны рвут бананы”. Игра “Загадочные дела” - закончить рассказ.
Упражнение “Обезьяны рвут бананы”. Слова, с которых начинаются сказки и рассказы. Составление детьми рассказов.
Игра “Найди начало и конец”. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Упражнение “Замок”.
Осязательное обследование геометрических фигур. Лепка фигур. Определить, что получится. Рисование.
Игры с воображаемым предметом (мяч). Осязательное обследование. Вырезание по контуру – представьте, что получится. Рисование.
Игра “Помощница”. Обыгрывание предмета (скакалка). Упражнение “Что получится”. Рисование.
Осязательное обследование геометрических фигур. Отгадайте узор. Нарисовать узор.
Гимнастика ума. Осязательное обследование предметов геометрической формы “Чудесный мешочек”. Что получится?
Осязательное обследование рельефных рисунков (дом, деревья). Самостоятельное вырезай и предполагай, что получится. Игра “Репетиция в театре кукол”.
Гимнастика ума. Составление узора по предлагаемым друг другу вырезанным узорам. Нарисовать узор. Игра “Чем заполнить пробел”.
Гимнастика ума. Слова “змея”, “Лампа”. Кодировка слов. Игра “Что изменилось?”.
Упражнение “Замок”. Слова “дерево”, “дождь”.
Расшифровать синтез признаков одного предмета. Игра “Солнышко и дождик”.
Игра, показать перехват действием. Расшифровка закодированных слов “синица” и “напильник”, “диск” и “обвал в горах”. Премия: пчела и бумага. Игра “Как будто”. Упражнение “Черви”.
Передача ассоциации по цепочке. Поиск промежуточных событий. Игра “Что изменилось?”. Упражнение “Дождь”.
Игра “Загадай необычный вопрос о предмете”. Установка причины двух событий. Упражнение “Замок”.
Игры “Представьте себе”, “Мой веселый мяч”, “Со скакалкой”, “Лето”, “Весна”, “Зима”.
Упражнения “Дождик”, “Замок”, “Обезьяны рвут бананы”.
Сочинение сказок (по началу определить, сказка это или рассказ).
Игра “Что делаю?”. Физические действия назвать словами.
Игра “Замри”. Игра “Зачем взял стул”.
Игра “Покажи слово действием”.
Двое оказались в пещере – представляем.
Упражнение “Замок”. Аутотренинг.
Игра “Что изменилось?”. Упражнение “Гимнастика ума”. Обыгрывание на тему “Космогонки”. Аутотренинг.
Оборудование, используемое в работе:
Осенний букет
Листья разных деревьев
Рельефные рисунки. Грамзапись П.И.Чайковского.
Аппликация.
Опорные слова.
Тексты из сказки и рассказа
Сюжетные картинки
Квадрат, треугольник, салфетка, ножницы, карандаши.
Мяч, рельефные картинки с предметами круглой формы, ножницы, салфетка.
Скакалка, салфетка.
Карандаши.
Карандаши, геометрические фигуры, салфетка.
Предметы геометрической формы, карандаши.
Рельефные рисунки, карандаши.
Карточки с картинками, салфетки, карандаши.
Скакалка, кусочки кожи.
Рисунки дерева, дождя.
П. Во время грозы следует закрывать окна.
Два не связанных между собой
Гимнастика. Фантазии Дж. Родари.
Игрушки: собака, медведь, кот.
Скакалка, стул, полено, спицы.
Фонарь, веревка, спелеология.
Плакат “Кольцо Сатурна”.
Звездный дождь.
2.2 Методические рекомендации по организации работы
по развитию воображения
Основные цели и задачи по развитию воображения
1. Развитием воображения
способствовать расширению
2. Тренировать адекватное
представление о реально
3. Тренировать способности оперировать в уме образами двух- или трехмерных объектов.
4. Развитие воображения,
помогающего предвидеть
5. Воображение слабовидящих
использовать в процессе
6. Оказывать существенное
влияние на формирование
На основе проведенного теоретического анализа, мы выделили основные условия, при которых воображение детей успешно развивается:
1. Раннее физическое и
интеллектуальное развитие
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребёнка. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, ещё задолго до обучения чтению годовалому ребёнку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребёнку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
3. Самостоятельное решение
ребенком задач, требующих максимального
напряжения сил, когда ребёнок
добирается до потолка своих
возможностей. Это чрезвычайно важное
условие эффективного развития
творческих способностей. Дело в
том, что способности развиваются
тем успешнее, чем чаще в своей
деятельности человек
4. Предоставление ребёнку
свободы в выборе деятельности,
чередовании дел, продолжительности
занятий одним делом и т.д. Предоставление
ребёнку такой свободы
5. Умная, доброжелательная
помощь (а не подсказка) взрослых.
Очень важно, помогая ребёнку, не
превращать помощь в подсказку.
К сожалению, подсказка – распространённый
среди родителей способ «
6. Комфортная психологическая
обстановка, поощрение взрослыми
стремления ребёнка к
Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте.
1. Развитие продуктивного
творческого воображения ,которое
характеризуется такими
2. Развитие качеств мышления , которые формируют креативность , такими качествами являются ассоциативность , диалектичность и системность мышления.
В дошкольном учреждении реализовать данные направления можно реализовать через комплекс мероприятий :
- Занятий , направленных
на развитие творческого
- Занятий по изобразительной
деятельности, развитию речи, художественной
литературе заданий
-Использование игр
-Работа с родителями.
Заключение
У младшего дошкольника воображение ещё во многом сходно с воображением преддошкольника. Хотя сюжет игры, например, трёхлетнего ребёнка богаче и содержательнее, чем детей двухлетнего возраста, однако всё же он ограничивается воспроизведением довольно узкого круга действий и событий, наблюдавшихся детьми дома и в детском саду. Часто повторяются игры в варку обеда, в умывание, одевание и кормление кукол и т. д. Велика у детей этого возраста зависимость процесса воображения от воспринимаемых в данный момент предметов и явлений.
Информация о работе Развитие воображения дошкольников на занятиях психологии