Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:24, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить и практически разработать содержание деятельности педагога – психолога по развитию зрительной памяти
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы развития зрительной памяти в период подготовки ребёнка к школе в современной научной литературе.
2.Выявить уровень развития зрительной памяти
3.Разработать содержание игр и упражнений на развитие зрительной памяти и оценить их эффект.
Введение……………………………………………………………………..
ГлаваI. Теоретические аспекты изучения зрительной памяти в период подготовки ребенка к школе…………………………………………………………
1.1.Понятие зрительной памяти в современной психолого – педагогической литературе………………………...................
1.2.Особенности зрительной памяти у старших дошкольников………….
1.3.Основное направление по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников……………………………………….....
Выводы по главеI……………………………………………………………
ГлаваII. Практическое изучение детским педагогом – психологом
развития зрительной памяти старших дошкольников
в период подготовки ребёнка к школе…………………………………….
2.1.Организация и база исследования……………………………………...
2.2.Анализ результата обследования……………………………………….
2.3.Деятельность педагога – психолога по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников в период подготовки к школе…………
Выводы по Главе II…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………
При целенаправленном развитии у детей памяти следует помнить следующие правила:
- необходимо чтобы у ребенка был интерес к запоминаемому материалу;
- быстрее и лучше ребенок запоминает только яркие, новые объекты;
- запоминание материала будет эффективнее, если она будет организованно в форме игры;
- осмысленный детьми материал
будет запоминаться ими
- необходимо учить детей
- развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной деятельности;
- необходимо целенаправленно
Таким образом, в результате полученных данных определились несколько направлений по развитию зрительной памяти у старших дошкольников.
Для целостной работы над развитием зрительной памяти детей необходимо привлекать и родителей. Но для этого нужно просвещать родителей на всевозможных консультациях у психологов в детских садах, организовывать практикумы по данной проблеме, предлагать им популярную литературу и др.
Большую роль в развитии памяти ребёнка - дошкольника играет правильная организация детской деятельности. От того, как организованна деятельность ребёнка, постановка перед ним специальной цели запомнить или припомнить нужный материал, увязывание задачи на запоминание и припоминание с общими мотивами его деятельности, формирования у ребёнка способов запоминания и припоминания во многом зависит и эффективность развития его памяти. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку.
Выводы по главе 1
На основании анализа литературы был сделан ряд выводов:
Различают следующие виды памяти – по объекту запоминания: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональную, двигательную; по произвольности запоминания: произвольную и непроизвольную; по длительности сохранения впечатлений: кратковременную и долговременную.
Зрительная память - вид памяти, который основывается на зрительном восприятии. Наглядный материал в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем словесный.
В результате полученных данных определились несколько направлений по развитию зрительной памяти у старших дошкольников.
ГлаваII. Практическое изучение детским педагогом – психологом
развития зрительной памяти старших дошкольников
в период подготовки ребёнка к школе
2.1.Организация и база исследования
Практическая часть исследования была организованна на базе МДОУ КВ №1, в эксперименте принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы.
Цель диагностической работы: выявить уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1. Из психолого-педагогических
2. Подобрать диагностические методики для определения уровня развития зрительной памяти.
3. Выявить
уровень развития зрительной
памяти у детей старшего
Исследование проходило в несколько этапов:
I этап - анализ
состояния проблемы в
II этап - проведение экспериментальной работы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
III этап - обработка полученных данных, оформление дипломной работы.
Для исследования особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста были выбраны две психодиагностические методики: изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера, методика «нелепицы».
Изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера.
Проведение: На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку, запомни её, а потом нарисуй, что запомнил».
Условия проведения: проводится в групповой форме.
Интерпретация:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла.
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
Таблица , 1
Уровень зрительной памяти |
Количество баллов |
Высокий уровень |
10 баллов и выше |
Средний уровень |
9-6 баллов |
Низкий |
5-0 баллов |
Методика «нелепицы».
Проведение: Картинку с изображением нелепых ситуаций (см. Приложение 1) предъявляют ребенку нейтрально.
Инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей работе, а ты пока, чтобы не скучать, посмотри вот эту картинку». Ребенок получает картинку, а взрослый делает вид, что не наблюдает за ним. Через 30 секунд картинку у ребенка забирают; взрослый фиксирует спонтанные высказывания ребенка. Если он молчит, то по истечении 15 секунд ему начинают задавать вопросы в определенной последовательности.
Вопросы.
Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос
Если ребенок не начинает перечисление фрагментов ситуации, то задается следующий вопрос
Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое,то требуется стимуляция в форме вопросов
Фиксируются дополнительные ответы, если их нет, задается вопрос
Если просто утвердительный ответ, то новый вопрос
Если нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой, то за-дается вопрос
Условия проведения: проводится в индивидуальной форме.
Интерпретация:
При оценке результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и эмоциональные реакции его при изучении объекта и количество воспроизведенных фактов.
Оценка результатов исследования по методике «нелепицы».
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, но не объяснил.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Выводы об уровне развития:
Таблица , 2
Уровень зрительной памяти |
Количество баллов |
Очень высокий уровень |
10 баллов и выше |
Высокий уровень |
8-9 баллов |
Средний уровень |
4-7 баллов |
Низкий уровень |
2-3 балла |
Очень низкий уровень |
0-1 балл |
2.2.Анализ результата
Изучение процессов памяти имеет особое значение, когда речь идет об анализе познавательной деятельности детей.
Результаты диагностического исследования по методике Векслера на констатирующем этапе исследования занесены в таблицу № 3 график №1.
Таблица, 3
Уровень развития зрительной памяти старших дошкольников на констатирующем этапе исследования
Имя |
Баллы на констатирующем этапе |
Уровень зрительной памяти на констатирующем этапе |
|
10 баллов |
Высокий |
|
9 баллов |
Средний |
|
4 балла |
Низкий |
|
2 балла |
Низкий |
|
9 баллов |
средний |
|
9 баллов |
средний |
|
11 балов |
Высокий |
|
9 баллов |
Средний |
|
4 балла |
Низкий |
|
10 баллов |
Высокий |
График, 1
Анализ результатов исследования на констатирующем этапе показал, что у детей преобладает средний уровень развития зрительной памяти – 40%. 30% дошкольников показали высокий уровень и 30% - низкий уровень развития зрительной памяти. Интересно отметить, что дети, показавшие низкий уровень приступили к работе сразу и уверенно начали рисовать. Дошкольники с высоким уровнем, несколько минут потратили на словесное описание и к работе приступали не сразу.
Самой сложной оказалась для воспроизведения картинка Б, ребята разделили на 4 части, некоторые на 6 и 8, не соблюдали пропорции и количество точек. Это можно объяснить тем, что воспринимали дошкольники образ в целом, отдельные мелкие детали им сложнее припомнить.
Результаты по методике «нелепицы» занесены в таблице 4 и график №2.
Информация о работе Развитие зрительной памяти старших дошкольников