Развитие воображения дошкольников на занятиях психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется проблема развития воображения дошкольников на занятиях психологии, включающая следующие этапы:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Анализ воображения как психического процесса.
Определение особенностей развития личности в дошкольном возрасте.
Планирование программы факультатива для дошкольников «Волшебное настроение».
Составление методические рекомендации по организации работы по развитию воображения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………
7
1.1 Воображение как психологический феномен…………………… 7
1.2 Развитие личности в дошкольном возрасте…………………….. 10
1.3 Механизм воображения у детей дошкольного возраста……….. 16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХОЛОГИИ…………………
21
2.1 Программа факультатива «Волшебное настроение»…………… 21
2.2 Методические рекомендации по организации работы по развитию воображения………………………………………………………
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

3115_razvitie_voobrazhenia_doshkolnikov_na_zanyat.docx

— 75.87 Кб (Скачать файл)

5. Дидактические, развивающие игры (в том числе материала ЛЕГО).

6. Чтение художественных произведений, беседа

7. Мини-конкурсы

8. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

9. Импровизация, сочинение историй.

Принципы работы в развивающе-  коррекционных группах

  1. Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение к их настроениям, самочувствиям.
  2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  3. Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.
  4. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
  5. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
  6. Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
  7. У детей создается на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
  8. Ценится постепенное развивающее-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Формы проведения, возможное количество детей в группе: для групповой формы работы. Оптимальный состав группы – 6-8 детей.

Продолжительность занятий:16 коррекционных занятий продолжительностью по 30 минут. Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю.

Таблица 2.1 - Тематическое планирование

Направления деятельности

Кол-во часов

I. Воссоздающее  воображение

6 ч.

1. Словесное рисование  “Осеннее настроение” 

2. “О чем шуршат листья” 

3. “Что случилось с  кленовым листочком”. Закончить  рассказ.

4. «Бывает же»

5. Рассеянный художник.

II. Пространственное  воображение 

6 ч.

1. «Я луна, а ты звезда»

2. Представьте себе… 

3. Что получится.

4. В мастерских Деда  Мороза.

5. “Звезда”.

6. Сам для себя.

Друг для друга.

III. Развитие  воображения, помогающего предвидеть  последствия и принимать решения 

6 ч.

1. “У Шерлока Холмса”. Загадывание предмета с помощью  пары других предметов.

2. “У Доктора Ватсона”. Отгадывание предмета по паре  других предметов.

3. “Перехватчики”. Перехват  закодированных сообщений.

4. “Что же случилось?” - думал доктор Ватсон. Поиск промежуточных  событий.

5. “В чем причина?” - мучился  Холмс.

Поиск причины по двум следствиям.

IV. Творческое  воображение 

6 ч.

1. Сочинение сказок:

а) Грамматик. Фантазии Дж. Родари;

б) “Баба Яга”;

в) сказка о Тимоше Тихом;

г) сказка по кругу.

2. “Что я делаю” Готовимся  к представлению.

3. “В пещере”.

4. “Космогонки”.


 

 

Пример занятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста представлено в Приложении 2.

Список литературных источников:

  1. Вачков, И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке / И.В.Вачков. - М.: Просвещение, 1996. – 95 с.
  2. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р.Калинина. — СПб.: Речь, 2001.- 185 с.
  3. Кравцова, Е.Е Разбуди в ребёнке волшебника /Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 2006. – 305с.
  4. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева. — Ярославль: Академия развития, 1997.- 254 с.
  5. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические       рекомендации к практической деятельности/ под ред. Т.В. Лаврентьевой.— М.:  Новая школа, 2009.— 144с.
  6. Родари, Дж. Грамматика фантазий /Дж. Родари. - М.: ВЛАДОС – 2004. – 254с.
  7. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А.Черняева. — СПб.: Речь, 2003. – 185 с.

 

Виды работ, игровой материал, используемый в работе:

Рассказ игра “Печаль и радость. Словесное рисование. Игра “Южный и северный ветер”. Осязательное обследование.

Осязательное обследование. Чтение рельефного букета.

Слушание музыки. Составление рассказа-миниатюры

Чтение рассказа К. Паустовского. Упражнение

Обезьяны рвут бананы”. Игра “Загадочные дела” - закончить рассказ.

Упражнение “Обезьяны рвут бананы”. Слова, с которых начинаются сказки и рассказы. Составление детьми рассказов.

Игра “Найди начало и конец”. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Упражнение “Замок”.

Осязательное обследование геометрических фигур. Лепка фигур. Определить, что получится. Рисование.

Игры с воображаемым предметом (мяч). Осязательное обследование. Вырезание по контуру – представьте, что получится. Рисование.

Игра “Помощница”. Обыгрывание предмета (скакалка). Упражнение “Что получится”. Рисование.

Осязательное обследование геометрических фигур. Отгадайте узор. Нарисовать узор.

Гимнастика ума. Осязательное обследование предметов геометрической формы “Чудесный мешочек”. Что получится?

Осязательное обследование рельефных рисунков (дом, деревья). Самостоятельное вырезай и предполагай, что получится. Игра “Репетиция в театре кукол”.

Гимнастика ума. Составление узора по предлагаемым друг другу вырезанным узорам. Нарисовать узор. Игра “Чем заполнить пробел”.

Гимнастика ума. Слова “змея”, “Лампа”. Кодировка слов. Игра “Что изменилось?”.

Упражнение “Замок”. Слова “дерево”, “дождь”.

Расшифровать синтез признаков одного предмета. Игра “Солнышко и дождик”.

Игра, показать перехват действием. Расшифровка закодированных слов “синица” и “напильник”, “диск” и “обвал в горах”. Премия: пчела и бумага. Игра “Как будто”. Упражнение “Черви”.

Передача ассоциации по цепочке. Поиск промежуточных событий. Игра “Что изменилось?”. Упражнение “Дождь”.

Игра “Загадай необычный вопрос о предмете”. Установка причины двух событий. Упражнение “Замок”.

Игры “Представьте себе”, “Мой веселый мяч”, “Со скакалкой”, “Лето”, “Весна”, “Зима”.

Упражнения “Дождик”, “Замок”, “Обезьяны рвут бананы”.

Сочинение сказок (по началу определить, сказка это или рассказ).

Игра “Что делаю?”. Физические действия назвать словами.

Игра “Замри”. Игра “Зачем взял стул”.

Игра “Покажи слово действием”.

Двое оказались в пещере – представляем.

Упражнение “Замок”. Аутотренинг.

Игра “Что изменилось?”. Упражнение “Гимнастика ума”. Обыгрывание на тему “Космогонки”. Аутотренинг.

Оборудование, используемое в работе:

Осенний букет

Листья разных деревьев

Рельефные рисунки. Грамзапись П.И.Чайковского.

Аппликация.

Опорные слова.

Тексты из сказки и рассказа

Сюжетные картинки

Квадрат, треугольник, салфетка, ножницы, карандаши.

Мяч, рельефные картинки с предметами круглой формы, ножницы, салфетка.

Скакалка, салфетка.

Карандаши.

Карандаши, геометрические фигуры, салфетка.

Предметы геометрической формы, карандаши.

Рельефные рисунки, карандаши.

Карточки с картинками, салфетки, карандаши.

Скакалка, кусочки кожи.

Рисунки дерева, дождя.

П. Во время грозы следует закрывать окна.

Два не связанных между собой

Гимнастика. Фантазии Дж. Родари.

Игрушки: собака, медведь, кот.

Скакалка, стул, полено, спицы.

Фонарь, веревка, спелеология.

Плакат “Кольцо Сатурна”.

Звездный дождь.

 

 

2.2 Методические  рекомендации по организации  работы 

по развитию воображения

 

Основные цели и задачи по развитию воображения

1. Развитием воображения  способствовать расширению сферы  познания.

2. Тренировать адекватное  представление о реально существующих, но не воспринимающихся детьми  в натуральном виде предметов  при помощи словесных описаний  и имеющихся зрительных, осязательных  слуховых анализаторов.

3. Тренировать способности  оперировать в уме образами  двух- или трехмерных объектов.

4. Развитие воображения, помогающего предвидеть последствия  и принимать решения.

5. Воображение слабовидящих  использовать в процессе деятельности, восполняя недостатки восприятия  и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом компенсаторные  функции.

6. Оказывать существенное  влияние на формирование личности.

На основе проведенного теоретического анализа, мы выделили  основные условия, при которых воображение детей успешно развивается:

1. Раннее физическое и  интеллектуальное развитие детей. Подразумевает раннее плавание, гимнастику, раннее познание и  хождение. Затем раннее чтение, счёт, раннее знакомство с различными  инструментами и материалами.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребёнка. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, ещё задолго до обучения чтению годовалому ребёнку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребёнку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

3. Самостоятельное решение  ребенком задач, требующих максимального  напряжения сил, когда ребёнок  добирается до потолка своих  возможностей. Это чрезвычайно важное  условие эффективного развития  творческих способностей. Дело в  том, что способности развиваются  тем успешнее, чем чаще в своей  деятельности человек добирается  «до потолка» своих возможностей  и постепенно поднимает этот  потолок всё выше и выше. Такое  условие максимального напряжения  сил легче всего достигается, когда ребёнок уже ползает, но  ещё не умеет говорить. Процесс  познания мира в это время  идёт очень интенсивно, но воспользоваться  опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому  ещё ничего нельзя. Поэтому в  этот период малыш вынужден  больше, чем когда – либо, заниматься  творчеством, решать множество совершенно  новых для него задач самостоятельно  и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют  это делать, а не решают их  за него). Например, у ребёнка закатился  далеко под диван мяч. Родители  не должны спешить достать  ему эту игрушку из – под  дивана, если ребёнок  может решить  эту задачу сам.

4. Предоставление ребёнку  свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности  занятий одним делом и т.д. Предоставление  ребёнку такой свободы предполагает  ненавязчивую, умную, доброжелательную  помощь взрослых.

5. Умная, доброжелательная  помощь (а не подсказка) взрослых. Очень важно, помогая ребёнку, не  превращать помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространённый  среди родителей способ «помощи»  детям, но она только вредит  делу. Нельзя делать что – либо  за ребёнка, если он может сделать  это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6. Комфортная психологическая  обстановка, поощрение взрослыми  стремления ребёнка к творчеству. Взрослым необходимо обеспечить  безопасную психологическую обстановку  для возвращения ребёнка из  творческого поиска и собственных  открытий. Очень важно постоянно  стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его  неудачам, терпеливо относиться  даже к странным идеям, несвойственным  реальной жизни. А уж замечания  и осуждения просто необходимо  исключить из обихода.

Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте.

1. Развитие продуктивного  творческого воображения ,которое  характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых  образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления , которые формируют креативность , такими качествами являются  ассоциативность , диалектичность и  системность мышления.

В дошкольном учреждении реализовать данные направления можно реализовать через комплекс мероприятий :

- Занятий , направленных  на развитие творческого воображения  и мышления детей.

- Занятий по изобразительной  деятельности, развитию речи, художественной  литературе заданий творческого  характера

-Использование игр развивающих  творческие способности.

-Работа с родителями.

 

Заключение

 

 

У младшего дошкольника воображение ещё во многом сходно с воображением преддошкольника. Хотя сюжет игры, например, трёхлетнего ребёнка богаче и содержательнее, чем детей двухлетнего возраста, однако всё же он ограничивается воспроизведением довольно узкого круга действий и событий, наблюдавшихся детьми дома и в детском саду. Часто повторяются игры в варку обеда, в умывание, одевание и кормление кукол и т. д. Велика у детей этого возраста зависимость процесса воображения от воспринимаемых в данный момент предметов и явлений.

Информация о работе Развитие воображения дошкольников на занятиях психологии