Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:45, реферат
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
науки и практической жизни.
Мечта является элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности.
Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными.
Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей
человека, направленных
на реальное превращение в
мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков
человека, придают ему большей целеустремлённости в жизни, помогают бороть
трудности, противостоять неблагоприятным влияниям.
Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они
дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные жизненные
перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным
противостоять невзгодам реальной жизни.
Позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, которая
обогащает его жизнь, делает его ярким и интересным.
Существуют и другие виды воображения. Один из них – сновидения
можно отнести
к разряду пассивных и
их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в
сновидениях человека
находят выражение и
потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями
называют фантастические
по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма –
сопровождают многие болезненные состояния.
Грёзы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное
психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием,
чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грёзы отличается тем, что
она несколько более реалистична и в большей степени связана с
действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грёзы и мечты у человека
занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства
людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и
тревожные видения,
порождающие чувство
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он
продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая
информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает
работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в
состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В жизни человека
воображение выполняет ряд
из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах
и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения
связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения
состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи его
воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности,
снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно
подчёркивается
и разрабатывается в
связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов
и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи,
эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на
нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять
восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвёртая функция воображения
состоит в формировании внутреннего плана действий – способности
выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это
планирование и программирование деятельности, составление таких
программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения
мы можем управлять многими
состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны
факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём
человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания,
частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в
основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.
При помощи специальных упражнений и приёмов можно развивать воображение. В
творческих видах труда – науке, литературе, искусстве, инженерии и других –
развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами
деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путём
специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли
научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища),
произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем
случае используются упражнения на воображение тепла, холода).
Создание человеком образов новых объектов обусловлено потребностями его
жизни и деятельности. В зависимости от заданий, которые поставлены перед
ним, активизируются определённые следы предыдущих впечатлений и образуют
новые комбинации ассоциативных связей. Этот процесс сталкивается с различными
трудностями зависимо от цели, содержания и раннее полученного человеком
опыта.
Самой элементарной формой синтеза новых образов является агглютинация
(от лат. aglutinare – склеивание). Это образование путём объединения качеств,
свойств или частей, взятых у различных объектов. Например, сказочный образ
кентавра – получеловека, полуконя; троллейбус – соединение свойств трамвая и
автомобиля.
Приёмом создания новых образов – аналогия. Суть этого приёма
состоит в том, что создаваемый образ похож на реально существующий объект, но в
нём проектируется принципиально новая модель явления или факта.
Новые образы могут создаваться при помощи акцентирования. Этот
приём состоит в намеренном усилении в объекте определённых качеств, которые
оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование
карикатур, дружеских шаржей.
Создать новый
образ можно путём
преуменьшения) характеристик объекта. Этот приём широко используется в
сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и
совершают подвиги.
Как мы уже поняли яркое воображение даёт много преимуществ своему владельцу,
но, как и везде, необходимо «знать меру», иначе слишком яркое воображение
может сыграть и злую шутку. Немного об этом.
На самом деле, как и другие психические процессы, воображение – это функция коры
больших полушарий головного мозга. Создавая образы объектов, которые
оказываются непосредственно связанными с эмоциональной сферой личности, её
чувствами, человеческий мозг может производить регулирующее влияние на
периферийные части организма, изменять их функционирование. Уже давно было
замечено, что у некоторых людей, преимущественно страдающих истерией, после
раздумий о муках, перенесённых, по евангелиевскому писанию, Иисусом Христом,
появлялись «знаки распятия» на ладонях, ступнях ног в виде кровавых пятен и
ран. Такие отпечатки называются стигмами (от греч. stigma –
«клеймо», «рубец»). Неосторожно сказанное врачом слово может вызвать у
мнительного пациента реальное чувство болезненного состояния и у него могут
проявиться соответственные симптомы заболевания. Болезни, таково происхождения
называются ятрогенией Нетактичное слово учителя, травмирующее
психику ученика, порождая фантастические страхи, может вызвать нервное
расстройство – дидактогению.
Специфичным проявлением влияния образов воображения на двигательную сферу
являются идеомоторные акты. Опытом установлено, что когда
человек представляет движение какой-то части своего тела, но не производит
самого движения, в мышцах, которые должны это движение исполнять, фиксируются
слабые импульсы, аналогично тем, что регистрируются при реальном исполнении
движений. Применяется спортсменами: перед реальным исполнением упражнения они
несколько раз детально представляют, как они его производят. Такое
«программирование» улучшает результаты.
Итак, подводя итог, я хотела бы сказать, что воображение – одно из самых
важных, интересных и загадочных свойств человеческой психики. Этот феномен
ещё до конца
не изучен, в том числе его анатомо–
мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам
органических структур оно связано? На эти вопросы мы почти ничего ответить не
можем.
Любое обучение связано с необходимостью что-то представить,
вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это
невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего
школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством.
Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою
личность. Вся художественная деятельность строится на активном
воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку
новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-
логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный
опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного
обучения — это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что
школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше.
Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по
другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не
Информация о работе Развитие воображения у школьников на уроках английского языка