Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:03, курсовая работа
Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня понимания другого человека.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Роль интуиции в общении………………………………………….…………..5
1.1 Понятие об интуиии……………………………………………………………5
1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность личности………………………….11
2 Эмпатия как феномен общения………………………………………………15
2.1 Понятие об эмпатии…………………………………………………………15
2.2 Понимание в общении………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Глоссарий…………………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………
Модель принятия решения в ситуации неопределенности включает пять составляющих11.
Образ мира, как первая из выделяемых
составляющих процессуального уровня
модели, благодаря непрерывному активному
генерированию субъектом
Третьим блоком выступает прогностический процесс, разворачивающийся в ответ на возникновение субъективной неопределенности человека и направленный на снижение первоначального уровня субъективной неопределенности. В ходе прогностического процесса порождаются интуитивные предвосхищения, которые в конечном итоге аккумулируются в вербальный прогноз.
Прогноз как суждение о будущих событиях рассматривается в качестве четвертого блока процессуального уровня модели.
Пятым заключительным блоком выступает предрешение, служащее информационной основой для дальнейшего выбора из альтернатив.
Выделяются следующие механизмы процесса принятия интуитивного решения:
а) неосознанное выделение значимых для субъекта элементов как в контексте прошлого опыта, так и в контексте уникальной ситуации;
б) неосознанное выделение значимых для субъекта связей и отношений между элементами ситуации, без выделения этих элементов;
в) неосознанный вывод о скрытых элементах ситуации (осуществляется на основе выделенных значимых элементов и существенных взаимосвязей);
г) неосознанный синтез элементов ситуации и взаимосвязей между ними.
Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Глубокой и
достоверной эмпатии
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось
в психологии сравнительно недавно, лет
20 тому назад. В последнее время оно широко
используется в научных текстах и лексиконе
психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит
с экранов телевизоров и мелькает настаницах популярных
изданий. Дело в том, что представители
многих профессий, чья деятельность связана
с общением, подвержены
симптомам постепенного эмоционального
утомления и опустошения.
Эмоциональное выгорание
– это выработанный личностью
механизм психологической защиты в
форме полного или частичного
исключения эмоций (понижая их энергетики)
в ответ на избранные психотравмирующие
воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет
собой приобретенный стереотип эмоционального,
чаще всего профессионального, поведения.
«Выгорание» отчасти функциональный стереот
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы:
· хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность
· дестабилизирующая организа
· повышенная ответственность
· неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной
деятельности
· психологически трудной контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения
Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание:
· склонность к эмоциональной ригидности
· интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности
· слабая мотивация эмоционал
· нравственные дефекты и дезориентация личности эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
Повседневное существование современного человека подразумевает непрерывный поток получаемой им информации, контактов, встреч и непосредственного взаимодействия – общения с другими людьми.
Выполняя функцию обмена информацией,
эмпатия участвует в процессе
познания людьми друг друга, делает возможным
понимание внутреннего
В процессе взаимопонимания человека
человеком ведущую роль играют психические процессы мышления
и воображения, окрашенные эмоциональным
состоянием воспринимающего субъекта.
Это взаимопонимание эмоциональных и
познавательных процессов на восприятие и понимание человека
в межличностном общении представляет
собой предикативную эмпатию, обозначенную
А.А. Бодалевым как способность индивида
с помощью воображения и интуиции проникать
в состояние другого человека. Предикативная
эмпатия выступает как прогностическая
способность индивида по отношению к эмоциональным
и поведенческим реакциям партнера процесса
взаимодействия. Эмпатия личности играет
важную роль «расширения» вариантов интерпр
Пользуясь эмпатией, индивид на основе
внешнего облика, поведения и знакам
экспрессии человека судит о его
возможных чертах личности, вероятных
поступков и заранее
Также эмпатия играет ведущую роль в процессе взаимодействия людей. А.А. Бодалев делает акцент на необходимости установления «Успешного общения», главными характеристика которого является правильный выбор способов взаимодействия с другим человеком. Кроме того, к условиям «успешного общения» А.А. Бодалев относит ориентировку на положительные качества собеседника, способность анализировать поступки и определять поведение человека в различных ситуациях, видеть за ними мотивы, которые руководят им, также развитие интуиции, воображения; воспитанность эмоциональной сферы, а именно: способность к эмпатическому переживанию.
В процессе эмпатического взаимодействия субъекты коммуникации формируют некий отражаемый образ своего собеседника, основанный на прошлом опыте взаимоотношений с людьми. Эмпатия выполняет функцию отражения такого образа, заключающуюся в воспроизводстве личностью признаков, характеристик и отношений других людей.
Передаваемый и наблюдаемый
образ могут не совпадать, так
как социальные образы всегда имеют
смысловые и оценочные
Как заключает А.А. Бодалев, построение образа познаваемого человека на основе характеристик его внешности оказывается не достаточным, чтобы сделать окончательный вывод о субъекте взаимодействия. В этом случае эмпатия обеспечивает познание другого на основе системы заключений о личностных качествах, отношении к действительности субъекта взаимодействия.
Из теории отражаемой субъективности А.А. Петровского следует, что представление о себе через представления о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Эмпария участвует в создании индивидуумом мысленного образа другого человека для себя и образа себя для другого.
Эмпатия, отражая образ другого человека как субъекта взаимодействия, обуславливает более или менее осознаваемое переживание присутствия другого в значимых для личности ситуациях. Эмпатия также определяет готовность личности внести в этот отражаемый образ что-то свое и тем самым произвести изменения в системе отношений к другому человеку, миру. Как специфическая форма отражения субъекта (другого) в человеке, эмпатия выступает активным деятельным началом, изменяющим взгляд на вещи, формирующим новые побуждения, ставящим новые цели. Тем самым эмпатия регулирует и изменяет стратегию поведения личности, наделяя личностным смыслом последствия своих действий.
В ходе эмпатического познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять смысл его поступков, и основанная на этом стратегия изменения поведения, и построение стратегии своего собственного поведения, и последовательное взаимоотражение, содержанием которого являются воспроизведения внутреннего мира партнера по взаимодействию.
Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое колличество реакций людей на него самого. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. Эмпатия позволяет раскрыть эти особенности и впоследствии использовать это знание в собственных конструктивных целях, изменяя свой образ в глазах других людей.
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека.
Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:
– знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека12;
– переживание эмоционального состояния, в котором находится другой13;
– активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли)14;
– огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого15.
Наиболее популярно в
Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, изучая эмпатию, предположили, что она, «как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости - заражения, сопереживания - к сложным социально обусловленным формам - сочувствию»17. Далее ими было доказано, что в развитии эмпатии доминирующим компонентом действительно является непосредственное заражение субъекта переживанием, которое имеет место и у объекта эмпатии. В дальнейшем, в структуре эмпатических переживаний человека, начинает доминировать иное чувство, обусловленное теми особенностями его личности, которыми оно опосредствуется. Это может быть чувство сострадания. И если первоначальная форма эмоциональной отзывчивости связана с потребностью в собственном благополучии, то последующая возникает в связи с потребностью в благополучии других людей.
Исследования Л.И. Божович и Т.П. Гавриловой привели авторов к выводу, что для возникновения сочувствия как сложной опосредованной структуры необходимо накопить известный опыт взаимоотношений с людьми и проделать определенный путь психического развития. Иначе, ребенок должен уметь встать в позицию другого, понять источники его переживания, отнестись к ним как к значимым; он должен достигнуть определенного уровня нравственного развития.
Т. Липпс исследовал эмпатическую перцепцию в процессе познания и ориентировку в своих собственных отношениях как основу для отражения мира вещей, ставя при этом акцент на выделении внутренней связи и единства в субъект-объектных отношениях. В концепции Т. Липпса процесс межличностного познания основывается на механизмах проекции психологических свойств субъекта на воспринимаемую реальность, а познание «жизненных проявлений» других людей является своеобразной формой умственной активности. Поскольку такой уровень знаний невозможно приобрести на основе только чувственного восприятия, необходимо внутреннее переживание воспринимаемого содержания.
Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, другие — эмоциональный и когнитивный процесс.
Существуют две концепции, объясняющие феномен эмпатии, и, по-видимому, они указывают на два основных механизма18 этого явления:
1. В соответствии с первой концепцией эмпатия возможна благодаря выводу по аналогии.
Мы можем непосредственно
На основе этого мы, формируем образ себя, опираясь на собственные наблюдения и интерпретации. Общаясь с другими, наблюдая их поведение, мы уже располагаем сформированным образом «Я».
Далее, пользуясь готовыми интерпретациями, с помощью которых мы объясняли собственное поведение, мы пытаемся судить о внутреннем состоянии других людей. Эти суждения мы выносим на основании сходства наших собственных поступков окружающих.
Однако, если бы эмпатия объяснялась только таким образом, человек никогда не смог бы понять состояние другого, мы не смогли бы представить себе чувства, которых у нас не было до этого, мысли, которые не приходили нам в голову, и т.д.
Кроме того, «представляется сомнительным допущение, что одни и те же поступки вызывают одни и те же внутренние переживания. Правда, люди часто говорят: «Чего не испытал, того никогда не поймешь», но вряд ли это является аксиомой. Предположение, что одни и те же внутренние состояния всегда тесно связаны с одними и теми же действиями у различных людей, слишком часто оказывается ложным, приводит к недопониманию между ними. Для выражения сходных чувств или желаний разные индивиды могут выбирать различные внешние формы.
Информация о работе Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей