Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня понимания другого человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Роль интуиции в общении………………………………………….…………..5
1.1 Понятие об интуиии……………………………………………………………5
1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность личности………………………….11
2 Эмпатия как феномен общения………………………………………………15
2.1 Понятие об эмпатии…………………………………………………………15
2.2 Понимание в общении………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Глоссарий…………………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая работа.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Благовещенский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Роль интуиции и эмпатии  в понимании других людей

Фамилия студента

Носырев

Имя студента

Максим

Отчество студента

Константинович

№ контракта

07800100709096


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Роль интуиции в общении………………………………………….…………..5

1.1 Понятие об интуиии……………………………………………………………5

1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность  личности………………………….11

2 Эмпатия как феномен общения………………………………………………15

2.1 Понятие об эмпатии…………………………………………………………15

2.2 Понимание в общении………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….25

Глоссарий…………………………………………………………………………27

Список использованных источников……………………………………………30

Приложения……………………………………………………………………….32

Введение

Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже  несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня понимания другого человека.

Общение - это многоплановый  процесс развития контактов между  людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности1. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами общения - но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Гипотеза исследования: Предположим, что существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ.

Актуальность исследования:  Психологическое благополучие учителя – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Исследования педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Высокая эмоциональная напряженность вызвана наличие большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе учителя. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, эмоциональные особенности педагогической деятельности могут препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии, способствуют развитию эмоционального выгорания учителей.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три  стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие)2.

Важнейшую роль в понимании  личностью другого человека играют интуиция и эмпатия.

Интуиция — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и  предшествующем опыте3.

Эмпатия - способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние4.

Целью курсовой работы является выявление роли интуиции и эмпатии в понимании других людей.

Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

- выявить роль интуиции  в общении;

- охарактеризовать эмпатию  как феномен общения;

- проанализировать значение  понимания в общении.

Объектом исследования выступает процесс понимания других людей.

Предмет исследования – проявление интуиции и эмпатии в понимании других людей.

Структура работы включает введение, три главы, заключение,  глоссарий и список использованной литературы.

Основная часть

1 Роль интуиции в общении

Понятие об интуиии

Интуиция на бытовом  уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение  в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая  способность, как механизм творческой деятельности.

Существуют различные  объяснения феномена интуиции.

Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Еще одно трактование интуиции — это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

Но при всех различиях  подчеркивается связь интуиции с  неосознаваемыми формами психической  деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля («чувственная интуиция»)) и интеллекта, логического мышления («интеллектуальная интуиция»)5.

Логика интуиции похожа структурно на алгоритмическое сознательное мышление. Точно так же все формы  интуитивной чувственности сохраняют  структурное сходство (но в сокращенном  виде) с формами сознания. Интуиция – это специфическая человеческая способность, производная от сознания. В этом ее коренное отличие от неосознаваемой психической деятельности животных, от «звериного чутья», имеющего инстинктивную природу. Чутье животных не поднимается до уровня сознания, сознание человека «опускается» на подсознательный уровень «чутья». Зачем это делается?

Благодаря «сокращению», «сжатию», «свертыванию» психических  процессов происходит колоссальный выигрыш во времени. Расчеты показывают, что на бессознательно-психическом  уровне перерабатывается за единицу времени примерно в 10 000 000 раз бульший объем информации, чем на сознательном уровне6. Кроме того, происходит значительная экономия энергии. Многократно замечено, что интуитивный акт совершается быстро и «легко», что свидетельствует об избыточном энергетическом потенциале.

Заслуживает внимание тот факт, что интуитивное понимание нередко свойственно природно одаренным, но еще недостаточно эрудированным людям. Это свидетельствует о том, что интуиция может совершаться при неполноте предварительного сознательного анализа.

Существуют  как минимум 3 уровня развития интуиции:

1 уровень — это когда на  заданный вопрос человек получает  ответ в виде определенного  образа, звука, чувства, ощущения  — которое впоследствии должен  интерпретировать уже логически. То есть на этом этапе личность использует свой ум. Данный метод не всегда безопасен, поскольку границы между интуицией и иллюзией весьма тонки. Поэтому подходить к использованию интуиции на этом уровне надо крайне осторожно. Сначала необходимо научиться отделять правду ото лжи, научиться отличать шестое чувство от фантазий. Развить в себе способность получать информацию на этом уровне – относительно легко. Основной проблемой будет её правильная интерпретация.

2 уровень — это спонтанно  правильные действия. То есть при возникновении определенной ситуации, личность спонтанно совершает какое-либо действие. Человек не может сразу сказать, правильное оно или нет. Но спустя какое-то время, он понимает, что именно это действие в тот момент было единственно правильное. Самый короткий путь к развитой интуиции данного уровня – это использование боли. Когда человек получает наказание за каждую ошибку, то у него очень быстро формируется рефлекс мгновенно уходить от неверного решения.

3 уровень — это когда  личность получает информацию и при этом каждой клеточкой своего организма знает, что она верна7.

Человек входит в такое состояние  сознания, когда точно знает, какой  вариант правильный. То есть эту  информацию не надо интерпретировать - она конечна. На этом уровне информация и уверенность в её достоверности приходят одновременно.

Хотя «озарение» произвольно  вызвать нельзя, на опыте установлены  условия, способствующие, приближающие преодоление порога сознания. Можно  назвать несколько таких условий.

1. Фиксация и повторение условий задачи, которую надо решить. Сконцентрировать на них внимание. Закрепить рамки, в которых должна двигаться мысль. В результате растет подпороговая вероятность искомого результата. Счастливая случайность, как последняя капля, переполнившая чашу, одним толчком, скачком может привести к озарению. Важно умение ждать, терпение. Время, проведенное в разумном бездействии – а разумность заключается в том, чтобы не мешать бессознательному процессу – работает на интуитивное озарение. В этой связи полезной может оказаться техника медитации с ее приемами концентрации внимания и преодоления отвлекающих факторов.

2. Отсутствие стереотипов,  предрассудков, предубеждений и  других «вредных привычек» –  другое важное условие преодоления  порога. Иногда для получения принципиально нового решения полезно пригласить не опытного профессионала с устоявшимися взглядами, а свободного от стереотипов новичка.

3. Периодическое переключение  на другую, в особенности контрастную  деятельность. За время «отключения», отдыха, порог может снизиться настолько, что возвращение к задаче сразу приводит к ее решению.

4. Устранение отвлекающих  факторов, действующих не в перерывах,  а в процессе работы над  задачей. Наличие таких факторов  во время работы повышает порог  принятия решения и препятствует его появлению на свет.

5. Уменьшение энергетических  затрат за счет устранений  всех излишних, необязательных факторов, не помогающих решению. «Ядро»  задачи должно быть представлено  в наиболее экономной, компактной  и наглядной форме (четкий почерк, размещение на меньшем пространстве, хорошее освещение, удобная поза и т.п.). Станиславский подчеркивал, что для того, чтобы «выманить» вдохновение, нужны приемы, иногда до смешного простые и рутинные8.

Интуиции помогает подсказка, которую нередко играет конкретный объект, обладающий многими признаками искомого решения. Когда решение созрело, порой случайная подсказка может сыграть роль последнего толчка, вызывающего разряд, взрыв, озарение.

В результате одни признаки образа тянут за собой другие, и образ спонтанно обрастает новыми замечательными деталями и признаками. В считанные секунды абстрактная идея превращается в законченное конкретное решение. Вообще, неосознаваемый скачок от идеи, понятия к образу и от образа к понятию – существенная черта акта интуиции.

Личностная природа  интуиции отчетливо видна в таком  ее проявлении как эмпатия, «вчувствование», вживание, перевоплощение. В этих интуитивных  актах «Я» личности бессознательно идентифицирует (отождествляет) себя с  другой личностью, с другим Я. В этом состоит значительная роль интуиции в понимании другого человека.

Поскольку личность человека предполагает не только работу мозга (физиология) и души (психология), но и работу духа, есть основание постулировать наряду с чувственной и интеллектуальной интуицией, существование духовной интуиции. Бессознательное постижение, переживание, понимание духовного (мировоззренческого) родства с другой личностью как раз и составляет ядро актов эмпатии.

В психологической концепции  К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений9.

Интуиция вносит позитивный вклад  в преодоление субъективной неопределенности при принятии решения, позволяя приходить к более точным и эффективным прогнозам как суждениям о будущих событиях, которые выступают информационной основой выбора субъекта.

Общепсихологический анализ проблемы принятия решения приводит к необходимости  рассматривать порождение интуитивных предвосхищений, опора на которые опосредствует выбор, с одной стороны, в аспекте процессуальной регуляции выбора, а с другой – в аспекте когнитивных и мотивационно-личностных особенностей субъекта, которые включаются в регуляцию прогнозирования, определяя его течение, свойства и результаты10.

Обращение к понятию образа мира при принятии интуитивного решния позволяет  раскрыть встречное движение от субъекта к объекту, с которого и начинается построение образа ситуации принятия решения, позволяет понять, как объективная неопределенность ситуации выбора превращается в субъективную неопределенность для человека, принимающего решение.

Объективная, заданная неопределенность ситуации выбора, связанная с неизвестностью его критериев, благодаря непрерывному активному генерированию человеком познавательных гипотез превращается в субъективную неопределенность, принятую субъектом и преодолеваемую его усилием. Процесс порождения предвосхищений можно рассматривать как процесс, который разворачивается человеком как бы навстречу ситуации и фокусирует интеллектуальные и личностные компоненты регуляции выбора.

В ситуации неопределенности общения  интуиция характеризуется как знание: возникает в неопределенной ситуации, субъективно воспринимается как  догадка, предчувствие, внутреннее чутье; наличие этого знания осознается, однако процесс его возникновения не осознается; причины получения или доказательства правильности интуитивного знания неверифицируемы путем логического рассуждения.

Информация о работе Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей