Развитие зрительной памяти старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и практически разработать содержание деятельности педагога – психолога по развитию зрительной памяти
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы развития зрительной памяти в период подготовки ребёнка к школе в современной научной литературе.
2.Выявить уровень развития зрительной памяти
3.Разработать содержание игр и упражнений на развитие зрительной памяти и оценить их эффект.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
ГлаваI. Теоретические аспекты изучения зрительной памяти в период подготовки ребенка к школе…………………………………………………………
1.1.Понятие зрительной памяти в современной психолого – педагогической литературе………………………...................
1.2.Особенности зрительной памяти у старших дошкольников………….
1.3.Основное направление по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников……………………………………….....
Выводы по главеI……………………………………………………………
ГлаваII. Практическое изучение детским педагогом – психологом
развития зрительной памяти старших дошкольников
в период подготовки ребёнка к школе…………………………………….
2.1.Организация и база исследования……………………………………...
2.2.Анализ результата обследования……………………………………….
2.3.Деятельность педагога – психолога по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников в период подготовки к школе…………
Выводы по Главе II…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 259.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица, 4

 Уровень развития зрительной памяти старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

 

Имя

Баллы

Уровень зрительной памяти

  1. Ира

9  баллов

Высокий

  1. Саша

7 баллов

Средний

  1. Аня

3 балла

Низкий

  1. Женя

3 балла

Низкий

  1. Сережа

7 баллов

средний

  1. Юля

5 баллов

средний

  1. Люба

9 балов

высокий

  1. Артём

6  баллов

Средний

  1. Данил

3 балла

Низкий

  1. Коля

9 баллов

 высокий


 

 

График, 2

 

На графике №2 четко видно, что у дошкольников преобладает средний уровень зрительной памяти -49%, высокий уровень показали – 36% детей, низкий уровень у 15% испытуемых. В методике «нелепицы»  мы видим в интерпретации очень высокий уровень 10 баллов и выше, к сожалению ни один ребенок не набрал данное количество баллов.

Хотелось бы заметить, что дошкольники с низким уровнем не проявляли никаких эмоций по отношению к предъявляемой картинке, на вопрос, что смешного на картинке, затруднялись ответить, количество воспроизведенных фактов крайне мало. Обследуемые с высоким уровнем, наоборот проявляли бурную реакцию по отношению к картинке, можно сказать, что их скорее возмутили увиденные «нелепицы».

Интересно отметить, что при сравнении 1 и 2 методики, старшие дошкольники показали одинаковые результаты. Например, Ира показала высокий уровень зрительной памяти, как по методике Векслера, так и по методике «нелепицы».

Таким образом, больше половины детей в группе демонстрируют высоко или нормально развитую зрительную память в соответствии с возрастными особенностями.

Данные диагностики позволяют сделать вывод о необходимости проведения формирующего этапа целенаправленной работы по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

    1. Контрольный эксперимент.

 

 

 

Таблица,5

Имя

Баллы на контрольном этапе

Уровень зрительной памяти на контрольном этапе

    1. Ира

10 баллов

Высокий

  1. Саша

10 баллов

Высокий

  1. Аня

7 баллов

Средний

  1. Женя

6 баллов

Средний

  1. Сережа

9 баллов

Средний

  1. Юля

10 баллов

Высокий

  1. Люба

11 баллов

Высокий

  1. Артём

10 баллов

Высокий

  1. Данил

7 баллов

Средний

  1. Коля

11 баллов

Высокий


 

 
Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей всех групп произошли позитивные изменения в развитии зрительной памяти: часть детей со средним уровнем переместились на высокий.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают:

1. произошло  повышение продуктивности зрительной  памяти в группе. Это выражается  в следующем:

- уровень  развития зрительной памяти старших  дошкольников повысился - стал преобладать  высокий уровень;

- дети преимущественно  прибегают к частичному способу  запоминания;

- сохраняются  большие индивидуальные различия  в скорости запоминания и воспроизведения  материала;

- легче запоминать  и воспроизводить изображение  конкретных предметов, чем абстрактных, однако разрыв в количестве  правильно воспроизведённых конкретных  и абстрактных фигур значительно  сократился;

- дети чаще  используют такие приёмы запоминания  как вербализация, ассоциативные  методы, смысловая группировка;

- дошкольники  стали применять несколько способов  запоминания одновременно;

- увеличилась  концентрация внимания и его  распределение.

- повысился  уровень самоконтроля и самоорганизации.

- отмечается  положительный фон настроения  при выполнении упражнений.

2. наиболее  эффективное развитие зрительной  образной памяти происходит при  применении системы работы с  использованием дидактических игр, развивающих зрительную  память в сочетании с упражнениями на активизацию и стабилизацию работы полушарий головного мозга. Программа позволила:

- достичь  более легкого овладения детьми  приёмами запоминания, умения их  сочетания и использования в  новых условиях;

- изменить  характер воспроизведения (ребенок  свободно меняет при воспроизведении  порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению, вызывает образ предмета не  только внешними предметными  сигналами, но и произнесённым  словом);

- сформировать  четкую структуру зрительных  образов и развить способность  связывать образы с прошлым  опытом;

- улучшить  состояние общей и мелкой моторики

Таким образом, специально организованная деятельность с детьми 5-6 лет с нарушениями зрения в форме дидактических игр и упражнений, направленной на развитие зрительной образной памяти способствовала повышению уровня её развития.

Наше предположение о том, что эффективность развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения возрастает при условии сочетания дидактических игр и упражнений с упражнениями, активизирующими полушария головного мозга, получило подтверждение.

 

Описание содержания дидактических игр 
на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. 
 
Дидактические игры первого этапа:

1. « Кому что нужно для работы» 
 
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них. 
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам. 
Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам. 
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.  
Количество профессий и орудий труда может быть разным. ( 8 – 10).  
 
2. « Создай образ»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз. 
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз. 
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз. 
Игровой материал: В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных. 
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться. 
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур).  
Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса.  
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами. 
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании.  
 
 
Дидактические игры второго этапа:

1. « Не забудь картинку» 
 
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти. 
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство. 
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров». 
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей. 
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили». 
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.  
-- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер. 
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины. 
-- Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж. 
2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.

2. « Нарисуй правильно схему»

Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры. 
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить. 
Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий. 
Игровой материал: КарточкаN1 с изображением картинок и схем, карточкаN2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники. 
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).  
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточкаN1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить. 
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточкеN2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр». 
Играющие дети меняются ролями. 
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.

3. « Поможем маме» 
 
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей. 
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое. 
Игровые действия: Поиск, складывание частей целого. 
Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы. 
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок. 
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы. 
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.

4. « Кодовый замок»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти. 
Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.  
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти. 
Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь. 
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.  
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка. 
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.

Дидактические игры третьего этапа:

1. «Заколдованный мешочек» 
 
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу. 
Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет. 
Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета. 
Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие). 
Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро.  
Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет». 
Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи). 
После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка.

2. « Гуляем по поселку»

Дидактическая задача: Закреплять знания о родном поселке, о расположении его основных строений. 
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить основную улицу поселка. 
Игровые действия: Строительство основной улицы поселка. 
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по поселку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему улицы поселка, отмечают основные строения.  
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, дают в среднюю группу. 
В группу приходят гости ( новые игрушки). Им все интересно посмотреть и садик, и все, что есть рядом с садиком. 
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить улицу из строительного материала. 
После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть на главной улице.  
2 вариант: схема детского сада, схема участка детского сада.

Информация о работе Развитие зрительной памяти старших дошкольников