Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:03, курсовая работа
Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня понимания другого человека.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Роль интуиции в общении………………………………………….…………..5
1.1 Понятие об интуиии……………………………………………………………5
1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность личности………………………….11
2 Эмпатия как феномен общения………………………………………………15
2.1 Понятие об эмпатии…………………………………………………………15
2.2 Понимание в общении………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Глоссарий…………………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………
2. В соответствии с другой
концепцией эмпатия основана
на способности с помощью
Чтобы лучше понять это, необходимо проанализировать развитие эмпатии у детей. В раннем младенчестве ребенок не умеет отличать себя от других. Чтобы у него сформировался образ себя, ребенок должен научиться смотреть на себя со стороны как он воздействует на других людей и предметы. Конечно, каждый из вас обращал внимание на то, что маленькие дети своими действиями часто копируют взрослых, в том числе поступки, адресованные им самим.
Ребенок имитирует мимику матери, звуки ее голоса, нимало не заботясь о том, чтобы понимать их значение. Со временем количество и разнообразие копируемых ребенком действий или слов взрослых увеличивается. Ребенок все чаще адресует свои поступки самому себе, так, как это делали другие по отношению к нему. Он овладевает речью и значением различных действий, начинает понимать, чего хотят от него другие и что они думают о нем. То есть в своем воображении ребенок пытается поставить себя на место другого человека, чтобы посмотреть на себя его глазами19.
Каждый из нас располагает более
или менее разнообразным
Хотя такое внутреннее представительство мира других является частью нашей личности, иногда возникает чувство, будто мы действительно проникаем во внутренний мир другого человека. Это чувство сопровождается уверенностью: «Я знаю наверняка, что с ним происходит». Конечно, такая уверенность иллюзорна, поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что абсолютно точно представляешь себе состояние чувств и мыслей другого.
В основе иерархической структурно-динамической модели20 лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.
Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.
Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).
Между тремя формами
эмпатии существуют сложные взаимозависимости,
В изложенном подходе достаточно
убедительно и логично обоснова
Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований в России и за рубежом, симпатия является одной из основных форм проявления эмпатии. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей.
Если принцип подобия у общающихся не проявляется, то это говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это влечет дисгармонию (дисбаланс) в когнитивных структурах и приводит к появлению антипатии.
Как показывают результаты исследований, чаще всего межличностные отношения основываются на принципе подобия (сходства), а иногда и на принципе дополнительности21. Последний выражается в том, что, например, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов и др. люди бессознательно, а иногда и осознанно, выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить взаимные потребности. На основе этого могут развиваться позитивные межперсональные отношения.
Проявление симпатии
может интенсифицировать
Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается22. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.
Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению.
Понимание в общении
Всякое взаимодействие предполагает взаимопонимание и взаимоуважение. Люди, вступающие во взаимодействие, стремятся дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению»23. От точности «прочтения» внешних особенностей и вычисления особенностей внутреннего мира партнера по общению зависит успешность понимания другого человека.
Понимание определяется как вид ценностно-познавательной духовной деятельности, определяющий смыслы и значения24.
Понимание рассматривается и как результат интерпретации, истолкования и объяснения, в котором достигается «преобразование мертвых следов смыслов в живой смысл». С другой стороны, интерпретация, истолкование и объяснение выступают как моменты, как стороны самого процесса понимания.
Процесс понимания проходит
ряд этапов: непонимание, предпонимание,
и, наконец, окончательное
Понимание тесно связано с социальной перцепцией, под которой подразумевают процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности25.
Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
Эмпатия — другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как "вчувствование", умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них.
Рефлексия — определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого. В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение.
Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.
1. Одним из основных
способов выявления
Дефокусированный и неподвижный взгляд идентифицирует визуальный доступ к информации.
У левшей обычно проявляется все на оборот, то есть смена левой позиции на правую. Иногда и у правши могут наблюдаться такие же изменения.
2. Неконгруэнтность
Это могут быть едва заметные микродвижения (подергивания, дрожание, видимое напряжение и др.) мимической мускулатуры лица, учащенное моргание и дыхание, покраснение или побледнение кожных покровов, сокращение зрачков, нарушение симметричности мимики, глотательные движения, (свидетельствующие о сухости во рту), повышенное потоотделение и др.
3. Ложь выявляется
методом анализа жестов
«Закрытые жесты» отличаются разнообразными перекрещиваниями рук и ног человека. Перекрещивание рук может быть полным и частичным, осуществляться на уровне груди, живота, за спиной. Такие жесты отражают желание выставить своеобразную защиту от текущей ситуации общения и могут свидетельствовать об утрате интереса к общению, об ощущении дискомфорта, о нарастании неприятных ощущений. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции.
4. На психологическую
неготовность партнера
5. Важную информацию
о степени искренности
6. О негативных переживаниях
человека могут
Здесь важно избежать ошибки некритического использования рекомендованных приемов и способов. Прежде всего, следует соблюдать ряд правил, которым должно быть подчинено восприятие другого человека:
1. Не принимать реакции
мимики на внешние физические
раздражители за проявление
2. Не делать выводов на основании одной детали (жеста, позы), а рассматривать различные проявления человеческого тела только в системе. Не принимать проявления, сформированные привычкой (например, держать руки скрещенными на груди, сидеть положив ногу на ногу и др.), за показатель состояния человека в данной ситуации.
3. Не путать последствия физических недостатков человека с внешними проявлениями его психических состояний. Например, отворачивание лица может быть обусловлено желанием человека лучше слышать речь собеседника здоровым ухом, а не его высокомерием, неискренностью; прищуривание может объясняться близорукостью, а не презрением; оставленное без ответа приветствие или обращение – слабым зрением, слухом, а не безразличием и т. д.28
Итак, нами рассмотрена роль интуиции и эмпатии в понимании других людей.
В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. Существуют как минимум 3 уровня развития интуиции: 1 уровень — это когда на заданный вопрос человек получает ответ в виде определенного образа, звука, чувства, ощущения — которое впоследствии должен интерпретировать уже логически; 2 уровень — это спонтанно правильные действия; 3 уровень — это когда личность получает информацию и при этом каждой клеточкой своего организма знает, что она верна.
Значительная роль интуиции в понимании другого человека состоит в возможности принятия интуитивного поведенческого решения, необходимого в конкретной ситуации общения.
Еще одно значение интуиции в общении и понимании других людей состоит в таком ее проявлении как эмпатия, «вчувствование», вживание, перевоплощение. В этих интуитивных актах «Я» личности бессознательно идентифицирует (отождествляет) себя с другой личностью, с другим Я.
Эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания.
Информация о работе Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей