Роль сказки в жизни ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

При всем разнообразии приемов и подходов могучим и всеопределяющим в народном творчестве всегда было слово. Его не знающее преград действие ощутимо уже в самых простейших видах сказок. Ребенка знакомят с ними, как только он обретает способность понимать слова, связывать понятия, с годами роль сказки в жизни ребенка возрастает, пока не наступает пик такого его влечения к ней, что взрослые даже испытывают неудобство от требований детей поведать новые сказочные истории или бесконечно повторять уже известные.
Нет сказки без вымысла. В равной степени это относится к любым сказкам – сказкам взрослых и детским сказкам. Сказочный вымысел — свидетельство могучего размаха живой мысли человека.
Сказка, прежде всего, воссоздает в воображении картины и сцены, которые сами по себе делают ребенка сопереживателем всего того, о чем идет речь. Ребенок следит за ходом действия в сказке, радостно принимает благополучное окончание. В эмоциональном опыте сочувствия персонажам, в приобщении ребенка к борьбе за победу и состоит самая важная ценность сказочного вымысла - в особенности волшебного.
Цель данной работы - изучить значение сказки в развитии личности.
Объект исследования - личность старшего дошкольника.
Предмет исследования - нравственные качества ребенка,которые формируются с помощью сказок.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «сказки» и её видов.
2. Изучить значение сказки в детском возрасте.
3. Рассмотреть использование сказок в психокоррекционной работе.
Гипотеза — Сказка влияет на развитие личности ребенка и формирование у него нравственных качеств.
Методы исследования:
-индивидуальный опрос детей;
-иллюстрации к сказке,выполненные детьми.
База исследования- Детский сад № 6 г. Коврова Владимирской области.
Старшая выпускная группа. Участие приняли 10 человек: 6 девочек и 4 мальчика, в возрасте 6-7 лет, из благополучных семей.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Роль сказки в формировании личности человека.
1.1 Сказка как словесное народное творчество . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок . . . . . . 9
1.3 Использование сказок в психокоррекционной работе . . . . . 14
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Глава 2. Исследование восприятия сказок дошкольниками.
2.1 Организация и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Описание и анализ полученных результатов . . . . . . . . . . . . .27
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии 1.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Роль сказки в формировании личности человека.

1.1 Сказка  как словесное народное творчество . . . . . . . . . . . . .  6

1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок . . . . . . 9

1.3 Использование  сказок в психокоррекционной  работе . . . . . 14

Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Глава 2. Исследование восприятия сказок дошкольниками.

2.1 Организация  и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

2.2 Описание  и анализ полученных результатов  . . . . . . . . . . . . .27

Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

При всем разнообразии приемов и подходов могучим и всеопределяющим в народном творчестве всегда было слово. Его не знающее преград действие ощутимо уже в самых простейших видах сказок. Ребенка знакомят с ними, как только он обретает способность понимать слова, связывать понятия, с годами роль сказки в жизни ребенка возрастает, пока не наступает пик такого его влечения к ней, что взрослые даже испытывают неудобство от требований детей поведать новые сказочные истории или бесконечно повторять уже известные.

Нет сказки без вымысла. В равной степени это относится к любым сказкам – сказкам взрослых и детским сказкам. Сказочный вымысел — свидетельство могучего размаха живой мысли человека.

Сказка, прежде всего, воссоздает в воображении картины и сцены, которые сами по себе делают ребенка сопереживателем всего того, о чем идет речь. Ребенок следит за ходом действия в сказке, радостно принимает благополучное окончание. В эмоциональном опыте сочувствия персонажам, в приобщении ребенка к борьбе за победу и состоит самая важная ценность сказочного вымысла - в особенности волшебного.

Ученые по-разному толковали  сказку. Одни из них с безусловной  очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый  от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие ее виды — несказочную прозу? Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходится ни одна из сказок? Вот проблемы, которые издавна волновали людей.

Сказки — это коллективно  созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального  содержания, которое по необходимости  требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора.

Сказка — благодатный  и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа.

Выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …» [21]

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Кто из нас не любил  сказку в детстве. Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка, неизменный, как бы обычный спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Различные научные школы по-разному представляют её психологический смысл. Но сходятся все в одном: сказка является необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Велика её роль и в плане эстетического развития личности. Исследования, проведенные как отечественными так и зарубежными психологами показали, что правильно организованное эстетическое восприятие оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. Сказка может оказывать влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Следует отметить, что несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме сказки, методические вопросы, связанные с механизмами ее влияния на личность и ряд теоретических вопросов, в настоящее время разработаны недостаточно. Всё это говорит об актуальности изучения сказок.

Цель данной работы - изучить значение сказки в развитии личности.

Объект исследования - личность старшего дошкольника.

Предмет исследования - нравственные качества ребенка,которые формируются с помощью сказок.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «сказки» и её видов.

2. Изучить значение сказки в детском возрасте.

3. Рассмотреть использование сказок в психокоррекционной работе.

        Гипотеза — Сказка влияет на развитие личности ребенка и формирование у него нравственных качеств.

       Методы исследования:

-индивидуальный опрос  детей;

-иллюстрации к сказке,выполненные  детьми.

        База исследования- Детский сад № 6 г. Коврова Владимирской области.

 Старшая выпускная группа. Участие приняли 10 человек: 6 девочек и 4 мальчика, в возрасте 6-7 лет, из благополучных семей.

 

Глава 1. Роль сказки в формировании личности человека

 

 

 1.1 Сказка как словесное народное творчество

 

Сказка - это вид устного  народного творчества. Сюда также относятся мифы, легенды, метафоры, пословицы и прочее. Сказка - это одна из форм эстетического творчества у детей. Один из ее корней - это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства [20]. Существует несомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно было бы даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, есть не что иное, как фабула игры - независимо от того, была ли эта игра сыграна или нет. Слушая сказки, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. Игра - это есть воплощенная, драматизированная, инсценированная сказка, а сказка - это игра до своей инсценировки. Но как игра психологически отлична, так сказать, «действенным мифологизмом», живым преображением чего-либо действительного, что должно быть налицо, так и сказка, могущая обойтись даже без капли реальности, отлична общим мифологическим сознанием, общей мифологической перспективой, в которую глядит здесь детская душа [6]. Но необходимо сказать о различии мифа, как такового, от сказки.

Говоря о сказке вообще, нельзя не вспомнить о первых сказках, в которых происходит тесное переплетение действительного и чудесного. Первые сказки, связаны с личностью самого ребенка: матери, няни хорошо это чувствуют и начинают первые сказки так: «жил-был мальчик такой, как ты…». В этих сказках невольно повествуется о том, что переживает дитя - сказка как бы воплощает в образе то, что есть в душе ребенка. В сказочном материале выступают люди, животные, вещи - знакомые ребенку - и эти сказки звучат для ребенка, как рассказ о чем-то вполне реальном.

Сказки всецело связаны  с работой фантазии, именно как  органа эмоциональной сферы: сказочный  мир объективирует для ребенка те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки - дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Сказка допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.

В настоящее время  существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь  могут быть разделены на сказки о  животных, бытовые, страшные и волшебные сказки. Помимо этого авторские сказки могут иметь дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный характер.

 Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей- от стариков до маленьких детей. Особенности их искусства заключалась в том, сто оно привлекало всех, независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств. Русские писатели, с присущим им мастерством, образно рассказывают, как под влиянием русских сказок, воплотивших в себе народную мудрость, в их детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. К.Д. Ушинский подчеркивал не только художественную, но и воспитательную ценность сказок. К.И. Чуковский говорит, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов. Народные художники, создавшие сказки для детей, с удивительным педагогическим тактом умели учитывать запросы и особенности своих маленьких слушателей. Художественные приемы народной сказки рассчитаны на детскую аудиторию.  Они вызывают интерес детей к сказке помогают им осмыслить её идейное содержание. Сказки отличаются лаконичностью изложения. С первых слов сказка вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться, слушать внимательно.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь  их внешнего облика с характером и  поведением определяют художественную цельность произведений устного  народного творчества. Живой, выразительный  язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение к нему : «молодец- удалец», «котишка мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие. Композиция сказок о животных отличаются простотой. Как правило ,каждой из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так, колобок каждый раз поёт одну и туже песенку; в сказке, «Теремок» каждый персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто в тереме живет?»

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа « Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не  уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя- можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей»- учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». В страх и трусость высмеивается в  сказке «У страха глаза велики», хитрость- в сказках «Лиса и журавель», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», « Царевна лягушка»).

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед своими слушателями  картину действенной упорной  борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться  намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

 

    1. Воспитательная ценность русских народных сказок.

 

    Влияние различных видов устного народного творчества на жизнь человека велико. Оно может проявляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. О влиянии сказок и мифов на бессознательное человека говорили такие великие психологи и философы, как З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, Э. Берн. [1, 15, 16, 19.]

      В частности, Э. Берн[1] писал, что различные формы социального действия способствуют структурированию времени, помогают избежать скуки, а также дают возможность извлечь максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации. Большинство людей, кроме того, подсознательно имеют свой жизненный план, или сценарий, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Сцены в жизненном сценарии человека обычно определяются и мотивируются заранее, точно так же как и театральные. Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему приемлемый способ структурировать свое время (т.е. приемлемый для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках.

Информация о работе Роль сказки в жизни ребенка