Роль сказки в жизни ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

При всем разнообразии приемов и подходов могучим и всеопределяющим в народном творчестве всегда было слово. Его не знающее преград действие ощутимо уже в самых простейших видах сказок. Ребенка знакомят с ними, как только он обретает способность понимать слова, связывать понятия, с годами роль сказки в жизни ребенка возрастает, пока не наступает пик такого его влечения к ней, что взрослые даже испытывают неудобство от требований детей поведать новые сказочные истории или бесконечно повторять уже известные.
Нет сказки без вымысла. В равной степени это относится к любым сказкам – сказкам взрослых и детским сказкам. Сказочный вымысел — свидетельство могучего размаха живой мысли человека.
Сказка, прежде всего, воссоздает в воображении картины и сцены, которые сами по себе делают ребенка сопереживателем всего того, о чем идет речь. Ребенок следит за ходом действия в сказке, радостно принимает благополучное окончание. В эмоциональном опыте сочувствия персонажам, в приобщении ребенка к борьбе за победу и состоит самая важная ценность сказочного вымысла - в особенности волшебного.
Цель данной работы - изучить значение сказки в развитии личности.
Объект исследования - личность старшего дошкольника.
Предмет исследования - нравственные качества ребенка,которые формируются с помощью сказок.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «сказки» и её видов.
2. Изучить значение сказки в детском возрасте.
3. Рассмотреть использование сказок в психокоррекционной работе.
Гипотеза — Сказка влияет на развитие личности ребенка и формирование у него нравственных качеств.
Методы исследования:
-индивидуальный опрос детей;
-иллюстрации к сказке,выполненные детьми.
База исследования- Детский сад № 6 г. Коврова Владимирской области.
Старшая выпускная группа. Участие приняли 10 человек: 6 девочек и 4 мальчика, в возрасте 6-7 лет, из благополучных семей.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Роль сказки в формировании личности человека.
1.1 Сказка как словесное народное творчество . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок . . . . . . 9
1.3 Использование сказок в психокоррекционной работе . . . . . 14
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Глава 2. Исследование восприятия сказок дошкольниками.
2.1 Организация и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Описание и анализ полученных результатов . . . . . . . . . . . . .27
Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии 1.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

    Первая и самая архаичная версия сценария - это первичный «протокол», который воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов только потому, что они намного выше и крупнее его [там же].

   Одну из целей сценарного анализа Э. Берн видит в соотнесении жизненного плана пациента с грандиозной историей развития человеческой психологии с самых пещерных времен вплоть до наших дней.

   З. Фрейд [15] соотносил многие аспекты человеческого существования с драмой Эдипова мифа. С точки зрения психотерапевта, можно представить пациента Эдипом, что должно проявиться в его реакциях. «Эдип» - это нечто происходящее в голове пациента. В сценарном же анализе Эдип - это драма, реально развертывающаяся в действительности, разделенная на сцены и акты, с экспозицией, кульминацией и финалом. Очень важно, чтобы пациент видел, как окружающие его люди играют свои роли. Ведь он знает, о чем следует говорить с людьми, чьи сценарии пересекаются или стыкуются с его собственными.

    Последователи Фрейда считают, что «Эдип» - это драма, а не просто разбор реакций, другие психологи придерживаются мнения о том, что самые важные мифы и волшебные сказки происходят из одного фундаментального сюжета, который реализуется в фантазиях или в действительной жизни многих людей всего мира. Самые ранние сценарные психоаналитики были в Древней Индии. Они строили свои предсказания в основном на астрологических идеях. Об этом любопытно говорится в «Панчатантре» [1].

    В толковании мифов и сказок З. Фрейд следует тому же принципу что и в толковании снов. Наличие символов в мифах З. Фрейд [15] рассматривает как регрессию к ранним стадиям развития человечества, когда такой род деятельности, как земледелие или добывание огня, имел форму сексуального либидо. В мифах это древнее и ныне подавленное удовлетворение либидо выражается в «замещающем удовольствии», которая позволяет человеку ограничивать удовлетворение инстинктивных желаний областью фантазии.

    В мифах, как и сновидениях, инстинктивные желания выражены не явно, а в замаскированном виде. В них речь идет о желаниях, которые как предполагал Фрейд, характерны для периода детства; это прежде всего, инцестуальные устремления, сексуальное любопытство и боязнь кастрации. В мифе, как и в сновидении, рассказывается о событиях, происходящих в пространстве и во времени. В этом повествовании на языке символов выражаются религиозные и философские идеи, передается внутреннее состояние человека, и в этом подлинное значение мифа.

   О языке символов и понимании его значения писал Эрих Фромм[16]. Он говорил, что это такой язык, с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира. Это единственный универсальный язык, изобретенный человечеством, единый для всех культур во всей истории, который нужно понимать, если хочешь понять смысл мифов, сказок и снов. Умение понимать этот язык позволяет соприкоснуться с глубинными уровнями нашей собственной личности. Фактически это помогает психологу проникнуть в специфический человеческий пласт духовной жизни, общий для всего человечества как по содержанию, так и по форме.

   Еще одну точку зрения в толковании сказок и мифов высказывает К.Г. Юнг[19]. Он говорит, что в сказках душа высказывается о себе самой, а архетипы обнаруживаются в своей естественной сыгранности. Архетип духа, то есть старик, всегда возникает там, где герой пребывает в безнадежной отчаянной ситуации, из которой его могут вызволить только основательное размышление или счастливый случай, то есть духовная функция, являющаяся в форме персонифицированной мысли, а именно в образе приносящего совет и оказывающего помощь старика.

  Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимые для себя жизненный опыт [там же].

Воспитательная ценность народных сказок заключается в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои. Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства- светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями ,чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и  сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка.

Слушая сказки, дети глубоко  сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вмести с ним картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство- естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить этот момент- и понадобятся годы специальные методики прочие  педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко- достаточно просто читать ребёнку сказки.

Фантастический сказочный  мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с  радость погружается в не реальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Перевоплощаясь в сказочных  героев, принцев и в принцесс, в колдунов и фей, дети с гораздо  большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят  сказки, потому, что в них- «естественное  пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого- что выбрать из одежды, до жизненно важного- как жить дальше. На примере судеб  сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного жизненного выбора человека.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство  окружающего Мира, у него возникает  множество вопросов ко взрослым.  Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить  ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а что такое «плохо». Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во много формирует  для себя картину Мира и взаимности от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку  чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.  В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!

Проживая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать  выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь сбрасывая зажимы, открывая спрятанные  глубоко в под сознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям о окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятия себя таким, какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа.

 

1.3 Использование  сказок в психокоррекционной работе.

 

В последнее время  развивается такое направление  как сказкотерапия.  Первое, что  приходит в голову - лечение сказками. Сказка - это «слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже «обнюхивает» «слоеный пирог смыслов» и выбирает самый «вкусный» для себя, то есть тот смысл, который наиболее созвучен мироощущению на данный момент, тот, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок - в любом возрасте в них можно открыть нечто сокровенное и волнующее, поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; это символический банк жизненных ситуаций; это процесс объективации проблемных ситуаций; это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия прошла 4 этапа  в своем развитии[6]:

1. устное народное  творчество (его начало затеряно  в глубине веков, но процесс  устного (а потом и письменного)  творчества продолжается по сей день);

2. собирание и исследование  сказок и мифов (К.Г. Юнг,  М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм,  В. Пропп и другие).

3. психотехнический (современные  практические подходы применяют  сказку как технику, как повод  для психодиагностики, коррекции и развития личности.);

4. интегративный (связан  с формированием концепции комплексной  сказкотерапии, с духовным подходом  к сказкам, с пониманием сказкотерапии  как природосообразной, органичной  человеческому восприятию воспитательной  системы, проверенной многими поколениями наших предков).

Сегодня сказкотерапия  синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии  разных культур - все это «упаковано»  в сказочную форму, в форму  метафоры.

Сказкотерапия- это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту своей собственной сказки.

В психологической практике используется разнообразный литературный материал. «Сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы сознания и подсознания» называют народные сказки. На метафорическом уровне по происхождению и механизму действия они сопоставимы с генным аппаратом человечества [12]. Психологи, работающие в технике М. Эриксона и НЛП, используют не только народные сказки, в том числе, восточные притчи, но и создают свои «истории», работающие с определённой проблемой, или обращённые к конкретному человеку[8].

Сказка может помочь решить следующие задачи в психолого-педагогической деятельности [14]:

1. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи эмоционально включён в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность. Это активно использует, например, система ТРИЗ, где сказочный сюжет выступает и как канва некоторого занятия (в которое включены упражнения на мелкую моторику, образное мышление и т.д.), и как материал для преобразования, экспериментирования, экспериментирования со словами, предложениями, ситуациями (т. о. развития речевого, словесно-логического мышления).

2. Идентифицируясь с  героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребёнок  получает возможность отреагирования  многих чувств: страха, стыда, обиды  и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры - драматизации доступны детям уже с 3-летнего возраста. При соответствующем участии взрослого они приближаются к психодраме, т. к. ребёнок не переживает нечто, но и выражает чувства в реальном взаимодействии. Поэтому игры - драматизации на сказочные сюжеты могут входить в программу психотерапевтической работы.

Информация о работе Роль сказки в жизни ребенка