Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:49, курсовая работа
При всем разнообразии приемов и подходов могучим и всеопределяющим в народном творчестве всегда было слово. Его не знающее преград действие ощутимо уже в самых простейших видах сказок. Ребенка знакомят с ними, как только он обретает способность понимать слова, связывать понятия, с годами роль сказки в жизни ребенка возрастает, пока не наступает пик такого его влечения к ней, что взрослые даже испытывают неудобство от требований детей поведать новые сказочные истории или бесконечно повторять уже известные.
Нет сказки без вымысла. В равной степени это относится к любым сказкам – сказкам взрослых и детским сказкам. Сказочный вымысел — свидетельство могучего размаха живой мысли человека.
Сказка, прежде всего, воссоздает в воображении картины и сцены, которые сами по себе делают ребенка сопереживателем всего того, о чем идет речь. Ребенок следит за ходом действия в сказке, радостно принимает благополучное окончание. В эмоциональном опыте сочувствия персонажам, в приобщении ребенка к борьбе за победу и состоит самая важная ценность сказочного вымысла - в особенности волшебного.
Цель данной работы - изучить значение сказки в развитии личности.
Объект исследования - личность старшего дошкольника.
Предмет исследования - нравственные качества ребенка,которые формируются с помощью сказок.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «сказки» и её видов.
2. Изучить значение сказки в детском возрасте.
3. Рассмотреть использование сказок в психокоррекционной работе.
Гипотеза — Сказка влияет на развитие личности ребенка и формирование у него нравственных качеств.
Методы исследования:
-индивидуальный опрос детей;
-иллюстрации к сказке,выполненные детьми.
База исследования- Детский сад № 6 г. Коврова Владимирской области.
Старшая выпускная группа. Участие приняли 10 человек: 6 девочек и 4 мальчика, в возрасте 6-7 лет, из благополучных семей.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Роль сказки в формировании личности человека.
1.1 Сказка как словесное народное творчество . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок . . . . . . 9
1.3 Использование сказок в психокоррекционной работе . . . . . 14
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Глава 2. Исследование восприятия сказок дошкольниками.
2.1 Организация и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Описание и анализ полученных результатов . . . . . . . . . . . . .27
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Практических исследований с целью диагностики механизмов воздействия на развитие и поведение личности для решения теоретических вопросов и применения в психотерапевтической и коррекционной работе;
Прикладных аспектов теоретического и практического исследования в психотерапии, психокоррекции, семейном консультировании, психолого-педагогической деятельности и различных отраслях психологии;
Глава 2. Исследование восприятия сказок дошкольниками.
2.1 Организация и методы исследования.
Исходя из указанных выше теоретических положений, нами был организован эксперимент, направленный на изучение восприятия сказок дошкольниками.
Для исследования использовались следующие методы:
- иллюстрации к сказке, выполненные детьми;
- индивидуальный опрос дошкольников.
В качестве гипотезы эксперементального исследования выступило следующее предположение: Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
Исследование проводилось на базе детского садика № 6 города Коврова Владимирской области. В нем приняли участие дошкольники старшей выпускной группы. 10 человек: 6 девочек и 4 мальчика, в возрасте 6-7 лет, из благополучных семей.
Целью констатирующего этапа нашего исследования мы поставили выявить уровень восприятия сказки детьми данной группы.
Детям была прочитана русская народная сказка «Сестрица Алёнушка,братец Иванушка» в обработке Афанасьева Александра Николаевича (см. приложения).
После прочтения сказки, детям было предложено нарисовать иллюстрацию к прослушенной сказке. В конце занятия был проведен опрос по следующим воросам:
1) Понравилась ли тебе сказка?
2) Не слишком ли жестокое наказание для колдуньи?
3) Почему Иванушка остался козленочком?
Психолог или воспитатель должен наблюдать, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи.
2.2 Описание
и анализ полученных
Дети внимательно и с интересом слушали сказку. После чего с интузиазмом приступили к иллюстрированию прочитанного.
Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали Алёнушку с козленочком, другие Алёнушку с принцом, третьи злую ведьму на костре.
Таблица 1. Содержание и формальные характеристики рисунков.
№ реб. |
Яркие краски |
Темные краски |
Алёнушка |
Иванушка |
Другие персонажи |
Элементы природы |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
2 |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
5 |
+ |
+ |
+ | |||
6 |
+ |
+ |
+ | |||
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
8 |
+ |
+ |
+ | |||
9 |
+ |
+ |
+ | |||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Мы видим что все дети в своих рисунках изобразили природу. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
9 из 10 использовали яркие,красочные цвета для своих иллюстраций,это показывает, что сказка вызвала у них хорошие положительные эмоции. Но все же один ребенок использовал темные, мрачные цвета. Это показывает, что сказка взволновала его, вызвала мрачные эмоции.
8 ребят нарисовали Алёнушку. Она их заинтерисовала, как главный персонаж сказки. Дети изображали красивую девушку с добрым лицом.
6 детей изобразили Иванушку в виде козленочка. Им запомнилось наказание непослушного ребенка.
И лишь 4 ребенка посчитали нужным изобразить второстепенных героев сказки, они им показались тоже не маловажными в данной истории.
После того как ребята сдали рисунки был проведен опрос.
Таблица 2. Способность к нравственному суждению.
№ реб. |
Соблюдение требований взрослых |
Самостоятельное оценивание поступков |
Аргументирование |
1 |
+ |
+ |
+ |
2 |
+ |
+ |
|
3 |
+ |
+ |
|
4 |
+ |
||
5 |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
|
7 |
+ |
+ | |
8 |
+ |
+ | |
9 |
+ | ||
10 |
+ |
+ |
7 детей поддерживаются правилу «всегда и во всем слушать старших».
На вопрос: «Почему Иванушка остался козленочком? », ребята ответили, потому что он не послушал старших. Этим детям с детства прививали это правило.
8 ребят способны самостоятельно оценивать поступки персонажей. Они понимают «что такое хорошо,что такое плохо». И способны судить о характере героев сказки.
Лишь половина группы способна аргументировать свои ответы, это показывает что это дети с более высоким развитием.
Вывод
Наше исследование показало, что восприятие народной сказки положительно влияет на психическое развитие детей раннего возраста.
а) сказка способствует развитию наглядно-действенного мышления и воображения, аффективно окрашенного восприятия;
б) зарождается самосознание, появляется первичная оценка окружающего мира.
3. Нами были определены
особенности восприятия
а) становление основных психических функций в данном возрасте;
б) развитие игровой деятельности;
в) нормы привитые ребенку с раннего возраста.
4. Нами были подобраны
методики, позволяющие наиболее
полно рассмотреть данный
5. В нашей работе
были даны рекомендации по
изучаемой теме для
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что ведьма обязательно будет побеждена и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. В психолого-педагогической литературе роль народной сказки в становлении личности рассматривается как:
а) возможность нравственного воспитания;
б) способ передачи социального опыта;
в) процесс познания окружающего мира;
г) один из источников эмоциональной сферы;
д) источник развития эстетического восприятия.
Мы пришли также к
выводу, что сказка это основа основ
воспитания, это универсальная педагогическ
Таким образом, сила психотерапевтического воздействия сказки очевидна.
Данная работа не претендует на полноту исследований. Перспективы дальнейшего развития изучаемого вопроса мы видим в разработке методов, которые позволят доказать выведенные в работе теоретические выводы.
Список литературы
1.)Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
2.)Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.
3.)Захаров А.И. Как
предупредить отклонения в
4.)Зеленкова Т.В.
5.)Зеньковский В.В.
Психология детства.
6.)Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д. Практикум по
7.)Камбурова М.А. Коррекция
страхов и тревожности у
8.)Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.
9.)Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1996.
10.)Осорина М.В. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории // Знание-сила. 1986. №10.с. 43-45.
11.)Прусс И. Сила слабости и слабости сила // Знание-сила. 2002. №1.с. 97-103.
12.)Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. Обнинск, 1997.
13.)Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М., 1989.
14.)Толстикова М.А. Сказка в цвете // Знание-сила. 2002. №1.с. 29-32.
15.)Фрейд З. Психоанализ. СПб., 1996.
16.)Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
17.)Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1984.
18.)Эльконинова Л.И. Эльконин Б.Д. // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1983. №2.с. 62-70.
19.)ЮНГ К.Г. Архетип и символ. М., 1998.
20.)ru.wiktionary.org › wiki/Википедия
21.)Сухомлинский В.А. избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – М.: Педагогика, 1981