Развитие зрительной памяти старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и практически разработать содержание деятельности педагога – психолога по развитию зрительной памяти
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы развития зрительной памяти в период подготовки ребёнка к школе в современной научной литературе.
2.Выявить уровень развития зрительной памяти
3.Разработать содержание игр и упражнений на развитие зрительной памяти и оценить их эффект.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
ГлаваI. Теоретические аспекты изучения зрительной памяти в период подготовки ребенка к школе…………………………………………………………
1.1.Понятие зрительной памяти в современной психолого – педагогической литературе………………………...................
1.2.Особенности зрительной памяти у старших дошкольников………….
1.3.Основное направление по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников……………………………………….....
Выводы по главеI……………………………………………………………
ГлаваII. Практическое изучение детским педагогом – психологом
развития зрительной памяти старших дошкольников
в период подготовки ребёнка к школе…………………………………….
2.1.Организация и база исследования……………………………………...
2.2.Анализ результата обследования……………………………………….
2.3.Деятельность педагога – психолога по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников в период подготовки к школе…………
Выводы по Главе II…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 259.71 Кб (Скачать файл)

Деятельность педагога-психолога по РАЗВИТИю ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..

ГлаваI. Теоретические аспекты изучения зрительной памяти в период подготовки  ребенка к школе…………………………………………………………

1.1.Понятие  зрительной памяти в современной                                     психолого – педагогической литературе………………………...................

1.2.Особенности  зрительной памяти у старших  дошкольников………….

1.3.Основное  направление  по развитию зрительной

 памяти  у старших дошкольников……………………………………….....

Выводы по главеI……………………………………………………………

ГлаваII. Практическое изучение детским педагогом – психологом

 развития  зрительной памяти старших дошкольников  

 в период  подготовки ребёнка к школе…………………………………….

2.1.Организация  и база исследования……………………………………...

2.2.Анализ  результата обследования……………………………………….

2.3.Деятельность  педагога – психолога по развитию  зрительной

памяти у старших дошкольников в период подготовки к школе…………

Выводы по Главе II…………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………..

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменение образа жизни людей современного общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В статье 14 пункт 1 закона Российской Федерации "Об образовании"[1] говорится: "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации..." Компетентностная парадигма предполагает формирование у подрастающего поколения навыков самообразования, развитие обучаемости.

Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, и, как познавательный процесс обеспечивает целостность  развития личности.

Свои концепции памяти высказывали в разное время  И.Кант, Э.Мейман, Д.Локк,  Б.Спиноза, а позднее, с развитием  естественных наук,  свойства памяти неоднократно пытались вывести и объяснить психологи, педагоги, социологи  и биологи: В.Анри, П.П.Блонский, А.Бине, А.Бергсон, Л.М.Выготский, П.Жане, P.М.Истомина , К.Коффка, А.Н.Леонтьев, Т.Мюллер, А.Пьерон, А.А.Смирнов, И.М.Сеченов, К.Д.Ушинский, В.Штерн,  Ф.Шуман, Г.Эббингауз [34].Вопрос о развитии памяти  впервые в отечественной психологии был широко рассмотрен П. П. Блонским, решавшим эту проблему с позиций выдвинутой им общей концепции развития памяти. Основным в этой концепции является положение о том, что 4 вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. Считается, что образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной). Не оспаривая П.П.Блонского хотелось бы отметить, что слова - по сути своей лишь языковые знаки, обозначающие какой-либо образ, хотя они, и отягощены смыслом большим, нежели символическое обозначение предмета или явления. В.В.Виноградов приходил к выводу, что "нет слов и языковых форм, которые не могут стать материалом для образа". Отсюда следует, что слово без образа также бедно, как картина без красок.

Многими поколениями психологов, безусловно доказано, что для развития памяти ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической и в обязанности взрослого входит облегчить этот переход как можно действеннее. Ведь ещё А.А.Смирнов указывал на важность совместить деятельность первой и второй сигнальных систем, т.е. зрительное восприятие и слово. «Задача педагога - научить работать оба полушария одновременно и научить детей воспринимать мир всеми органами чувств»[26, с.75].

       Мозг человека от природы привык  запоминать все таким, как есть  – в многообразии цветов, звуков, запахов и т.д. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет  образ-модель, в левом – соответствующее  ему слово. Воспринятое таким  образом не стирается без желания  человека. Такая организация памяти  естественна и гармонична, именно  она позволяет добиваться хороших  результатов в учёбе.

  Методы развития образной памяти предусматривают координацию работ полушарий мозга, т.к. правое полушарие является эмоционально-образным, синтезирующим, а левое – контрастным, логическим. Актуальность темы данной работы обусловлена тем , что именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти, в т. ч. зрительной.

С генетической точки зрения существует предположение, что образная память является результатом более древней нервной организации. Сначала человек воспринимает события, цифры, буквы, слова и переводит в безграничный запас образов. Полученная информация в форме образов, сохраняется, сколько необходимо, она легко стирается, заменяется, легко списывается, считывается и переводится на любой язык. Высокая продуктивность запоминания наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности. Исключительно сильная образность лежит в основе феноменальной памяти.

За последнее время вышло множество работ об образах. Но проблема образов в этих работах все больше и больше обособлялась от проблемы памяти. Проблема образной зрительной памяти как таковая осталась в тени. В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.

Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, привлекающее внимание, запоминает непроизвольно, и лишь к концу дошкольного периода у  детей появляются произвольные формы психической активности. Ребёнок - школьник уже умеет рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Интересно, что способность к созданию мысленных образов начинает развиваться только по мере овладения языком. По мере развития ребенка память, продолжает совершенствоваться, позволяет ему узнавать все больше и больше интересной новой информации, связать эту информацию со старым запасом знаний. Развитие памяти влечет за собой развитие мышления, речи, так как сопряжено с развитием этих важнейших психических процессов.

Беседы с педагогами показали, что многие  стремятся уделить основное внимание развитию словесно-логической памяти, полагая, что именно она будет являться залогом успешности обучения в школе. Однако считаем, надо развивать природную память, память образную, слуховую, зрительную - так как она наиболее естественна. Образная память помогает воспринимать мир целостно, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого ребёнка и уже неотделима от его личности. 

Еще в начале прошлого века выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский заметил: "Когда человек повторяет фразу на родном языке, он повторяет её на основе запечатленных мозгом зрительных образов. Если вам предъявить фразу на незнакомом языке, слова которого не возбуждают в мозге зрительные образы, вы даже не сможете ее повторить".

Именно  поэтому так актуально встаёт проблема развития зрительной памяти детей. Ведь образная  память у младших школьников является преобладающим видом памяти, а ее эффективность зависит от развития зрительной памяти. 

Однако вопросы зрительной памяти у старших дошкольников в литературе представлена, недостаточна, поэтому выбрана тема, нуждающаяся в дальнейшем исследовании.

  Объект исследования: зрительная память

 Предмет исследования: развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически изучить и практически разработать содержание деятельности педагога – психолога по развитию зрительной памяти

 Для достижения  данной цели были поставлены  следующие задачи:

1.Изучить  состояние проблемы развития  зрительной памяти в период  подготовки ребёнка к школе  в современной научной литературе.

2.Выявить  уровень развития зрительной  памяти 

3.Разработать  содержание игр и упражнений  на развитие зрительной памяти  и оценить их эффект.

Методы исследования: психодиагностические (беседа, наблюдение, тестирование,) психолого-педагогический эксперимент, обработка и анализ полученных данных.

База исследования: практическая часть исследования была организованна на базе МДОУ КВ №1, в эксперименте принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы.

 

ГлаваI. Теоретические аспекты изучения зрительной памяти в период подготовки к школе

1.1.Понятие зрительной памяти  в современной                                     психолого – педагогической литературе.

Рассматривать зрительную образную память следует, прежде всего, как вид памяти. Поэтому считаем необходимым уделить внимание изначально характеристике памяти как психическому явлению.

Проблема памяти — одна из наиболее актуальных проблем психологии: количество экспериментальных исследований в этой области может сравниваться разве лишь с изучением ощущений и навыков, что, впрочем, весьма близко к проблемам памяти.  
       Память один из активно изучаемых психических процессов в современной науке. Память изучали многие отечественные и зарубежные психологи. Однако до сих пор нет единого понимания и определения этого процесса в психологии.

Известный физиолог Геринг первый высказал ту мысль, что память — это общее свойство организованной материи. Память психологическую он предложил рассматривать как частный случай некоторых общих свойств органической материи, а именно: ее пластичности, т.е. способности изменяться под влиянием внешних воздействий, сохранять следы этих воздействий и тем самым создавать предрасположение к повторению этих же самых изменений в будущем.(58)

«Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения», - такое определение дает Л.А. Карпенко[34, с.8].

 По мнению  И. М. Сеченова, память - это «родовое»  свойство  
человека, одно «из основных условий психической жизни». По отношению  
к ней в полной мере может быть применен очень важный принцип,  
разработанный в отечественной психологии А. Н. Леонтьевым и С. Л.  
Рубинштейном, о необходимости анализа общности природы способностей  
и родовых свойств человека. (5)  
          В психологических исследованиях память, действительно, часто рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена как «первичная умственная способность». Память входит в  
структуру интеллекта. Она включена также в общую способность к  
учению - обучаемость,  как необходимое условие для «накопления фонда  
знаний» и «интеллектуальных умений». Слуховые представления и  
произвольное оперирование ими - важный компонент специальных  
музыкальных способностей, а математическая память включается в  
структуру специальных математических способностей. Память важна и для  
вербальных способностей. (21)  
        Как известно, первые попытки изучить память экспериментально были сделаны представителя ми ассоциативной психологии; Г.Эббингаузом. Г.Мюллером, Ф.Шуманом и А.Пильцкером, а также многими другими сторонниками ассоционэма, что и определило собой то основное направление, в котором изучение памяти шло в течение первых десятилетий работы в этой области и которое по существу остается характерным для многих исследований.(23)  
        С точки зрения У.Джеймса, американского философа и психолога, память есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно уже перестало непосредственно сознаваться нами, или, говоря точнее, она есть знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали и который, сверх того, сознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом.(58)  
            3.М. Истомина дала более расширенную характеристику памяти считая, что память — это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. (26)

По мнению В.А.Крутецкого, память – следовая форма психического отражения, развивающегося на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. (31)  
            Но в современной психологии чаще используется определение А.А. Смирнова, который определил память, как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. (58)  
Такое многообразие подходов к пониманию памяти определило и множество классификаций видов памяти.  
                 В основу классификации видов памяти положены критерии, характеризующие направленность и произвольность запоминания, а также длительность сохранения впечатлений. По объекту запоминания: наглядно-образную, словесно-логическую, эмоциональную, двигательную; по произвольности запоминания: произвольную и непроизвольную; по длительности сохранения впечатлений: кратковременную и долговременную..  
           Важный параметр памяти — образность — вербальность. Он четко выявляется в собственно психологических исследованиях памяти в виде двух ее типов— образном и словесно-логическом.(32)  
          П. П. Блонский, характеризуя генетические ступени памяти, исходит из различения следующих видов памяти: двигательная, аффективная, образная, вербальная память. Возникают они в процессе развития психики последовательно и именно в той последовательности, которая только что представлена. Им и посвящено основное содержание главного труда П.П.Блонского в области памяти, впервые опубликованного в 1935 г.

Зрительная образная память как предмет специальных исследований выделилась к концу XIX века. Вплоть до 60-х г.г. данные о ней ограничивались отдельными фактами, полученными при гипнозе. Её исследование связано с такими именами как, К.Н. Дудкин, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, И.Ю. Матюгин и др. (Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти /А.Р. Лурия -М.: Педагогика.)

В психологических трудах часто отождествляют понятия «зрительная память», «образная память» и «зрительная образная память». Анализ литературы показал, что в настоящее время под термином «зрительная память» понимают быстро затухающие следы зрительной стимуляции. Другими словами, она является кратковременной.

Под «образной памятью» понимают мнемическую деятельность, наделенную способностью длительного хранения сенсорной информации. Это характеризует её как долговременную память. В.П. Зинченко и Б.М. Величковский говорят о ней, как о памяти-узнавании.

Понятие «зрительная образная память» рассматривается как мнемическая деятельность, характеризующаяся способностью длительного хранения зрительной информации. ( Лебедева, С.О. О возможности развития образной памяти /С.О. Лебедева Дошкольное воспитание. – 1985. – №8, С. 52-54.)

Информация о работе Развитие зрительной памяти старших дошкольников