Самоактуализация менеджеров сетевой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить и описать особенности развития самоактуализации менеджера сетевой компании
Задачи курсовой работы:
- провести теоретический обзор и анализ учебной литературы и источников по проблеме исследования;
- раскрыть содержание феномена самоактуализации А. Маслоу и К.Роджерса;
- рассмотреть развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии;
- определить основные направления самоактуализации личности;
- раскрыть элементы самоактуализации личности;
- определить самоактуализацию личности менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года;
- провести диагностику уровня самоактуализации менеджеров сетевой компании, работающих менее одного года.

Содержание работы

Введение ..3
1. Анализ теорий самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………..5
1.1 Феномен самоактуализации А.Маслоу и К. Роджерса: общая характеристика и сравнительный анализ ……………………………………..5
1.2 Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике
и психологии ……………………………………………………………………11
2. Основные направления самоактуализации личности……………………...20
2.1 Элементы самоактуализации личности……………………………………20
2.2 Самоактуализация личности менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года…………………………………………..…………..26
3. Эмпирическое исследование…………………………………………………30
3.1 Организация исследования………………………………………………….30
3.2 Анализ результатов исследования………………………………………….34
Заключение ………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложения……………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 107.95 Кб (Скачать файл)

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала Представлений  о природе человека (Nc) состоит  из 10 пунктов. Высокий балл по  шкале свидетельствует о склонности  субъекта воспринимать природу  человека в целом как положительную  («люди в массе своей скорее  добры») и не считать дихотомии  мужественности – женственности,  рациональности – эмоциональности  и т.д. антагонистическими и  непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов)  определяет способность человека  к целостному восприятию мира  и людей, к пониманию связанности  противоположностей, таких как игра  и работа, телесное и духовное  и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать  совместно. Они составляют блок концепции  человека.

9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий  балл по шкале свидетельствует  о способности индивида принимать  свое раздражение, гнев и агрессивность  как естественное проявление  человеческой природы. Конечно  же, речь не идет об оправдании  своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы Принятия агрессии и  Контактности составляют блок межличностной  чувствительности.

11. Шкала Познавательных  потребностей (Cog) (11 пунктов) определяет  степень выраженности у субъекта  стремления к приобретению знании  об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность  творческой направленности личности.

Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения  к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам  экспертного опроса при создании методики, а также в связи с  некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих  уровень творческой направленности личности как одного из концептуально  важных элементов феномена самоактуализации.

Методика предназначена  для обследования взрослых (старше 15–17 лет), психически здоровых людей (имеется  в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность  составляющих его суждений, требующих  серьезного осмысления, позволяют рекомендовать  его для обследования преимущественно  лиц с высшим образованием.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме  оно обычно не превышает 30–35 минут.

 

3.2 Анализ результатов  исследования

Результаты исследования самоактуализации у  менеджеров сетевой компании «Амвей» представлены в таблице 2.

Исследование самоактуализации менеджеров  со стажем работы до 1 года сетевой компании «Амвей», показало, что высокий балл по шкале Самоуважения (Су) и шкале Представлений о природе человека (П) 58  Т- балла, что составляет 50% от общего числа испытуемых. Соответственно содержанию этих шкал, данные испытуемые способны оценить свои достоинства, положительные черты, уважают себя за них. Также для них характерна склонность воспринимать природу человека в целом как положительную, что является одной из составляющих для достижения максимального успеха менеджера сетевой структуры.

 

Таблица 2

Результаты исследования самоактуализации менеджеров сетевой компании «Амвей»

Шкалы

Уровень

 

высокий

средний

низкий

 

Кол-во 
чел, %

Кол-во 
чел, %

Кол-во 
чел, %

Ориентации во времени (ОВ)

10

50

40

Поддержки (Под)

10

50

40

Ценностной ориентации (ЦО)

20

50

30

Гибкости поведения (Г)

20

20

60

Сензитивности (Сз)

20

20

60

Спонтанности (Сп)

10

60

30

Самоуважения (Су)

50

40

10

Самопринятия (Спр)

10

60

30

Представлений о природе  человека (П)

50

40

10

Синергии (Си)

10

60

30

Принятия агрессии (Аг)

10

50

40

Контактности (Ко)

20

40

40

Познавательных потребностей (Пп)

20

50

30

Креативности (Кр)

20

50

30


 

Для каждой шкалы перевод  в стандартные Т-баллы, результаты представлены на рис. 1:

 

 

 

Рис.1- Показатели исследования самоактуализации менеджеров сетевой компании «Амвей»

Большинство  испытуемых показало средние результаты в диапазоне 45–55 Т-баллов по следующим шкалам: Ориентации во времени (ОВ) - 47 Т-баллов, или 50% от общего числа испытуемых; Поддержки (П) - 53 Т-балла (50%); Ценностной ориентации (ЦО) -54 Т-балла (50%); Спонтанности (Сп) – 51 Т-балл ,что составляет 60% от всех испытуемых; Самопринятии (Спр) – 49 Т-балла(60%); по шкале Синергии (Си) – 49 Т-баллов(60%); Принятии агрессии (Аг) – 54 Т-балла, а это 60% всех испытуемых; Креативности (Кр) – 50 Т-баллов (50%). Познавательных потребностей (Пп) – 50 Т-баллов(50%). Данные результаты являются показателями психической и статистической нормы испытуемых. Это дает нам основание предполагать, что на данном этапе испытуемые способны видеть свою жизнь целостной, руководствуются в жизни, в основном, собственными убеждениями, но все же подвержены воздействию «извне», хотя и могут быть естественны и в меру раскованны, в целом принимают себя и окружающих такими, какие они есть, способны принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление природы человека, а так же, в основном под руководством, стремятся к приобретению знаний об окружающем мире, имеют среднюю выраженность творческой направленности.

Низкие оценки испытуемые показали по шкале Гибкости поведения (Г) – 44 Т-балла(60%), что позволяет предположить несформированную возможность  быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию; Сензитивности (Сз) – 43 Т-балла(60%), что может говорить о слабо развитой рефлексии, способности к определению своих чувств, потребностей; Контактности (Ко)–44 Т-балла(40%), говорящие о неспособности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению. Все вышеперечисленное может привести к сложностям в общении и не позволит человеку максимально реализовать себя.

Таким образом, по всем показателям  самоактуализации большинство испытуемых имеют средние и низкие значения, подобные данные могут быть следствием того, что самоактуализация еще недостаточно выражена и находится в стадии развития. Вследствие   того гипотеза, сформированная во введении  о том, что у менеджеров со  стажем работы менее одного года высокий уровень самоактуализации   еще не выражен - подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) —  стремление человека к возможно более  полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В  некоторых направлениях современной  западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в  разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная  самоактуализация предполагает наличие  благоприятных социально-исторических условий.

Самоактуализация — это  непрерывная реализация потенциальных  возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или  призвания, судьбы и т. п., как более  полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной  природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в  соответствии с «пирамидой потребностей». В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

Возникновение и формулирование основных принципов теории самоактуализации связано с именем американского  психолога А. Маслоу. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости  максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое  здоровье.

Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной  тенденции к актуализации.

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую  мотивацию развития. Она принимает  свои чувства, импульсы, эмоции и желания  такими, как они есть.

Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой  жизнью вообще и практически всеми  ее аспектами, в то время как остальные  люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно  именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение 'ради далекой и зачастую недостижимой цели.

Эмпирическое исследование    уровня самоактуализации менеджеров сетевой компании со стажем  менее одного года показало, что большинство менеджеров имеют средние и низкие значения, подобные данные могут быть следствием того, что самоактуализация еще  не  выражена и находится в стадии развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Акиндинова И.А. Различные аспекты самоактуализации в профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. Тезисы доклада межвузовской научной конференции. - СПб., РГПУ им. А.И.Герцена. 1999.
  2. Анцыферова Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу // Вопросы психологии. -2007. - №4. - С.173-180.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учебник для ВУЗов/ А.Г. Асмолов - М. : Смысл, 2007. - 523 с.
  4. Ахтямов Р. Профессиональное самоопределение и самоактуализация студентов-психологов // Материалы VIII Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 2001" (секция Психология). - М.: МГУ, 2001. - С.5.
  5. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. - М.: Флинта, 1998. - 48 с.
  6. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М: Международная педагогическая академия, 1995. - 64 с.
  7. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. - С.3-14.
  8. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  9. Гуманистическая и трансперсональная психология. / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2000.
  10. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности// Автореф. дисс.на соис. ученой степени д.псх.н. - Барнаул: БГПУ, 2002. - С.43.
  11. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М., 1995.
  12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 289с.
  13. Калина Н.Ф. О самоактуализации личности (вместо послесловия) // Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. - 304 с.
  14. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психологический журнал. -2008. -Т.5, №4. -С.3-13.
  15. Крысько, В.Г. - Психология и педагогика. Курс лекций [Текст] / В.Г. Крысько - М.: Омега-Л, 2007. - 368 с.
  16. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. -М.: Просвещение, 1971. -186с.
  17. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология: Материалы межгородской конференции. - М.: Наука, 1981.
  18. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г.А. Балла, А.Н. Леонтьева и др. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
  19. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982.
  20. Мотивация и личность.3-е изд. / Абрахам Маслоу. - СПб: Питер, 2003. -352с.
  21. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. - М.: Смысл, 1999. - 112 с.
  22. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн. -М.: Владос, 1999. -Кн.1. Общие основы психологии. -688с.
  23. Педагогика: Учебное пособие /под ред. П.И. Пидкастого - М.: Педагогическое общество Росси, 2000. -256с.
  24. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. - М., 1993. - 47 с.
  25. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.
  26. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.
  27. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1998
  28. Современная психология: Справочное руководство. -М.: ИНФРА-М, 1999. - 569с.
  29. Степанов С. Личностный рост: издержки цивилизации // Школьный психолог. - 2007. - №30.
  30. Столяренко Л. Основы психологи. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -736с.
  31. Теории личности / Хьелл Л., Зиглер Д. -СПб.: Питер, 2003. -608с.
  32. Уварова Г.В. Тренинг личностного роста: Практикум. - Ставрополь, СГУ, 1997. - 60 с.
  33. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. - М., 2001.
  34. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. - М.: Изд-во Б&К, 2000. - 316 с.
  35. Шевцова И. Тренинг личностного роста. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
  36. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. -137с.

 

 

 

 

Приложение №1

 

Самоактуализационный  тест

Инструкция: Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами "а" и "б". Внимательно  прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени  соответствует Вашей точке зрения.

Бланк методики

1

а. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

2

а. Я часто внутренне  смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б. Я редко внутренне  смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

3

а. Мне кажется, что человек  может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б. Мне кажется, что у  человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.

4

а. Я всегда чувствую в  себе силы для преодоления жизненных  невзгод.

б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных  невзгод.

5

а. Я чувствую угрызения  совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

б. Я не чувствую угрызений  совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

6

а. В сложных ситуациях  надо действовать уже испытанными  способами, так как это гарантирует  успех.

б. В сложных ситуациях  надо всегда искать принципиально новые  решения.

7

а. Для меня важно, разделяют  ли другие мою точку зрения.

б. Для меня не слишком  важно, чтобы другие разделяли мою  точку зрения.

8

а. Мне кажется, что человек  должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.

б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.

9

а. Я могу безо всяких угрызений  совести отложить до завтра то, что  я должен сделать сегодня.

б. Меня мучают угрызения  совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.

10

а. Иногда я бываю так  зол, что мне хочется "бросаться" на людей.

б. Я никогда не бываю  зол настолько, чтобы мне хотелось "бросаться" на людей.

11

а. Мне кажется, что в  будущем меня ждет много хорошего.

б. Мне кажется, что мое  будущее сулит мне мало хорошего.

12

а. Человек должен оставаться честным во всем и всегда.

б. Бывают ситуации, когда  человек имеет право быть нечестным.

13

а. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может  иметь отрицательные последствия.

б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно  может привести к дурным последствиям.

14

а. У меня часто возникает  потребность найти обоснование  тем своим действиям, которые  я совершаю просто потому, что мне  этого хочется.

б. У меня почти никогда  не возникает потребности найти  обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

15

а. Я всячески стараюсь избегать огорчений.

б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

16

а. Я часто испытываю  чувство беспокойства, думая о  будущем.

б. Я редко испытываю  чувство беспокойства, думая о  будущем.

17

а. Я не хотел бы отступать  от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что  люди были бы мне благодарны.

б. Я хотел бы совершить  нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.

18

а. Мне кажется, что большую  часть времени я не живу, а как  будто готовлюсь к тому, чтобы  по-настоящему начать жить в

будущем.

б. Мне кажется, что большую  часть времени я не готовлюсь  к будущей "настоящей" жизни, а  живу по-настоящему уже сейчас.

19

а. Обычно я высказываю и  делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.

б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может  грозить осложнениями в отношениях с другом.

20

а. Люди, которые проявляют  повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.

б. Люди, которые проявляют  повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

21

а. Мне не нравится, когда  люди проводят много времени в  бесплодных мечтаниях.

б. Мне кажется, что нет  ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.

22

а. Я часто задумываюсь  о том, соответствует ли мое поведение  ситуации.

б. Я редко задумываюсь  о том, соответствует ли мое поведение  ситуации.

23

а. Мне кажется, что любой  человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые  ставит перед ним жизнь.

б. Я не думаю, что любой  человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые  ставит перед ним жизнь.

24

а. Главное в нашей жизни  – это создавать что-то новое.

б. Главное в нашей жизни  – приносить людям пользу.

25

а. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские  черты характера, а у женщин –  традиционно женские.

б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины  сочетали в себе и традиционно  мужские, и традиционно женские  свойства характера.

26

а. Два человека лучше  всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего  доставить удовольствие другому  в противовес свободному выражению  своих чувств.

б. Два человека лучше  всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего  выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.

27

а. Жестокие и эгоистические  поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.

б. Жестокие и эгоистические  поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.

28

а. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

29

а. Я уверен в себе.

б. Я не уверен в себе.

30

а. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая  работа.

б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.

31

а. Я никогда не сплетничаю.

б. Иногда мне нравится сплетничать.

32

а. Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

б. Я не могу мириться с  противоречиями в самом себе.

33

а. Если незнакомый человек  окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.

б. Если незнакомый человек  окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.

34

а. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне  этого хочется.

б. Мне всегда удается  быть искренним, когда мне этого  хочется.

35

а. Меня редко беспокоит  чувство вины.

б. Меня часто беспокоит  чувство вины.

36

а. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем  я общаюсь, было хорошее настроение.

б. Я не чувствую себя обязанным  делать все от меня зависящее, чтобы  у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

37

а. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление  об основных законах физики.

б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов  физики.

38

а. Я считаю необходимым  следовать правилу "не трать времени  даром".

б. Я не считаю необходимым

следовать правилу "не трать  времени даром".

39

а. Критические замечания  в мой адрес снижают мою  самооценку.

б. Критические замечания  в мой адрес не снижают мою  самооценку.

40

а. Я часто переживаю  из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

б. Я редко переживаю  из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

41

а. Я предпочитаю оставлять  приятное "на потом".

б. Я не оставляю приятное "на потом".

42

а. Я часто принимаю спонтанные решения.

б. Я редко принимаю спонтанные решения.

43

а. Я стремлюсь открыто  выражать свои чувства, даже если это  может привести к каким-либо неприятностям.

б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех  случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.

44

а. Я не могу сказать, что  я себе нравлюсь.

б. Я могу сказать, что  я себе нравлюсь.

45

а. Я часто вспоминаю  о неприятных для меня вещах.

б. Я редко вспоминаю  о неприятных для меня вещах.

46

а. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении  с другими свое недовольство ими.

б. Мне кажется, что в  общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими.

47

а. Мне кажется, что я  могу судить о том, как должны вести  себя другие люди.

б. Мне кажется, что я  не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

48

а. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого.

б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

49

а. При определении того, что хорошо, а что плохо, для  меня важно мнение других людей.

б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.

50

а. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.

б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.

51

а. Меня постоянно волнует  проблема самоусовершенствования.

б. Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.

52

а. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.

б. Достижение счастья –  это главная цель человеческих отношений.

53

а. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным  оценкам.

б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным  оценкам.

54

а. При необходимости человек  может достаточно легко избавиться от своих привычек.

б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.

55

а. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.

б. Мои чувства никогда  не повергают меня в недоумение.

56

а. В некоторых случаях  я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.

б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что  он мне кажется глупым и неинтересным.

57

а. Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.

б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, как удачно складываются отношения  между людьми.

58

а. Я часто перечитываю  понравившиеся мне книги по несколько  раз.

б. Я думаю, что лучше  прочесть какую-либо новую книгу, чем  возвращаться к уже прочитанному.

59

а. Я очень увлечен своей  работой.

б. Я не могу сказать, что  увлечен своей работой.

60

а. Я недоволен своим  прошлым.

б. Я доволен своим прошлым.

61

а. Я чувствую себя обязанным  всегда говорить правду.

б. Я не чувствую себя обязанным  всегда говорить правду.

62

а. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить  себе дурачиться.

б. Существует множество  ситуаций, когда я могу позволить  себе дурачиться.

63

а. Стремясь разобраться  в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.

б. Стремление разобраться  в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому  может оправдать бестактность.

64

а. Обычно я расстраиваюсь  из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

б. Обычно я не расстраиваюсь  из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

65

а. Я чувствую себя обязанным  поступать так, как от меня ожидают  окружающие.

б. Я не чувствую себя обязанным  поступать так, как от меня ожидают  окружающие.

66

а. Интерес к самому себе всегда необходим для человека.

б. Излишнее самокопание  иногда имеет дурные последствия.

67

а. Иногда я боюсь быть самим собой.

б. Я никогда не боюсь  быть самим собой.

68

а. Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие.

б. Лишь немногое из того, что  я делаю, доставляет мне удовольствие.

69

а. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках.

б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.

70

а. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они  это оценили.

б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.

71

а. Человек должен раскаиваться в своих поступках.

б. Человек совсем не обязательно  должен раскаиваться в своих поступках.

72

а. Мне необходимы обоснования  для принятия моих чувств.

б. Обычно мне не нужны  никакие обоснования для принятия моих чувств.

73

а. В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам.

б. В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.

74

а. Я стараюсь никогда  не быть "белой вороной".

б. Я позволяю себе быть "белой  вороной".

75

а. Когда я нравлюсь сам  себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.

б. Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

76

а. Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.

б. Мое прошлое очень  слабо определяет мое будущее.

77

а. Часто бывает так, что  выразить свои чувства важнее, чем  обдумывать ситуацию.

б. Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

78

а. Те усилия и затраты, которых  требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям.

б. Те усилия и затраты, которых  требует познание истины, оправданы  хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.

79

а. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я  делаю.

б. Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я  делаю.

80

а. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

б. Я не доверяю тем  решениям, которые я принимаю спонтанно.

81

а. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

б. Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

82

а. Довольно часто мне  бывает скучно.

б. Мне никогда не бывает скучно.

83

а. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.

б. Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.

84

а. Я легко принимаю рискованные  решения.

б. Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.

85

а. Я стараюсь во всем и  всегда поступать честно.

б. Иногда я считаю возможным  мошенничать.

86

а. Я готов примириться  со своими ошибками.

б. Мне трудно примириться  со своими ошибками.

87

а. Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.

б. Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.

88

а. Дети должны понимать, что  у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

б. Детям не обязательно  осознавать, что у них нет тех  прав и привилегий, что у взрослых.

89

а. Я хорошо знаю, какие  чувства я способен испытывать, а  какие нет.

б. Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

90

а. Я думаю, что большинству  людей можно доверять.

б. Я думаю, что без крайней  необходимости людям доверять не стоит.

91

а. Прошлое, настоящее и  будущее представляются мне как  единое целое.

б. Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым  и будущим.

92

а. Я предпочитаю проводить  отпуск путешествуя, даже если это сопряжено  с большими неудобствами.

б. Я предпочитаю проводить  отпуск спокойно, в комфортабельных  условиях.

93

а. Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.

б. Мне почти никогда  не

нравятся люди, чье поведение  я не одобряю.

94

а. Людям от природы свойственно  понимать друг друга.

б. По природе своей человеку свойственно заботиться о своих  собственных интересах.

95

а. Мне никогда не нравятся сальные шутки.

б. Мне иногда нравятся сальные  шутки.

96

а. Меня любят потому, что  я сам способен любить.

б. Меня любят потому, что  я стараюсь заслужить любовь окружающих.

97

а.Мне кажется, что эмоциональное  и рациональное в человеке не противоречат друг другу.

б. Мне кажется, что эмоциональное  и рациональное в человеке противоречат друг другу.

98

а. Я чувствую себя уверенным  в отношениях с другими людьми.

б. Я чувствую себя неуверенным  в отношениях с другими людьми.

99

а. Защищая собственные  интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.

б. Защищая собственные  интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.

100

а. Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться  в ситуации.

б. Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться  в ситуации.

101

а. Я считаю, что способность  к творчеству – природное свойство человека.

б. Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству.

102

а. Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.

б. Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.

103

а. Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

б. Я никогда не боюсь  показаться слишком нежным.

104

а. Мне легко смириться  со своими слабостями.

б. Мне трудно смириться  со своими слабостями.

105

а. Мне кажется, что я  должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

б. Мне не кажется, что  я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

106

а. Мне часто приходится оправдывать перед самим собой  свои поступки.

б. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой  свои поступки.

107

а. Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться  с тем, насколько это необходимо.

б. Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно.

108

а. Я могу сказать, что  мне нравится большинство людей, которых я знаю.

б. Я не могу сказать, что  мне нравится большинство людей, которых я знаю.

109

а. Иногда я не против того, чтобы мной командовали.

б. Мне никогда не нравится, когда мной командуют.

110

а. Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.

б. Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

111

а. Я часто боюсь совершить  какую-нибудь оплошность.

б. Я не боюсь совершить  какую-нибудь оплошность.

112

а. Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого  результата в работе.

б. Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.

113

а. О человеке никогда  с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой.

б. Обычно о человеке можно  сказать, добрый он или злой.

114

а. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

115

а. Люди часто раздражают меня.

б. Люди редко раздражают меня.

116

а. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я  достиг.

б. Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит  от того, чего я достиг.

117

а. Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого  своего поступка.

б. Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины  каждого своего поступка.

118

а. Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.

б. Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.

119

а. Бывает, что я стыжусь  своих чувств.

б. Я никогда не стыжусь  своих чувств.

120

а. Мне нравится участвовать  в жарких спорах.

б. Мне не нравится участвовать  в жарких спорах.

121

а. У меня не хватает времени  на то, чтобы следить за новинками  в мире искусства и литературы.

б. Я постоянно слежу  за новинками в мире искусства  и литературы.

122

а. Мне всегда удается  руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.

б. Мне не часто удается  руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.

123

а. Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями  в решении моих личных проблем.

б. Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем  общепринятыми представлениями.

124

а. Мне кажется, что для  того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области.

б. Мне кажется, что для  того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно  обладать определенными знаниями в  этой области.

125

а. Я боюсь неудач.

б. Я не боюсь неудач.

126

а. Меня часто беспокоит  вопрос о том, что произойдет в  будущем.

б. Меня редко беспокоит  вопрос о том, что произойдет в  будущем.

Информация о работе Самоактуализация менеджеров сетевой компании