Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:24, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить и практически разработать содержание деятельности педагога – психолога по развитию зрительной памяти
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы развития зрительной памяти в период подготовки ребёнка к школе в современной научной литературе.
2.Выявить уровень развития зрительной памяти
3.Разработать содержание игр и упражнений на развитие зрительной памяти и оценить их эффект.
Введение……………………………………………………………………..
ГлаваI. Теоретические аспекты изучения зрительной памяти в период подготовки ребенка к школе…………………………………………………………
1.1.Понятие зрительной памяти в современной психолого – педагогической литературе………………………...................
1.2.Особенности зрительной памяти у старших дошкольников………….
1.3.Основное направление по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников……………………………………….....
Выводы по главеI……………………………………………………………
ГлаваII. Практическое изучение детским педагогом – психологом
развития зрительной памяти старших дошкольников
в период подготовки ребёнка к школе…………………………………….
2.1.Организация и база исследования……………………………………...
2.2.Анализ результата обследования……………………………………….
2.3.Деятельность педагога – психолога по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников в период подготовки к школе…………
Выводы по Главе II…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………
Таблица, 4
Уровень развития зрительной памяти старших дошкольников на констатирующем этапе исследования
Имя |
Баллы |
Уровень зрительной памяти |
|
9 баллов |
Высокий |
|
7 баллов |
Средний |
|
3 балла |
Низкий |
|
3 балла |
Низкий |
|
7 баллов |
средний |
|
5 баллов |
средний |
|
9 балов |
высокий |
|
6 баллов |
Средний |
|
3 балла |
Низкий |
|
9 баллов |
высокий |
График, 2
На графике №2 четко видно, что у дошкольников преобладает средний уровень зрительной памяти -49%, высокий уровень показали – 36% детей, низкий уровень у 15% испытуемых. В методике «нелепицы» мы видим в интерпретации очень высокий уровень 10 баллов и выше, к сожалению ни один ребенок не набрал данное количество баллов.
Хотелось бы заметить, что дошкольники с низким уровнем не проявляли никаких эмоций по отношению к предъявляемой картинке, на вопрос, что смешного на картинке, затруднялись ответить, количество воспроизведенных фактов крайне мало. Обследуемые с высоким уровнем, наоборот проявляли бурную реакцию по отношению к картинке, можно сказать, что их скорее возмутили увиденные «нелепицы».
Интересно отметить, что при сравнении 1 и 2 методики, старшие дошкольники показали одинаковые результаты. Например, Ира показала высокий уровень зрительной памяти, как по методике Векслера, так и по методике «нелепицы».
Таким образом, больше половины детей в группе демонстрируют высоко или нормально развитую зрительную память в соответствии с возрастными особенностями.
Данные диагностики позволяют сделать вывод о необходимости проведения формирующего этапа целенаправленной работы по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица,5
Имя |
Баллы на контрольном этапе |
Уровень зрительной памяти на контрольном этапе |
|
10 баллов |
Высокий |
|
10 баллов |
Высокий |
|
7 баллов |
Средний |
|
6 баллов |
Средний |
|
9 баллов |
Средний |
|
10 баллов |
Высокий |
|
11 баллов |
Высокий |
|
10 баллов |
Высокий |
|
7 баллов |
Средний |
|
11 баллов |
Высокий |
Результаты контрольного эксперимента
показали, что у детей всех групп произошли
позитивные изменения в развитии зрительной
памяти: часть детей со средним уровнем
переместились на высокий.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают:
1. произошло
повышение продуктивности
- уровень
развития зрительной памяти
- дети преимущественно
прибегают к частичному
- сохраняются
большие индивидуальные
- легче запоминать
и воспроизводить изображение
конкретных предметов, чем абстрактных,
однако разрыв в количестве
правильно воспроизведённых
- дети чаще
используют такие приёмы
- дошкольники
стали применять несколько
- увеличилась концентрация внимания и его распределение.
- повысился
уровень самоконтроля и
- отмечается положительный фон настроения при выполнении упражнений.
2. наиболее
эффективное развитие
- достичь
более легкого овладения
- изменить
характер воспроизведения (ребенок
свободно меняет при
- сформировать четкую структуру зрительных образов и развить способность связывать образы с прошлым опытом;
- улучшить
состояние общей и мелкой
Таким образом, специально организованная деятельность с детьми 5-6 лет с нарушениями зрения в форме дидактических игр и упражнений, направленной на развитие зрительной образной памяти способствовала повышению уровня её развития.
Наше предположение о том, что эффективность развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения возрастает при условии сочетания дидактических игр и упражнений с упражнениями, активизирующими полушария головного мозга, получило подтверждение.
Описание содержания
дидактических игр
на развитие зрительной памяти детей
старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры первого этапа:
1. « Кому что
нужно для работы»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях
и орудиях труда необходимых каждой из
них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать
картинки или предметы по темам.
Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов
по темам.
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками
или новыми игрушками для игр детей. Открыв
посылку, дети определяют, что это предметы
необходимые для работы людям разных профессий.
Но в дороге все они перепутались и необходимо,
разобрать предметы по соответствующим
профессиям.
Количество профессий и орудий труда может
быть разным. ( 8 – 10).
2. « Создай образ»
Дидактическая
задача: Упражнять в запоминании геометрических
фигур и изображении этих фигур с помощью
жестов и поз.
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с
помощью только жестов и поз.
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать
их с помощью жестов и поз.
Игровой материал: В актовом зале развешены картины или
расставлены игрушки изображающие диких
животных.
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник,
понаблюдать за дикими животными. Громко
разговаривать там нельзя, животные могут
испугаться.
Для передачи информации детям предлагается
запомнить условные слова, зашифрованные
в геометрические фигуры. В процессе запоминания
дети должны изображать позой, жестом
каждый из предметов (геометрические фигуры
расположены в ряд, от 8 до 10фигур).
Как « стирающий» фактор можно использовать
прослушивание аудиозаписи с голосами
леса.
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями
с помощью зашифрованных слов – фигур,
изображая их позами и жестами.
2 вариант: в горах, когда находишься в
зоне видимости, но не слышишь товарища;
то же отделочники на высотном здании.
Дидактические игры второго этапа:
1. « Не забудь
картинку»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических
фигур, расположенных, на каждой картинке
по разному; находить по памяти парную
картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер»
(набор геометрических фигур) гаража, такой
же, как у машины, уметь доказать их сходство.
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров».
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных
карточек (номеров) для машин и гаражей.
Воспитатель объясняет детям, что они
будут играть в подвижную игру « Автомобили».
Но сегодня каждый автомобиль получит
свой номер ( карточка на веревочке, одевается
нашею). Нужно его хорошо запомнить, для
того чтобы после игры поставить машину
в свой гараж, с таким же номером.
-- Сегодня дождливая погода, дороги очень
грязные. Грязь так и летит из под колес
на номер.
Во время игры номера переворачиваются
(забрызгиваются грязью). Детям предлагается
найти свой гараж, с тем же номером как
у машины.
-- Номер невидно его « спрятала» грязь.
Постарайтесь вспомнить свой номер машины
и вы найдете свой гараж.
2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры
(геометрические фигуры) на номере гаража,
нужно его восстановить.
2. « Нарисуй правильно схему»
Дидактическая
задача: Упражнять в умении удерживать в памяти
рисунки и их образы, воспроизводить их
по необходимости в ходе игры.
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно
их воспроизводить.
Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление
препятствий.
Игровой материал: КарточкаN1 с изображением картинок и
схем, карточкаN2 с изображением только
картинок, кубы – модули или любое физоборудование,
для полосы препятствий, наушники.
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков.
Разбившись на группы по два человека
– распределяют роли (радист, связной).
Все группы, перед выполнением задания,
знакомят с шифровальной таблицей (карточка
с изображением картинок и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное
место (конец полосы препятствий). Связные
получают «информацию» (карточкаN1 на которой
обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию»
нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной
зарисовывает запомненные схемы. Радисту
необходимо расшифровать схемы (найти
на карточкеN2 соответствующие рисунки)
и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
2 вариант: Внести соревновательный элемент
– кто из пар быстрее и точнее передаст
информацию.
3. « Поможем
маме»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого
из отдельных частей.
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое.
Игровые действия: Поиск, складывание частей целого.
Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них
собираются вазы.
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель
или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся
красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются.
(вазы расставляются там, где есть опора
напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает
« стирающее» событие: приходит гость
или начинается мультфильм. В это время
кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается.
Детям предлагается порадовать маму, собрать
и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить
то, что при падении кусочки ваз перемешались.
4. « Кодовый замок»
Дидактическая
задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении
его по памяти.
Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае,
если правильно набран код замка.
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по
памяти.
Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной
игры, где в сюжете необходима дверь.
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом
ребенка на прогулку (школу, магазин и
т.п.) мама знакомит его с новым кодовым
замком. Объясняет, что если забыть код
дверь дома не откроется. С внутренней
стороны двери висит схема кода (карточка
с узором, состоящим из разноцветных кругов),
с наружной – магнитная доска с набором
разноцветных магнитов.
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо
вспомнить и «набрать» правильный код
замка.
Карточки с рисунком кода можно менять,
так же увеличивать количество кружков.
Дидактические игры третьего этапа:
1. «Заколдованный
мешочек»
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов
на ощупь по форме, материалу.
Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый
предмет.
Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета.
Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками
и пластмассовыми фруктами (по возможности
настоящие).
Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей
мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно
отдать в ясельную группу, когда туда придут
новые детишки. Но это будет еще не скоро.
Баба Яга решила снова повредничать и
подложила в мешок свежие фрукты (овощи).
Фрукты от долгого хранения портятся,
испортятся и игрушки. Мешочек она еще
и заколдовала, если его открыть, то все
исчезнет».
Детям предлагается осторожно, не заглядывая
в мешочек, на ощупь достать все фрукты
(овощи).
После того, как все фрукты будут извлечены
и мешок расколдован, расспросить детей,
какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки.
После ответов сравнить их с содержимым
мешочка.
2. « Гуляем по поселку»
Дидактическая
задача: Закреплять знания о родном поселке,
о расположении его основных строений.
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать
или построить основную улицу поселка.
Игровые действия: Строительство основной улицы поселка.
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится
целевая прогулка по поселку. После прогулки
дети совместно с воспитателем составляют
план – схему улицы поселка, отмечают
основные строения.
Схема вешается в групповой комнате. Несколько
дней спустя схему, для проведения игры,
дают в среднюю группу.
В группу приходят гости ( новые игрушки).
Им все интересно посмотреть и садик, и
все, что есть рядом с садиком.
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы
тоже нет. Детям предлагается построить
улицу из строительного материала.
После окончания строительства дети вместе
с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят
гостей с теми строениями, которые есть
на главной улице.
2 вариант: схема детского сада, схема участка
детского сада.
Информация о работе Развитие зрительной памяти старших дошкольников