Самоактуализация менеджеров сетевой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить и описать особенности развития самоактуализации менеджера сетевой компании
Задачи курсовой работы:
- провести теоретический обзор и анализ учебной литературы и источников по проблеме исследования;
- раскрыть содержание феномена самоактуализации А. Маслоу и К.Роджерса;
- рассмотреть развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии;
- определить основные направления самоактуализации личности;
- раскрыть элементы самоактуализации личности;
- определить самоактуализацию личности менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года;
- провести диагностику уровня самоактуализации менеджеров сетевой компании, работающих менее одного года.

Содержание работы

Введение ..3
1. Анализ теорий самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………..5
1.1 Феномен самоактуализации А.Маслоу и К. Роджерса: общая характеристика и сравнительный анализ ……………………………………..5
1.2 Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике
и психологии ……………………………………………………………………11
2. Основные направления самоактуализации личности……………………...20
2.1 Элементы самоактуализации личности……………………………………20
2.2 Самоактуализация личности менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года…………………………………………..…………..26
3. Эмпирическое исследование…………………………………………………30
3.1 Организация исследования………………………………………………….30
3.2 Анализ результатов исследования………………………………………….34
Заключение ………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложения……………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 107.95 Кб (Скачать файл)

Новейшие тенденции в  изучении самоактуализации связаны  со смещением интереса исследователей на изучение предельных моментов самоактуализации, возникающих в тех случаях, когда  позитивное решение в проблемно-конфликтной  ситуации крайне затруднительно или  даже невозможно на основании ранее  усвоенных шаблонов поведения.

А.Г. Асмолов [3] пишет о том, что поведение человека может быть понято только как история поведения, а психология личности – только как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Развитие личности сопровождается переходом от формально-ролевого типа взаимоотношений с окружающими к личностно-смысловому типу взаимоотношений в контексте социально-исторического образа жизни. Этот переход осуществляется в проблемно-конфликтных ситуациях, позитивное разрешение которых крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения. Такие ситуации неопределенности возникают не только при наличии внутренних и появлении внешних преград в жизнедеятельности человека, но и в результате постановки человеком перед самим собой сверхзадач. По каким бы причинам такая ситуация не возникла, она ставит человека перед проблемой выбора в неопределенной ситуации, что требует ориентировки личности в сложной системе смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в ситуациях свободного выбора история развития личности становится историей отклоненных и сотворенных ею альтернатив (Б.Ф. Поршнев). С этих позиций А.Г. Асмолов подходит и к изучению феноменов самореализации и самоактуализации. Он пишет, что самоактуализация личности – это самоосуществление «иных культур», имеющее своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, то есть нормотворчество. В процессе самоактуализации рождаются интерсубъективные социальные миры[3,с.118].

Не отрицая того факта, что предпосылки к творческой и надситуативной активности формируются  в процессе успешного решения  человеком адаптационных проблем  и основываются на высоком уровне овладения социальной и индивидуальной компетентностью, - отечественные психологи  считают, что достижение вершин жизни, акме, требует от человека освоения им пятого, смыслового измерения мира действительности.

Таким образом, cамоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

В последние годы возрастает число практически ориентированных  исследований по проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его  профессиональной деятельности, акме, как цели процесса самоактуализации. Идеи теории самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, логопсихотерапии .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные направления самоактуализации личности

 

2.1 Элементы самоактуализации  личности

 

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую  мотивацию развития. Она принимает  свои чувства, импульсы, эмоции и желания  такими, как они есть.

Людям, у которых преобладает  мотивация развития личности, не свойственно  «стремление к покою». У таких  людей удовлетворение потребности  усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща  высокая мотивация достижения. Они  поднимаются над самими собой  и вместо того, чтобы хотеть все  меньше и меньше, хотят все больше и больше - знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет  ее. Развитие, само по себе становится восхитительным и приносящим удовлетворение процессом[24].

У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее 10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или  безуспешной. В большинстве случаев  она вообще не доставляет удовольствия - его доставляет лишь достижения цели.

Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой  жизнью вообще и практически всеми  ее аспектами, в то время как остальные  люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно  именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение «ради  далекой и зачастую недостижимой цели». Здесь будоражащий и возбуждающий «мотив развития» ставится в противолполжность «мотиву ликвидации дефицита», который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.

А. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся  людей с целью выявить характерный  комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям[18]:

1. Более адекватное восприятие  действительности, свободное от  влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков,  интерес к неизведанному. В  самоактуализации человек, достигший  удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет  направление своего движения.

2. Принятие себя и других  такими, какие они есть, отсутствие  искусственных, защитных форм  поведения и неприятие такого  поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие  люди соблюдают установившиеся  ритуалы, традиции и церемонии,  но относятся к ним с должным  юмором. Это не автоматический, а  сознательный конформизм лишь  на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не  собой, а своей жизненной задачей  или миссией. Обычно они соотносят  свою деятельность с универсальными  ценностями и склонны рассматривать  её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому  все они в какой-то степени  философы.

5. Они нередко склонны  к одиночеству и для них  характерна позиция отстранённости  по отношению ко многим событиям  собственной жизни. Это помогает  им относительно спокойно переносить  неприятности и быть менее  подверженными воздействиям извне.  Самореализующимся людям другие  люди практически не нужны,  зато могут становиться помехой.  У них существует пристрастие  к раздумиям в одиночестве.

6. Автономия и независимость  от окружения; устойчивость под  воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны  и самодостаточны. Они подчиняются  прежде всего внутренним, а не  общественным детерминантам или  детерминантам окружения. Этими  детерминантами являются законы  их собственной внутренней природы,  их потенциальные возможности  и способности, их творческие  импульсы, их потребность познать  самих себя и стать более  целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом  деле, чего они на самом деле  хотят, в чем состоит их призвание  или какой должна быть их  судьба. Автономность или относительная  независимость от окружения означают  также стойкость перед лицом  неблагоприятных внешних обстоятельств,  типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового  в уже известном. Богатство  эмоциональных реакций[11].

8. Предельные переживания,  характеризующиеся ощущением исчезновения  собственного "Я". Более частые  прорывы на пик переживания.  Эти переживания помогают изменять  к лучшему мнение человека  о самом себе, вносят изменения  в его отношение к другим  людям и его общение с этими  людьми. Они высвобождают творческие  способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют  в мотивации развития, так как  человек помнит пиковое переживание,  как очень значительное и желанное  событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с  человечеством в целом.

10. Дружба с другими  самоактуализирующимися людьми: узкий  круг людей, отношения с которыми  весьма глубокие. Отсутствие проявлений  враждебности в межличностных  отношениях. Поскольку они в меньшей  степени зависят от других  людей, они меньше страшатся  их, меньше им лгут, менее враждебны  по отношению к ним, меньше  нуждаются в их похвале и  привязанности. Они меньше озабочены  почетом, престижем и наградами.

10. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние  моральные нормы. Самоактуализирующиеся  люди ведут себя нравственно,  они остро чувствуют добро  и зло; они ориентированы на  цели, а средства всегда подчиняют  этим целям. У них обостренное  чувство справедливости, они тонко  чувствуют неправду и фальшь.

13. "Философское" чувство  юмора. Они относятся с юмором  к жизни в целом и к самим  себе, но никогда не считают  смешной чью-либо ущербность или  невзгоды.

14. Креативность (созидательность,  творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся  во всех действиях самоактуализирующейся  личности. Творчество предполагает  открытое, без стеснения и искреннее  выражение и отображение своих  чувств и идей. Самоактуализированная  личность никогда не боится  попасть в неловкое положение,  когда 'творит' свои идеи, поступки, поведение, а также не станет  стесняться или оглядываться  на общественное неодобрение  при создании конкретных произведений  искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное  творчество и прочее. Люди искусства  могут вполне являться самоактуализированными  личностями[11].

15. Более выраженная автономность  и противостояние к приобщению  к какой-либо культуре. Они не  принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат.  Они не конформны, но и не  склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся  к своей культуре, выбирая из  неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со  всей культурой, ощущая себя  в большей степени представителями  человечества в целом, чем представителями  своей страны. Поэтому они нередко  оказываются в изоляции в той  культурной среде, которую они  не желают принять.

По В. Франклу, самоактуализированной  личности присущи такие основные две способности:

- способность к самотрансценденции  и

- способность к самоотстранению[31].

Первая способность выражается в направленности человека на что-то, существующее вне его, в постоянном выходе человека за пределы самого себя.

Вторая - в его возможности  подняться над собой и над  ситуацией, посмотреть на себя со стороны ( по М. М. Бахтину - объективация).

Таким образом, процесс самоактуализации человека рассматривает и описывает  «изнутри» жизни человека, с его  точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей  и путей их достижения. И видится  он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь  с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю  для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и  возможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении  проблем или выбирая те, которые  не соответствуют моим силам и  возможностям, моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу  в результате к столкновению с  более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение  которых будет вынужденным, сузит  возможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.

Сопоставив данное положение  с понятием высокого уровня притязания, который предполагает оптимальное  представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного  развития, мы можем отметить, что самоактуализация предполагает наличие высокого уровня притязания.

С другой стороны, как следует  из характеристик самоактуализирующейся  личности, данные личности обладают уверенностью в себе.

Уверенность в себе - готовность человека решать достаточно сложные  задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи.

Таким образом, самоактуализирующаяся  личность уверена в себе, а уверенный  в себе человек обладает высоким  уровнем притязаний.

 По мнению Е. Б. Лисовской[17] самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

Информация о работе Самоактуализация менеджеров сетевой компании