Развитие зрительной памяти старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и практически разработать содержание деятельности педагога – психолога по развитию зрительной памяти
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы развития зрительной памяти в период подготовки ребёнка к школе в современной научной литературе.
2.Выявить уровень развития зрительной памяти
3.Разработать содержание игр и упражнений на развитие зрительной памяти и оценить их эффект.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
ГлаваI. Теоретические аспекты изучения зрительной памяти в период подготовки ребенка к школе…………………………………………………………
1.1.Понятие зрительной памяти в современной психолого – педагогической литературе………………………...................
1.2.Особенности зрительной памяти у старших дошкольников………….
1.3.Основное направление по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников……………………………………….....
Выводы по главеI……………………………………………………………
ГлаваII. Практическое изучение детским педагогом – психологом
развития зрительной памяти старших дошкольников
в период подготовки ребёнка к школе…………………………………….
2.1.Организация и база исследования……………………………………...
2.2.Анализ результата обследования……………………………………….
2.3.Деятельность педагога – психолога по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников в период подготовки к школе…………
Выводы по Главе II…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 259.71 Кб (Скачать файл)

При целенаправленном развитии у детей памяти следует помнить следующие правила:

- необходимо чтобы у ребенка  был интерес к запоминаемому  материалу;

- быстрее и лучше ребенок  запоминает только яркие, новые  объекты;

- запоминание материала будет  эффективнее, если она будет организованно  в форме игры;

- осмысленный детьми материал  будет запоминаться ими быстрее;

- необходимо учить детей самостоятельно  давать себе установку на запоминание;

- развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной деятельности;

- необходимо целенаправленно учить  детей способам запоминания (классификации, анализу, сравнению, обобщению, использованию  картинок и т.д.);

Таким образом, в результате полученных данных определились несколько направлений по развитию зрительной памяти у старших дошкольников.

  1. Развитие зрительной памяти в развивающих играх.
  2. Развитие зрительной памяти на занятиях.
  3. Развитие зрительной памяти в повседневной деятельности.
  4. Работа с родителями.

Для целостной работы над развитием зрительной памяти детей необходимо привлекать и родителей. Но для этого нужно просвещать родителей на всевозможных консультациях у психологов в детских садах, организовывать практикумы по данной проблеме, предлагать им популярную литературу и др.

Большую роль в развитии памяти ребёнка - дошкольника играет правильная организация детской деятельности. От того, как организованна деятельность ребёнка, постановка перед ним специальной цели запомнить или припомнить нужный материал, увязывание задачи на запоминание и припоминание с общими мотивами его деятельности, формирования у ребёнка способов запоминания и припоминания во многом зависит и эффективность развития его памяти. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку.

 

Выводы по главе 1

На основании анализа литературы был сделан ряд выводов:

  1. Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.()

Различают следующие виды памяти – по объекту запоминания: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональную, двигательную; по произвольности запоминания: произвольную и непроизвольную; по длительности сохранения впечатлений: кратковременную и долговременную.

  1. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место. В дошкольном возрасте главным видом памяти становится - образная.
  2. Зрительная память – один из видов образной. 

Зрительная память - вид памяти, который основывается на зрительном восприятии. Наглядный материал в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем словесный.

В результате полученных данных определились несколько направлений по развитию зрительной памяти у старших дошкольников.

  1. Развитие зрительной памяти в развивающих играх.
  2. Развитие зрительной памяти на занятиях.
  3. Развитие зрительной памяти в повседневной деятельности.
  4. Работа с родителями.

 

ГлаваII. Практическое изучение детским педагогом – психологом

развития зрительной памяти старших дошкольников

в период подготовки ребёнка к школе

2.1.Организация  и база исследования

                    

Практическая часть исследования была организованна на базе МДОУ КВ №1, в эксперименте принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы.

Цель диагностической работы: выявить уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Из психолого-педагогических исследований  подобрать критерии для определения  уровня развития зрительной памяти.


2. Подобрать  диагностические методики для  определения уровня развития  зрительной памяти.

3. Выявить  уровень развития зрительной  памяти у детей старшего дошкольного  возраста.

Исследование проходило в несколько этапов:

I этап - анализ  состояния проблемы в психологической  литературе, определение основных  параметров исследования, определение  комплекса диагностических методик.

II этап - проведение  экспериментальной работы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

III этап  - обработка полученных данных, оформление дипломной работы.

Для исследования особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста были выбраны две психодиагностические методики: изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера, методика «нелепицы». 

Изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера.

Проведение: На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку, запомни её, а потом нарисуй, что запомнил».

Условия проведения: проводится в групповой форме.

Интерпретация:

1. Две перекрещенные линии и  два флажка — 1 балл;

            правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный  на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой  прямоугольник с маленьким в  нем — 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;

      маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла.

  1. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю —    1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

 Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат —  14 баллов.

Таблица , 1

Уровень зрительной памяти

Количество баллов

Высокий уровень

10 баллов и выше 

Средний уровень

9-6 баллов

Низкий

5-0 баллов


 

Методика «нелепицы». 

Проведение: Картинку с изображением нелепых ситуаций (см. Приложение 1) предъявляют ребенку нейтрально.

Инструкция:   «Сейчас я закончу готовиться к нашей работе, а ты пока, чтобы не скучать, посмотри вот эту картинку». Ребенок получает картинку, а  взрослый делает вид, что не наблюдает за ним. Через 30 секунд картинку у ребенка забирают; взрослый фиксирует спонтанные высказывания ребенка. Если он молчит, то по истечении 15 секунд ему начинают задавать вопросы в определенной последовательности.

Вопросы.

  1. Понравилась тебе картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос

  1. Что тебе понравилось?

Если ребенок не начинает перечисление фрагментов ситуации, то задается следующий вопрос

  1. Что там нарисовано?

Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое,то требуется стимуляция в форме вопросов

  1. А еще что? Может быть вспом-нишь? и т.п.

Фиксируются дополнительные ответы, если их нет, задается вопрос

  1. Смешная картинка?

Если просто утвердительный ответ, то новый вопрос

  1. Что же там смешного?

Если нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой, то за-дается вопрос

  1. А может быть такое в жизни? Может быть тут что-то перепутано?

Условия проведения: проводится в индивидуальной форме.

Интерпретация:

При оценке результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и эмоциональные реакции его при изучении объекта и количество воспроизведенных фактов.

Оценка результатов исследования по методике «нелепицы».

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц,  но не объяснил.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Выводы об уровне развития:

Таблица , 2

Уровень зрительной памяти

Количество баллов

Очень высокий уровень

10 баллов и выше 

Высокий уровень

8-9 баллов

Средний уровень

4-7 баллов 

Низкий уровень

2-3 балла

Очень низкий уровень

0-1 балл


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Анализ результата обследования.

Изучение процессов памяти имеет особое значение, когда речь идет об анализе познавательной деятельности детей.

    1. Констатирующий этап исследования

Результаты диагностического исследования по методике Векслера на констатирующем этапе исследования занесены в таблицу № 3 график №1.

 

Таблица, 3

Уровень развития зрительной памяти старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

Имя

Баллы на констатирующем этапе

Уровень зрительной памяти на констатирующем этапе

  1. Ира

10 баллов

Высокий

  1. Саша

9 баллов

Средний

  1. Аня

4 балла

Низкий

  1. Женя

2 балла

Низкий

  1. Сережа

9 баллов

средний

  1. Юля

9 баллов

средний

  1. Люба

11 балов

Высокий

  1. Артём

9 баллов

Средний

  1. Данил

4 балла

Низкий

  1. Коля

10 баллов

Высокий


 

 

 

 

 

 

График, 1

 

Анализ результатов исследования на констатирующем этапе показал, что  у детей преобладает средний уровень развития зрительной памяти – 40%. 30%  дошкольников показали высокий уровень и 30% - низкий уровень развития зрительной памяти. Интересно отметить, что дети, показавшие низкий уровень  приступили к работе сразу и уверенно начали рисовать. Дошкольники с высоким уровнем, несколько минут потратили на словесное описание и к работе приступали не сразу.

Самой сложной оказалась для воспроизведения картинка Б, ребята разделили на 4 части, некоторые на 6 и 8, не соблюдали пропорции и количество точек. Это можно объяснить тем, что воспринимали  дошкольники образ в целом, отдельные мелкие детали им сложнее припомнить.

Результаты  по методике «нелепицы» занесены в таблице 4 и график №2. 

Информация о работе Развитие зрительной памяти старших дошкольников