Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:45, реферат
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
федеральное
государственное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
ишимский государственный
Развитие
воображения у школьников
на уроках
английского языка
Психология воображения
ВВЕДЕНИЕ
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Однако феномен
воображения остается загадочным и
в наши дни. Человечеству до сих пор
почти ничего не известно именно о
механизме воображения, в том
числе о его анатомо-физиологической
основе. Вопросы о том, где в мозгу человека
локализовано воображение, с работой каких
известных нам нервных структур оно связано,
сегодня еще не разгаданы. По крайней мере,
об этом мы можем сказать гораздо меньше,
чем, например, об ощущениях, восприятии,
внимании и памяти, которые изучены в достаточной
степени.
Воображение представляет
собой особую форму отражения, которая
заключается в создании новых
образов и идей путем переработки
имеющихся представлений и
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной книги является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников и подростков на базе активизации фантазии. Мы постараемся познакомить вас с многочисленными упражнениями, играми и тестами, позволяющими лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития его личности, улучшения настроения. Мы надеемся, что предложенный материал принесет пользу вам и вашему ребенку. Мы будем рады, если эта книга заинтересует вас и доставит вашим детям приятные минуты.
Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: "Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?", "Учи, как следует математику", - услышал он в ответ.
Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
СУЩНОСТЬ И
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение играет
огромную роль в жизни человека.
Благодаря воображению человек
творит, разумно планирует свою деятельность
и управляет ею. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является
продуктом воображения и
Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является
основной наглядно-образного мышления,
позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без
непосредственного
От восприятия,
которое представляет собой процесс
приема и переработки человеком
различной информации, поступающей в мозг
через органы чувств, и которое завершается
формированием образа, воображение отличается
тем, что его образы не всегда соответствуют
реальности, в них есть элементы фантазии
и вымысла. Если воображение рисует сознанию
такие картины, которым ничего или мало
что соответствует в действительности,
то оно носит название фантазии. Если,
кроме того, воображение нацелено на будущее,
его называют мечтой.
Мечта.
В творческую деятельность включена фантазия, однако, далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.
Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлённая человеческая мечта,
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности человека. В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Сначала каждое
новое достижение производственной
деятельности, новая вещь кажется
совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются
недостатки, и люди начинают мечтать о
лучших вещах, стимулируя этим процесс
их предметного воплощения. Четыре века
назад обычное оконное стекло было неосуществимой
мечтой. В те времена можно было только
мечтать о прозрачном материале, который
пропускал бы свет, как воздух. Такой прозрачный
материал удалось получить, усовершенствовав
технологию изготовления стекла. Но со
временем были обнаружены и недостатки
стекла. Так, стекло не пропускает ультрафиолетовых
лучей: у детей находящихся в помещении
с такими стёклами, не крепнут кости, солнечные
лучи, профильтрованные стеклом, почти
безопасны для вредных микробов. Небольшая
прочность стекла особенно опасна при
автомобильных катастрофах. Новые достижения
в производстве стекла порождают новые
потребности, которые принимают форму
мечты о стекле, пропускающем ультрафиолетовые
лучи, о стекле, прочном, как сталь. И эти
мечты осуществляются, давая начала новым.
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.
Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ - агглютинация, т. е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания
любых образов фантазии является синтез
и аналогия. Аналогия может быть близкой,
непосредственной и отдаленной, ступенчатой.
Например, внешний вид самолета напоминает
парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический
корабль - отдаленная аналогия с морским
кораблем. На использовании синтеза, аналогий
и способов построения образов воображения
строятся многочисленные приемы диагностики
воображения и его развития.
Воображение может
быть четырех основных видов:
Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
Информация о работе Развитие воображения у школьников на уроках английского языка