Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:45, реферат
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
В самых низших
и примитивных своих формах воображение
проявляется в непроизвольной трансформации
образов, которая совершается под воздействием
мало осознанных потребностей, влечений,
тенденций, независимо от какого-либо
сознательного вмешательства субъекта.
Образы воображения как бы самопроизвольно
трансформируются, всплывая перед воображением,
а не формируются им; здесь нет ещё собственно
оперирования образами. В чистом виде
такая форма воображения встречается
лишь в предельных случаях на низших уровнях
сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.
В этих случаях за образом обычно скрываются
в качестве движущих сил аффективные моменты
потребностей, влечений. З. Фрейд сделал
попытку - очень тенденциозную - определить
основные преобразования, которым подвергаются
образы в этом примитивном виде воображения
(сгущение, вытеснение, замещение).
В высших формах
воображения, в творчестве, образы сознательно
формируются и преобразуются в соответствии
с целями, которые ставит себе сознательная
творческая деятельность человека.
В первом случае
говорят иногда о пассивном, во втором
- об активном воображении. Различие "пассивности"
и "активности" является не чем иным,
как именно различием в степени преднамеренности
и сознательности.
Различают также
воображение воспроизводящее и
творческое или преображающее. Всякое
подлинное воображение является
преобразующей деятельностью. Но оно
может быть банальным, трафаретным и более
или менее творческим оригинальным преобразованием.
Есть далее
основание различать
В зависимости
от характера образов, которыми оперирует
воображение, различают иногда конкретное
и абстрактное воображение.
Образы, которыми
оперирует воображение, могут быть
различны; это могут быть образы единичные,
вещные, обременённые множеством частных
деталей, и образы типизированные, обобщённые
образы - схемы, символы. Возможна целая
иерархия или ступенчатая система наглядных
образов, отличающихся друг от друга различным
в каждом из них соотношением единичного
и общего; соответственно этому существуют
многообразные виды воображения - более
конкретного и более абстрактного. Различие
"конкретного" и "абстрактного"
воображения является различием тех образов,
которыми оперирует воображение. Абстрактное
воображение пользуется образами высокой
степени обобщённости, генерализованными
образами - схемами, символами (в математике).
Абстрактное и конкретное воображение
не является при этом внешней полярностью;
между ними существует множество взаимопереходов.
Необходимо, наконец,
различать виды воображения по их
отношению к действительности и
к деятельности, долженствующей воплотить
мечты в действительность. Здесь
приходится проводить различие между
бездеятельной пустой "мечтательностью",
которая служит лишь для того, чтобы дымкой
фантазии заслониться от реального дела,
и действенным воображением, мечты которого
служат толчком к действию и получают
воплощение в творческой деятельности.
Воображение и
творчество теснейшим образом связаны
между собой. Связь между ними, однако,
никак не такова, чтобы можно было исходить
из воображения как самодовлеющей функции
и выводить из неё творчество как продукт
её функционирования. Ведущей является
обратная зависимость; воображение формируется
в процессе творческой деятельности. Специализация
различных видов воображения является
не столько предпосылкой, сколько результатом
развития различных видов творческой
деятельности. Поэтому существует столько
специфических видов воображения, сколько
имеется специфических, своеобразных
видов человеческой деятельности, - конструктивное,
техническое, научное, художественное,
живописное, музыкальное и т. д. Все эти
виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся
в различных видах творческой деятельности,
составляют разновидность высшего уровня
- творческого воображения.
Роль воображения
в жизни может быть весьма различной
в зависимости от того, в какой
мере воображение включается в реальную
творческую деятельность.
Воображение как
мысленное преобразование действительности
в образной форме может быть тесно связано,
сказали мы, с изменением действительности,
с её практическим, действенным преобразованием.
Предвосхищая результаты нашей деятельности,
мечта, создаваемая воображением, стимулирует
к тому, чтобы работать над её воплощением
в действительности, чтобы бороться за
её осуществление. В строках, которые специально
цитировал В. И. Ленин, Д. И. Писарев писал:
"Если бы человек был совершенно лишён
способности мечтать... если бы он не мог
изредка забегать вперёд и созерцать воображением
своим в цельной и законченной картине
то самое творение, которое только что
начинает складываться под его руками,
- тогда я решительно не могу представить,
какая побудительная причина заставляла
бы человека предпринимать и доводить
до конца обширные и утомительные работы
в области искусства, науки и практической
жизни..."107 Но из стимула к действию
мечта воображения может иногда превратиться
и в заместителя действия, перерождаясь
в ту пустую мечтательность, которой некоторые
люди, как дымовой завесой, заслоняются
от реального мира и необходимости его
изменять. Роль воображения и его характер
существенно определяются тем, что представляют
собой его продукты. Одни находят себе
лёгкое и мало плодотворное удовлетворение
в мимолётных и праздных мечтаниях, прикрываясь
завесой своей фантазии от реального дела.
Другие, наделённые достаточными творческими
силами, превращают воплощение своего
воображения в реальное дело творчества.
Их творения вводят в реальный мир как
бы новое измерение. В созданных художественным
творчеством произведениях искусства
люди созерцают преображённый, углублённый
образ мира, далеко выходящего за ограниченные
рамки их часто узкого личного существования;
в практической жизни они ломают устаревшие
нормы и реально изменяют действительность.
107 Д. И. Писарев,
Промахи незрелой мысли // Собр.
соч.: В 3 т. Л., 1981. Т. 2. С. 177.
Кусочек фантазии
есть в каждом акте художественного
творчества и во всяком подлинном
чувстве; кусочек фантазии есть в
каждой отвлечённой мысли, поднимающейся
над непосредственно данным; кусочек фантазии
есть и в каждом действии, которое хоть
в какой-то мере преобразует мир; кусочек
фантазии есть в каждом человеке, который,
мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь
хотя бы крупицу чего-то нового, своего.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им,
человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие
образы. Образы пассивного воображения возникают
спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение
отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком,
а не просто механически копируется или воссоздаётся. Но при этом в образе она
всё же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении
ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя
здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество.
В
зависимости от содержания
воображение подразделяется на художественное, техническое, научное и другие.
Художественное воображение
чувственные (визуальные, слуховые, осязательные и др.) образы, необычайно яркие
и детальные. Так, И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому
султану», писал, что голова шла кругом от их юмора и шума. Гюстав Флобер
говорил, что он остро ощущал во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену
самоубийства мадам Бовари. Творцам благодаря яркости чувственных образов
кажется, что
они непосредственно
произведениях.
Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же
выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не
способна изобрести нечто такое, что человеку не было известно. В связи с этим
именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей
полёт творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более
натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через
продуктивное воображение творцов, они по-новому её конструируют, пользуясь
светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм),
прибегая к точеному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке),
разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и другое.
Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех
случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника
не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой
– вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.
Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к необычным образам позволяет
усилить интеллектуально-нравственное воздействие искусства на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением:
прежде чем запечатлеть какой-либо образ художник создаёт его в своём
воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное
воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим
временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Реже импульсом
творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные»,
независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом
подсознательной работы творца, скрытой от него самого. Кроме того, начиная,
как правило, с волевого усилия (акта воображения), автор до такой степени
захватывается произведением, что воображение становится спонтанным, и уже не
он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется
их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф. М. Достоевского.
Через все романы писателя проходит несколько глобальных идей, над которыми
«бьются» его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом
воображении писателя.
Для технического
воображения характерным
образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и построений, их
лёгкая диссоциация
и объединение в новые
различные ситуации. Образы технического воображения чаще всего реализуются в
черчении, схемы, на основе которых потом создаются новые машины, объекты.
Научное воображение проявляется в построении гипотез, проведении
экспериментов, в обобщениях, которые появляются в процессе создания понятий.
Фантазия играет важнейшую роль в планировании научного исследования, построении
экспериментальной ситуации, в предвидении течения эксперимента. При построении
научной системы воображение необходимо, чтобы дополнить отсутствующие, не
обнаруженные ещё звенья в цепочке фактов.
Фантазия имеет огромное значение для плодотворной творческой деятельности
учёного. Без фантазии его работа может превратиться в деятельность по
нагромождению научных фактов, аккумулированию своих и чужих мыслей, а не в
реальный шаг к новым изобретениям, идеям, созданию принципиально нового в
науке.
Особой формой воображения является мечта. Это необходимое условие воплощения
в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться
немедленно по объективным или субъективным причинам. В этой ситуации мечта
представляет собой реальный стимул, мотив деятельности, благодаря которому
завершение начатого дела становится возможным. Без мечты, говорил Д. Писарев,
невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и
довести до конца изнуряющие и большие по объёму работы в царстве искусства,
Информация о работе Развитие воображения у школьников на уроках английского языка