Самоактуализация менеджеров сетевой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить и описать особенности развития самоактуализации менеджера сетевой компании
Задачи курсовой работы:
- провести теоретический обзор и анализ учебной литературы и источников по проблеме исследования;
- раскрыть содержание феномена самоактуализации А. Маслоу и К.Роджерса;
- рассмотреть развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии;
- определить основные направления самоактуализации личности;
- раскрыть элементы самоактуализации личности;
- определить самоактуализацию личности менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года;
- провести диагностику уровня самоактуализации менеджеров сетевой компании, работающих менее одного года.

Содержание работы

Введение ..3
1. Анализ теорий самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………..5
1.1 Феномен самоактуализации А.Маслоу и К. Роджерса: общая характеристика и сравнительный анализ ……………………………………..5
1.2 Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике
и психологии ……………………………………………………………………11
2. Основные направления самоактуализации личности……………………...20
2.1 Элементы самоактуализации личности……………………………………20
2.2 Самоактуализация личности менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года…………………………………………..…………..26
3. Эмпирическое исследование…………………………………………………30
3.1 Организация исследования………………………………………………….30
3.2 Анализ результатов исследования………………………………………….34
Заключение ………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложения……………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 107.95 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение ..3

1. Анализ теорий самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………..5

1.1 Феномен самоактуализации  А.Маслоу  и К. Роджерса:   общая характеристика и сравнительный анализ ……………………………………..5

1.2  Развитие теории  самоактуализации в отечественной  педагогике 

 и психологии ……………………………………………………………………11

2. Основные направления самоактуализации личности……………………...20

2.1 Элементы самоактуализации личности……………………………………20

2.2 Самоактуализация личности  менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года…………………………………………..…………..26

3. Эмпирическое исследование…………………………………………………30

3.1 Организация исследования………………………………………………….30

3.2 Анализ результатов  исследования………………………………………….34

Заключение ………………………………………………………………………38

Список  использованной литературы…………………………………………...40

Приложения……………………………………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. При переходе российского общества от тоталитарной, монокультурной системы управления к демократической заметно увеличилось количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.

Внимание к проблеме самоактуализации  личности в современной психологии обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, максимального  использования ресурсов для полного  самоосуществления личности в процессе развития. Самоактуализация рассматривается  как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного  развития общества в целом, таким  образом, все это и является свидетельством актуальности темы данной работы.

Самоактуализация  личности  есть продуктивная деятельность, направленная на достижение личностных, групповых  или общезначимых ценностей, вследствие чего раскрывается культура и социально-психологические  характеристики самой личности, её потенциальные задатки и ментальность, уровень проявления которых обусловлен качественными отношениями с  социальной системой и обстоятельствами.

Объект: самоактуализация личности.

Предмет: самоактуализация личности менеджера сетевой компании.         

Цель: изучить  и описать  особенности развития  самоактуализации менеджера сетевой компании

Задачи курсовой работы:

-  провести  теоретический обзор и анализ учебной литературы и источников по проблеме исследования;

- раскрыть содержание феномена самоактуализации А. Маслоу  и К.Роджерса;

- рассмотреть развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии;

- определить  основные  направления самоактуализации личности;

- раскрыть элементы самоактуализации  личности;

- определить самоактуализацию личности менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года;

- провести диагностику  уровня  самоактуализации менеджеров  сетевой компании, работающих менее  одного года.

В ходе написания данной работы были использованы следующие методы: анализ литературных источников, сравнение, диагностика.

Гипотезой исследования выступило  следующее предположение:  что  у менеджеров сетевой компании со  стажем работы менее одного года  высокий уровень самоактуализации   еще не выражен.

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ теорий самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии

1.1 Феномен самоактуализации  А.Маслоу  и К. Роджерса:   общая характеристика и сравнительный анализ

Впервые проблему потребности  личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления  о динамике живой системы, описанной  в работе "Организм. Холистский подход" (1939), организм как живая система  стремится к актуализации тех  возможностей, которые заложенны  в нем от природы. Процесс развертывания  этих возможностей К. Гольдштейн назвал "самоактуализацией" и акцентировал, что самоактуализация в личности представляет собой основной мотив  и цель ее жизни[31].

Одними из наиболее известных  позиций в отношении данной проблемы занимают концепции Абрахама Маслоу[19] и Карла Роджерса[27]. Рассмотрим основные тезисы их теорий.

В гуманистической психологии А. Маслоу основными концептуальными  определениями являются потребности  и мотивы личности.

Потребность представляет собой  состояние нужды в объективных  условиях, предметах, объектах, без  которой невозможно развитие и существование  живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как  особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними  и внешними условиями деятельности. Потребности - источники активности человека.

А. Маслоу разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней рис.1:

Рис. 1- Иерархии потребностей человека (или ступени развития) [19]

 

Ступень 1 - физиологические  потребности - это низшие, управляемые  органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности  в защите.

Ступень 2 - потребность в  надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению  по старости и т.д.

Ступень 3 - социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении  выражается очень сильно.

Ступень - 4 - потребность  в уважении, осознании собственного достоинства - здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе.

Ступень 5 - потребность в  развитии личности, в осуществлении  самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в  мире.

А. Маслоу выявил следующие  принципы мотивации человека[18].

Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более  или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие  и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей.

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и  их участие в мотивации. Таким  образом, физиологические потребности  должны быть в достаточной степени  удовлетворены прежде, чем возникнут  потребности безопасности; физиологические  потребности и потребности безопасности и зашиты должны быть удовлетворены  до некоторой степени прежде, чем  возникнут, и будут требовать  удовлетворения потребности принадлежности и любви.

По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим  в основе организации мотивации  человека. Он исходил из того, что  иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в  этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое  здоровье он продемонстрирует.

А. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает  внутренний мир и имеет своим  результатом не только осуществление  желаний, но, что важнее, - развитие личности и ее личностный рост. Люди, достигшие  уровня самоактуализации, полностью  реализовавшие свои способности  и возможности, предстают как  зрелая личность и отличаются следующими чертами: ориентация на объективную  реальность и свобода от иллюзий, юмор, спонтанность, терпимость, демократичность  принципов и отношений, идентификация  со всем человечеством, нонконформность  и интуитивное, четкое разграничение  добра и зла, творческие способности[18].

Мотив, в теории Маслоу - это  побуждение. Этим понятием обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е. в которых отражается наличие  в человеческой психике готовности, направляющей к определенной цели[19, с.207].

Мотивация тесно связана  с потребностями человека, так  как появляется при возникновении  нужды, недостатка в чем-либо, она  есть начальный этап психической  и физической активности. Мотивация - побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований  для определенной направленности действий и психической регуляции, влияющий на количество энергии, мобилизуемой для  выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно  притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек  осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной  цели, к самореализации. Сила и активность мотивации выражаются в степени  ее влияния на направление деятельности и ее успех.

Существуют определенные социокультурные различия в мотивации  достижения. Высокая национальная мотивация  достижения проявляется в непропорционально  быстром экономическом развитии. Было показано, что в ее основе имеется, по меньшей мере, три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной  тяжелой работы). В социально-психологическом  аспекте мотив достижения может  рассматриваться как мотив социального  успеха. Согласно последним исследованиям  он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности[33].

Другой важный тезис, характеризующий  самоактуализацию, был предложен  К. Роджерсом[27]. В нем описана  идея о том, что люди способны определять свою судьбу.

Создавая свою концепцию  теории личности,   К. Роджерс исходил  из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность  к личностному совершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл  жизни, ее цели и ценности. Центральным  понятием для теории  К. Роджерса стало понятие "Я", включающее в себя представления, идеи, цели и  ценности, через которые человек  характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек  ставит и должен решать следующие: кто  я есть? Что я могу сделать, чтобы  стать тем, кем я хочу быть?[31]

Образ "Я" складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь  влияние на восприятие данным человеком  мира, других людей, на оценки, которые  дает человек собственному поведению.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется  и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации.

  К. Роджерс в своей теории самоактуализации обосновывает  естественное развитие людей к "конструктивной реализации" свойственных им врожденных возможностей. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности[27, с.144].

Таким образом, важнейший  мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней  от природы. Эта фундаментальная  тенденция является единственным мотивационным  конструктом. Стремление человека к  достижениям является способом совершенствования  внутреннего потенциала.

Тенденция актуализации в  теории К. Роджерса  не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных  процессов и поиски комфорта и  покоя). Она также подразумевает  повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью  любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение  мотивировано потребностью человека развиваться  и улучшаться. Человеком управляет  процесс роста, в котором его  личностный потенциал приводится к  реализации.

 К. Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции актуализации, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым и т.д.). Многочисленные примеры иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством - он актуализируется. Так же и игрок в теннис стремиться улучшать свой удар справа налево, профессор колледжа - свои статьи, подросток - свою идентичность.

Информация о работе Самоактуализация менеджеров сетевой компании