Роль фольклорных мотивов в романе В. Скотта The Heart of Mid-Lothian («Эдинбургская темница)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определим следующим образом: исследование роли фольклорных мотивов в романе В. Скотта «Эдинбургская темница». Цель подразумевает решение следующих задач:
- дать определение понятию «фольклор»;
- рассмотреть взаимосвязи между литературой и фольклором;
- дать определение эпохе романтизм как времени воспевания национального духа;
- проанализировать роль фольклора в творчестве Вальтера Скотта;
- рассмотреть место романа The Heart of Mid-Lothian («Эдинбургская темница) в творчестве В. Скотта;
- проанализировать фольклорные элементы в романе, такие как: фольклорная структура, фольклорные мотивы, народные верования.
- проанализировать роль фольклорных элементов в произведении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Фольклорный мотив и его роль в художественном произведении
Понятие фольклора…………………………………….5
Литература и фольклор………………………………..7
Фольклорные мотивы в художественном произведении…8
Выводы по I главе………………………………………………………….16
Глава 2. Роман The Heart of Mid-Lothian («Эдинбургская темница) Вальтера Скотта в русле традиций романтизма
2.1. Романтизм как эпоха воспевания национального духа…...18
2.2. Роль фольклора в творчестве В. Скотта…………………20
2.3. The Heart of Mid-Lothian («Эдинбургская темница) как роман о Шотландии………………………………………………………………..22
Выводы по II главе………………………………………………………….25
Глава 3. Роль фольклорных мотивов в романе В. Скотта The Heart of Mid-Lothian («Эдинбургская темница)
3.1. Фольклорная структура романа………………………28
3.2. Фольклорные сюжеты в романе…………………………..29
3.3. «Духи», пугающие Джини Динс…………………………33
Выводы по III главе……………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………….35.
Литература…………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

фольклорные мотивы В Скотт.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Роль фольклора  в творчестве В. Скотта

      Вальтер Скотт (1771 -1832) - шотландский писатель, собиратель баллад, критик, поэт, в своих социально-исторических романах воссоздал прошлое Шотландии.  Определяя истоки   творчества В. Скотта, исследователи единодушны в том, что оно носит следы его первых фольклорных  увлечений. «Шотландская история и шотландский фольклор были той первичной почвой, на которую легло все, что он затем почерпнул из иных источников»36.  

     Поэтическое творчество В. Скотта - важный этап в становлении его как писателя-романиста37. Особенно важное значение для его творчества имела шотландская народная баллада, которая не только обогатила его стих выразительностью и поэтическими интонациями, но и интересовала его как мироощущение, как конденсация человеческого переживания в его остро ощутимой исторической конкретности. Поэтические вставки, эпиграфы, поэтические образы, даже балладное осмысление исторических персонажей (Робин Гуд, Ричард Львиное Сердце в «Айвенго») стали органической частью романной структуры, существенно обогатив ее, позволив роману занять достойное место среди других жанров.

     Влияние на творчество В.Скотта народной баллады было многоплановым.     Балладная поэзия воскрешала не только бурные страницы истории, но и традиции народа и его стремления, свидетельствовала об отношении людей того времени к окружавшему их миру, к различным событиям, предоставляя богатый материал для авторских раздумий. Баллада даже при отсутствии в ней исторических событий, поражает своим историзмом в силу отражения в ней особенностей общественных связей и нравов эпохи. Для В.Скотта баллада была живой историей народа, которая воспринималась как нечто реальное и вполне достоверное, и он советовал читать эти «вымыслы» вместе с сочинениями профессиональных историков, чтобы составить представление о «старой истории» своей страны38.  

     Исследователи отмечают и восходящую к балладной традиции топографическую точность творений В.Скотта. Британские острова – арена постоянной смены племен и народов первого тысячелетия, бурных перемен и грандиозных потрясений последующих столетий. Они оседали в памяти народа не только во временном, но прежде всего в пространственном представлении (место, расстояние, направление). В шотландской балладе не только исторический факт, но и вымысел почти всегда привязаны к месту, овеянному преданиями старины, волнующими сердце шотландца39
     В 1802-1803 гг. В.Скотт выпустил трехтомный сборник старинных баллад «Песни шотландских пограничников» («Minstrelsy of the Scottish Border»), он рассматривал баллады как своеобразные исторические документы, вместе с тем ставил себе задачей отобрать и обработать их так, чтобы они стали понятными и доступными читателю и возбудили в его воображении представление о том, «как мыслили предки», какие побуждения заставляли их поступать так, а не иначе, и «на каком языке они говорили». По Скотту, это должно было помочь понять исторические факты. Баллады повествуют о том, какими были люди, жившие в прошлые времена. Эти люди зачастую изображались в балладах на фоне исторических событий, пусть слабо или неточно очерченных, а кроме того, были связаны с обычаями своей страны и с характерным для нее пейзажем. Иногда эти действующие лица баллады носили исторические имена, но чаще в них встречались простые люди. 
     Баллада интересовала В.Скотта как мироощущение, как конденсация человеческого переживания в его остро ощутимой исторической конкретности. Обнаружились и ее живые связи с психологией шотландца и пограничника, с укладом жизни и судьбой народа40. При этом, имея интерес к шотландской старине, к старинным формам речи и мысли, Скотт понимал свою задачу как литературную, а не как научную. 

2.3. The Heart of Mid-Lothian («Эдинбургская темница) как роман о Шотландии

     В шотландских романах («Уэверли», «Пуритане», «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Пертская красавица») воспроизводится история той ломки, в результате которой погибла старая патриархальная Каледония и сформировалась современная буржуазная Шотландия. Это был мучительный и трудный процесс: роялисты и буржуазные деятели в своей политической игре использовали темную, неграмотную массу горцев, вовлекая ее в вооруженную борьбу, используя как ударную силу, нередко обманывая и предавая ее. В этих произведениях особую роль играет включение в диалог местного диалекта. Он подчеркивает национальность героев, характеризует их образ жизни, мыслей, их обычаи, нравы.

     «Эдинбургская темница» (1818) относится к так называемым шотландским романам В. Скотта, которые в целом представляют собой гигантскую эпопею, повествующую о длительном историческом процессе слияния Англии и Шотландии в одно объединенное королевство (со времен английской буржуазной революции 1640-1660 гг. и вплоть до конца XVIII в.).

     Действие романа относится к 30-м годам XVIII в. В древней шотландской столице Эдинбурге зреет и выливается в бунт народное возмущение (1736), известное в официальной историографии под названием «бунт против Портеуса». Но после казни Портеуса, запятнавшего свои руки кровью многих невинных граждан Эдинбурга, наступает успокоение: Шотландия стала неотъемлемой частью Англии, и этот бунт - лишь слабое проявление былой независимости ее народных масс.

     The Heart of Mid-Lothian («Сердце Средних земель») — так буквально называется роман. Средние земли (или владения) по-английски — Мидлотиан, графство, в котором находится столица Шотландии. Действительно, как поясняет Вальтер Скотт, «сердцем Мидлотиана» называли городскую тюрьму, которая, кстати, была снесена незадолго до появления романа (как и на площади Бастилии в Париже, так и в Эдинбурге, местонахождение древней темницы рядом с церковью Святого Джайлса обозначено цветными булыжниками). Один смысловой оттенок в названии «Эдинбургская темница» передан, но есть и другой, символический смысл в том же заголовке — «сердце страны», «душа Шотландии», что и олицетворено, по мысли Вальтера Скотта, в характере Джини Динс41.

     Особый интерес в романе «Эдинбургская темница» представляет образ простой крестьянской девушки Джини Динс, олицетворяющей лучшие черты своего народа - его совесть, живой ум, неподкупную честность, находчивость, непоколебимую волю и природную энергию. Признавая огромную роль народных движений в истории своей родины, В. Скотт сумел еще и до Джини Динс создать замечательные образы людей из народа. Непреклонность и верность принципам безупречной правдивости сочетаются у Джини с неукротимой энергией, огромной выдержкой, находчивостью. Девушка пешком отправляется из Эдинбурга в Лондон. Она преодолевает многочисленные препятствия, стоящие на ее пути, и своей убежденностью покоряет королеву Каролину, которая обещает ей помилование для сестры, Эффи. Совершив свой подвиг, Джини Динс возвращается к своим будничным крестьянским занятиям. Автор не наделяет свою героиню ни ослепительной красотой, ни очарованием юности. Совершаемый ею моральный подвиг были бы в состоянии совершить многие ее соотечественницы. Тем самым писатель утверждает, что в народе дремлют огромные силы и нужен лишь случай, чтобы дать им возможность проявиться. Джини Динс - главная героиня, занимающая центральное место в композиции «Эдинбургской темницы». Благодаря этому оказалось возможным глубоко и всесторонне показать характер героини из народа, а совершаемый ею нравственный подвиг объяснить особенностями ее воспитания и влиянием социальной среды, из которой она вышла.

     Джини родилась в семье фанатика-пресвитерианина (сторонника независимой шотландской церкви), участника всех социальных и религиозных конфликтов, которыми так изобиловала общественная жизнь Шотландии в XVII в. Она воспитывалась в духе строгой революционно-пуританской морали. Характер Джини постепенно раскрывается в главах, описывающих приготовления к суду, в самой сцене суда и в последующих главах, где мы видим ее самоотверженную борьбу за отмену несправедливого и жестокого приговора.

     В основу романа был в том числе положен эпизод, относящийся к 1738 году, но имевший место не в Эдинбурге, а в другом шотландском городе, Дамфрайзе, откуда Вальтер Скотт и получил анонимное письмо с изложением давних и плачевных событий. Как сообщалось в письме, некая Элен Уолкер, дочь поденщика, отказалась дать ложные показания на суде в пользу своей сестры Айсобель, обвиненной в убийстве незаконнорожденного младенца. Затем Элен, убежденная пуританка, для которой клятвопреступление являлось тяжелейшим, неискупимым грехом, отправилась в Лондон и добилась для сестры прощения. Айсобель вышла замуж за своего соблазнителя, и они жили счастливо, а Элен оставалась до старости в одиночестве и бедности42.

     Вальтер Скотт, пользуясь присланными ему сведениями, не только сместил события, он придал им другую окраску. В романе на долю Джини Динс (чей образ подсказан Элен Уолкер) выпадает хотя и нелегкая, но в конце концов заслуженно счастливая участь. Жизнь же ее сестры Эффи, напротив, оказывается омрачена гибелью мужа — страшной гибелью: от руки собственного, неузнанного сына, — и разлукой с сыном. В противовес известным ему фактам Вальтер Скотт счел нужным вознаградить добродетель в лице Джини Динс, воплотившей, по мысли автора, лучшие черты шотландского национального характера, и это, надо отметить, нашло особый отклик у читателей: среди соотечественников Вальтера Скотта «Эдинбургская темница» считается его лучшим романом — таково было впечатление читателей, таково стойкое мнение критики43.

Выводы по II главе

     При рассмотрении романа The Heart of Mid-Lothian («Эдинбургская темница) В. Скотта в русле традиций романтизма, нами были сделаны следующие выводы:

1. Европейская литература романтизма (направления в искусстве, сформировавшегося в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии и получившего распространение во всех странах Европы и Америки) проявляет, в частности,  глубокий и всесторонний интерес к фольклору. Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов – также вдохновляли романтиков, которые справедливо считали, что национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

2. Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. В эпоху предромантизма наиболее ярко проявился интерес англичан к национальной истории, что связано и с открытием национального фольклора. Обращение к народному творчеству обогатило поэзию новыми образами и поставило перед английскими писателями и поэтами новые задачи. Большинство авторов считали, что в народном творчестве бережно хранятся традиции, которые передаются из поколения в поколение.

3. Вальтер Скотт (1771 -1832) - шотландский писатель, собиратель баллад, критик, поэт, в своих социально-исторических романах воссоздал прошлое Шотландии. Определяя истоки   творчества В. Скотта, исследователи единодушны в том, шотландский фольклор, особенно шотландские народные баллады, стал основой для всех остальных источников, оказавших влияние на В. Скотта.

4. В шотландских романах («Уэверли», «Пуритане», «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Пертская красавица») воспроизводится история той ломки, в результате которой погибла старая патриархальная Каледония и сформировалась современная буржуазная Шотландия. В этих произведениях особую роль играет включение в диалог местного диалекта. Он подчеркивает национальность героев, характеризует их образ жизни, мыслей, их обычаи, нравы.

5. Действие романа «Эдинбургская темница» (1818)   относится к 30-м годам XVIII в. В древней шотландской столице Эдинбурге зреет и выливается в бунт народное возмущение (1736), известное в официальной историографии под названием «бунт против Портеуса».    The Heart of Mid-Lothian («Сердце Средних земель») — так буквально называется роман. Средние земли (или владения) по-английски — Мидлотиан, графство, в котором находится столица Шотландии. Символический смысл в заголовке — «сердце страны», «душа Шотландии» - олицетворен, по мысли Вальтера Скотта, в характере Джини Динс - простой крестьянской девушки, олицетворяющей лучшие черты своего народа - его совесть, живой ум, неподкупную честность, находчивость, непоколебимую волю и природную энергию.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. Роль фольклорных мотивов в романе В. Скотта The Heart of Mid-Lothian («Эдинбургская темница)

 

3.1. Фольклорная структура романа

     Вальтер  Скотт, как и многие писатели, неоднократно заимствует фольклорные  модели для построения сюжета своих романов. Рассматриваемое нами произведение своей структурой напоминает морфологическую структуру сказки. Развитая сказка, происхождение которой большинство исследователей видит в мифе, имеет единую морфологическую структуру, которая представляет собой цепь потерь и их приобретений, связанных между собой действиями героев. Эти действия – испытания героев в волшебных сказках. При этом финал классической волшебной сказки непременное счастливый, и в нем не только ликвидируется первоначальная беда, но имеются и дополнительные приобретения, оборачивающиеся наградой герою44.

     Структуру  романа мы можем представить  по схеме: цепь потерь –  испытания героев – счастливый  финал+дополнительные приобретения. В завязке романа повествуется  о несчастье, обрушившемся на дом Динсов, где младшая дочь обвиняется в сокрытие беременности и детоубийстве. В трагические краски окрашен тон эпиграфов к первым двум главам:

Глава 1:

              Whoe'er's been at Paris must needs know the Gre've,

               The fatal retreat of the unfortunate brave,

               Where honour and justice most oddly contribute,

               To ease heroes' pains by an halter and gibbet.

 

               There death breaks the shackles which force had put on,

               And the hangman completes what the judge but began;

               There the squire of the poet, and knight of the post,

               Find their pains no more baulked, and their hopes no more

               crossed45.

                                                Prior.

Глава 2:

                         And thou, great god of aquavitae!

                         Wha sways the empire of this city

                         (When fou we're sometimes capernoity),

                          Be thou prepared,

                         To save us frae that black banditti,

                         The City Guard!

                                        Fergusson's Daft Days.

    

     Испытания  главной героини Джини Динс  невольно отсылает мысль к  первобытным мифам, ритуалам, племенным обычаям, которые в совокупности в виде мифологических мотивов перешли в сказки. В данном случае возникает ассоциация с ритуалом посвящения (инициации), который предполагает испытания. Счастливый финал для главной героини – помилование сестры – напоминает сказочные концовки, так как сложно было поверить в то, что в Джини удастся не только уговорить короля с королевой, но и добиться их аудиенции. Кроме того, она получает дополнительные приобретения, на которые и не рассчитывала: герцог Аргайл просит ее отца управлять его животноводческой фермой в горной Шотландии, а ее возлюбленного назначает во главе прихода. Доброта, отвага и верность традициям героини вознаграждаются.

3.2. Фольклорные мотивы  в романе

     Сюжет романа  построен, на наш взгляд, на основе нескольких фольклорных мотивов. Первый – это вызов, бросаемый герою и его ответ, задача, которую требуется решить. В.Я. Пропп, анализируя исторические корни волшебной сказки, пишет: «происходит какая-нибудь беда» и «ход действия требует, чтобы герой как-нибудь узнал об этой беде» и «он отправляется в путь»46. Джини Динс отправляется из родного дома в Лондон, чтобы решить задачу: спасти свою сестру, попросив короля и королеву о помиловании. Персонажи, которым Джини сообщает о своем решении, считают ее сумасшедшей. "Lunnon—and the queen—and her sister's life!" said Dumbiedikes, whistling for very amazement—"the lassie's demented47." – считает Дамбидайкс. "Jeanie! you are surely not yourself,"48 – вторит такой реакции Батлер.

Информация о работе Роль фольклорных мотивов в романе В. Скотта The Heart of Mid-Lothian («Эдинбургская темница)