Россия и НАТО сегодня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Северо-Атлантический Альянс - НАТО (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traite de l'Atlantique Nord, OTAN) — крупнейшая в мире военно - политическая организация, объединяющая большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, "чтобы защитить Европу от советского влияния". Тогда государствами - членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Содержание работы

Глоссарий

Введение

1. Историческое отступление

2. Россия, НАТО, США

3. Перспективы отношений России и НАТО

Заключение

Приложение

Литература

Файлы: 1 файл

Россия и НАТО сегодня..doc

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Общая борьба с  терроризмом - самая приоритетная задача Совета НАТО - Европа, а Россия - один из важнейших партнеров НАТО в  этой борьбе. Проводя обсуждение национальных стратегий борьбы с терроризмом, НАТО и Россия определяют слабые места в наших законах, направленных на борьбу с проявлениями террора.

В течение нескольких последних лет осуществляется широкое  военное сотрудничество в формате  СРН (Совета Россия - НАТО). Между НАТО и Россией была достигнуты договоренности об увеличении миссии связи НАТО в Москве и создании постоянной российской миссии при штаб - квартире НАТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Наиболее важные, поистине эпохальные события произошли  в конце столетия. Именно в 90-е годы стало вполне очевидно, что исторический спор между большевистской моделью социализма и капитализмом промышленно развитых экономик решен в пользу Запада. После 1991 года коренным образом изменился внешнеполитический курс России, ее отношения с НАТО: покончив с политикой экспансии и конфронтации, Москва, вольно и невольно, внесла решающий вклад в оздоровление международного климата, обеспечив достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания, сотрудничества и партнерства с демократическими странами Запада. Произошло значительное продвижение на пути интеграции России в мировое сообщество. Ликвидация раскола мира на две антагонистические системы устранила основы конфронтационной блоковой политики в Европе. Именно этот факт, а так же развитие международного сотрудничества открывают перспективы построения нового мирового порядка, в котором Россия может стать частью мирового общества.

По мнению ряда аналитиков, интерес стран Европы к теме вступления России в НАТО имеет не только пропагандистский, но и вполне практический аспект. В случае положительного решения этого вопроса, позиции США в НАТО заметно бы ослабли, и Соединенные Штаты не смогли бы уже в такой степени оказывать давление на ЕС, заставляя следовать их в своем фарватере. К тому же, многие в НАТО после Афганистана и Ирака убедились в ограниченности возможностей европейских стран по выполнению военных миссий за пределами Европы. Членство же России в НАТО могло бы существенно усилить потенциал альянса, особенно в плане борьбы с террористической опасностью в Центральной Азии. Россия до сих пор остается ядерной державой с эффективным потенциалом сдерживания, входит в число крупнейших в мире производителей нефти и газа, в которых Европа очень нуждается, и, наконец, является весьма привлекательным рынком сбыта для европейских товаров.

В свою очередь, и в России есть определенный интерес  к этой теме. В частности, немалый  фурор и неоднозначную реакцию  в российском обществе вызвало заявление  министра обороны РФ Сергея Иванова  о том, что в текущем году Россия и НАТО заключат договор о возможности размещения войск на территории друг друга. Москва также не скрывает своей заинтересованности в развитии взаимодействия с НАТО по вопросам борьбы с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения.

Так может ли виртуальная возможность вступления России в НАТО стать в будущем  политической реальностью? На этот вопрос пока невозможно дать однозначный ответ. Прежде всего, понятно, что США, все  еще играющие ведущую роль в НАТО, вряд ли заинтересованы в таком повороте. Ведь вступление России в альянс радикально изменит его характер и направленность. А учитывая состояние отношений России с Китаем, Вашингтону вряд ли удастся использовать членство России в НАТО против Пекина. А без этого Россия - член НАТО – для США не будет представлять ценности.

Да и для  ряда европейских стран, особенно "новичков" из числа стран Восточной Европы и Балтии, считающих, что членство в НАТО гарантирует им безопасность от "имперских поползновений" Москвы, вступление России в блок выглядит настоящим ночным кошмаром. Весьма влиятельные круги Запада также считают, что Россия сможет стать членом НАТО и ЕС только, когда там воцарится "прочная демократия".

Да и в  самой России, где не одно поколение  ее граждан привыкло видеть в НАТО "агрессивный блок", также существуют мощные политические и психологические сдерживающие факторы в отношении возможности присоединения к альянсу. К тому же, по мнению экспертов, даже при наличии политической воли для принятия России в НАТО потребуются десятилетия, чтобы "подогнать" российские вооруженные силы под стандарты альянса.

Таким образом, можно констатировать, что в практическом плане вопрос о вступлении России в НАТО пока явно не стоит, а условия  для этого могут возникнуть еще  очень не скоро. Появятся ли такие условия вообще, будет зависеть от очень многих факторов, однако, прежде всего в отношениях между Россией и НАТО должно закрепиться взаимное доверие и готовность на равноправной основе уважать и учитывать интересы другой стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА: РАМОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ

Принят в  Брюсселе 10.01.1994 г. на саммите стран-членов НАТО 
(неофициальный перевод)

1. В дополнение  к приглашению, с которым выступили  главы государств и правительств  стран-членов НАТО в ходе встречи 10–11 января 1994 г., государства — члены Североатлантического альянса и другие государства, подписывающие этот документ и выражающие решимость углублять свои политические и военные связи, а также содействовать дальнейшему укреплению безопасности в Евроатлантическом регионе, настоящим учреждают в рамках Совета североатлантического сотрудничества (ССАС) данное "Партнерство ради мира".

2. Это партнерство  создается в качестве выражения  совместной убежденности в том,  что стабильность и безопасность в Евроатлантическом регионе может быть достигнута только посредством сотрудничества и совместных действий. Составляющими основу партнерства совместными ценностями являются обеспечение и продвижение основных свобод и прав человека, защита свободы, справедливости и мира демократическим путем. Присоединяясь к Партнерству, государства - члены Североатлантического альянса и другие государства, подписывающие этот документ, напоминают, что они привержены сохранению демократических обществ, свободе от принуждения и запугивания, а также поддержанию принципов международного права. Они подтверждают свою приверженность добросовестному выполнению обязательств по Уставу ООН и принципов Всеобщей декларации прав человека, в частности воздержания от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства, уважения существующих границ и урегулирования споров мирными средствами. Они также подтверждают свою приверженность Заключительному акту Хельсинки и всем последующим документам СБСЕ, а также обязательствам, которые ими были взяты в области разоружения и контроля над вооружениями.

3. Другие государства,  подписывающие этот документ, будут  сотрудничать с Организацией  Североатлантического договора  в достижении следующих целей:

а) содействию транспарентности национального военного планирования и бюджетных процессов;

б) обеспечению  демократического контроля над вооруженными силами;

в) поддержанию  способности и готовности вносить  вклад, в соответствии с положениями национальных конституций, в операции, проводимые под эгидой ООН и/или СБСЕ;

г) развитию военных  отношений сотрудничества с НАТО в целях совместного планирования, подготовки и проведения учений для  повышения их способности к проведению операций в области миротворчества, поиска и спасения, гуманитарных и других операций, о которых впоследствии может быть достигнута договоренность;

д) формированию в долгосрочной перспективе сил, в большей степени готовых  к взаимодействию с вооруженными силами членов Североатлантического альянса.

4. Другие государства,  подписывающие документ, представят  руководству НАТО презентационные  документы, определяющие шаги, которые  они предпримут для достижения  политических целей Партнерства,  а также военные и другие  средства, которые могут быть использованы для мероприятий, проводимых в рамках Партнерства. НАТО предложит программу учений на принципах Партнерства и других мероприятий, отвечающих целям Партнерства. Основываясь на этой программе и своем презентационном документе, каждое подписывающее государство будет разрабатывать вместе с НАТО Индивидуальную программу партнерства.

5. При подготовке  и выполнении своих индивидуальных  программ партнерства другие  подписывающиеся государства могут  за свой собственный счет и  на основе соглашения с Альянсом, а также, при необходимости, с компетентными бельгийскими властями, учреждать свои представительства для связи со штаб-квартирой НАТО в Брюсселе. Это облегчит их участие во встречах и деятельности ССАС/Партнерства, а также участие в некоторых других мероприятиях по приглашению НАТО. Кроме того, они предоставят персонал, средства, оборудование и возможности, необходимые и достаточные для выполнения согласованной программы Партнерства. НАТО окажет им надлежащую помощь в разработке и выполнении индивидуальных программ Партнерства.

6. Другие подписывающиеся  государства соглашаются со следующими  трактовками:

те, кто предусматривает  участие в операциях, о которых  говорится в пункте 3 "г", будут, когда это возможно, принимать  участие в соответствующих учениях НАТО;

они будут самостоятельно финансировать свое участие в  мероприятиях Партнерства, а также  предпринимать другие усилия для  покрытия части расходов на проведение учений, в которых будут участвовать;

они смогут направлять, после достижения соответствующей договоренности, постоянных офицеров связи в отдельную Группу координации Партнерства в г. Монс (Бельгия), которая под руководством Североатлантического совета будет осуществлять военное планирование, необходимое для реализации программ Партнерства;

те, кто будет  принимать участие в планировании и военных учениях, получат доступ к некоторым техническим данным НАТО, касающимся взаимодействия;

на основе мер, предусмотренных СБСЕ в области  военного планирования другие подписывающиеся  государства и страны НАТО будут обмениваться информацией о шагах, которые они предприняли или предпринимают для повышения транспарентности военного планирования и подготовки оборонных бюджетов и обеспечения демократического контроля над вооруженными силами;

они смогут участвовать во взаимном обмене информацией по вопросам военного планирования и подготовки оборонных бюджетов, который будет развиваться в рамках ССАС/"Партнерства ради мира".

7. На основе  своей приверженности целям данного  "Партнерства ради мира" члены Североатлантического альянса будут:

развивать совместно  с другими подписывающимися государствами  процесс планирования и анализа, в целях создания основы для выявления  и оценки сил и средств, которые  могли бы предоставляться ими  для совместной подготовки, учений и операций во взаимодействии с силами Альянса;

содействовать военной и политической координации  в штаб-квартире НАТО с тем, чтобы  обеспечить руководство и управление совместной деятельностью, относящейся  к Партнерству, с другими подписывающимися странами, включая планирование, подготовку, учения и разработку военных доктрин.

8. НАТО будет  проводить консультации с любым  активным участником Партнерства  в случае, если данный партнер  сочтет, что возникла непосредственная  угроза его территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

 

Данные с  портала окна в НАТО

http://nato.w-europe.org/show.php?art=168&rubr=2

 

 

Приложение 2.

Из архивов  Российско Газеты: http://www.rg.ru/printable/2007/06/16/partnesrstvo-doc.html

Российская  газета. Опубликовано 16 июня 2007 г.

 

Федеральный закон  Российской Федерации от 7 июня 2007 г. N 99-ФЗ "О ратификации Соглашения между государствами - участниками  Североатлантического договора и другими  государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему"

Принят Государственной  Думой 23 мая 2007 года 
Одобрен Советом Федерации 25 мая 2007 года

Ратифицировать  Соглашение между государствами - участниками  Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года, подписанное от имени Российской Федерации в городе Вильнюсе 21 апреля 2005 года, и Дополнительный протокол к Соглашению между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года, подписанный от имени Российской Федерации в городе Софии 28 апреля 2006 года, со следующим заявлением:

в целях реализации Соглашения между государствами - участниками  Североатлантического договора и другими  государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе  их Сил от 19 июня 1995 года Российская Федерация исходит из следующего понимания нижеуказанных положений Соглашения между Сторонами Североатлантического договора о статусе их Сил от 19 июня 1951 года (далее - Соглашение):

1) положение  пункта 4 статьи III Соглашения, обязывающее  власти направляющего государства  немедленно информировать власти принимающего государства о случаях невозвращения на родину после увольнения со службы военнослужащего Сил или лица из числа гражданского компонента, распространяется и на случаи самовольного оставления указанными лицами места дислокации Сил направляющего государства при наличии у них оружия;

2) под используемыми  в статье VI Соглашения словами  "владеть оружием" Российская  Федерация на основе взаимности  будет понимать применение и  использование оружия, а под словами  "благосклонно рассматривают просьбы принимающего государства" - обязанность органов власти направляющего государства учитывать требования принимающего государства относительно ношения, перевозки, транспортировки, использования и применения оружия;

Информация о работе Россия и НАТО сегодня