Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 07:24, курсовая работа
Цель: изучить и описать особенности развития самоактуализации менеджера сетевой компании
Задачи курсовой работы:
- провести теоретический обзор и анализ учебной литературы и источников по проблеме исследования;
- раскрыть содержание феномена самоактуализации А. Маслоу и К.Роджерса;
- рассмотреть развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии;
- определить основные направления самоактуализации личности;
- раскрыть элементы самоактуализации личности;
- определить самоактуализацию личности менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года;
- провести диагностику уровня самоактуализации менеджеров сетевой компании, работающих менее одного года.
Введение ..3
1. Анализ теорий самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………..5
1.1 Феномен самоактуализации А.Маслоу и К. Роджерса: общая характеристика и сравнительный анализ ……………………………………..5
1.2 Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике
и психологии ……………………………………………………………………11
2. Основные направления самоактуализации личности……………………...20
2.1 Элементы самоактуализации личности……………………………………20
2.2 Самоактуализация личности менеджера сетевой компании со стажем работы менее одного года…………………………………………..…………..26
3. Эмпирическое исследование…………………………………………………30
3.1 Организация исследования………………………………………………….30
3.2 Анализ результатов исследования………………………………………….34
Заключение ………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложения……………………………………………………………………...43
1)полное принятие реальности и комформное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);
2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
7) различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);
8) спонтанность, естественность поведения, юмор;
9) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
10) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности[17, с.30].
Конгруэнтность – это соответствие переживания, сознание опыта его настоящему содержанию.
Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».
Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни внутренней гармонии и самоактуализации.
Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей[29].
2.2 Самоактуализация личности менеджера сетевой компании
Личность – сложное социально-
Работа в сетевой компании предполагает наличие у менеджера как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т.д.), так и специфических способностей и качеств личности (наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, такт, умение проектировать развитие личности подготавливаемого к работе человека), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков). В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие интегральные характеристики личности менеджера, обучающего персонал: направленность, знания, способности, умения.
Направленность личности менеджера связана с системой целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с людьми, с желанием обучать и мотивировать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением, нравственными идеалами
Самоактуализация личности менеджера в своей деятельности определяется психологическим содержанием этой деятельности. По мнению В.А. Сластенина[26] и Е.В. Андриенко, она может осуществляться как спонтанный процесс: менеджер реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого этого процесса. Вместе с тем это и управляемый процесс. Управляемость связана с осознанием субъектом собственных индивидуальных свойств и путей их профессиональной актуализации. Необходимость перехода от спонтанности к управляемости порождается противоречием, существующим между субъективной и объективной целесообразностью действий менеджера. Названные противоречия разрешаются через рационализацию механизмов регуляции, заложенных в структуре индивидуальных особенностей личности применительно к конкретным видам деятельности менеджера.
Е.Е. Вахромов[8] рассматривает самоактуализацию как особую специфическую деятельность менеджера, направленную на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в своей деятельности с учетом требований, которые данная деятельность предъявляет специалисту. Самоактуализация изучается в двух аспектах: со стороны ее компонентов - цель (профессиональное саморазвитие), мотивы (оптимальные для данного индивида способы деятельности), процесс достижения цели (обучение), результат (научение и приобретение индивидуального опыта профессионального саморазвития), и со стороны результатов - состояний личности. Рассмотрение самоактуализации менеджера через состояние личности представляется нам весьма плодотворным.
Кроме того, весьма значимым в деятельности менеджера является определение влияния самоактуализации на формирование индивидуального стиля деятельности.
Рассматривая индивидуальный стиль профессиональной деятельности менеджера, можно обнаружить как на основе взаимодействий, в движении с этапа на этап, осуществляемом под воздействием внутренне осознанных противоречий и характеризуемом именно качественными скачками в умениях и способностях, идет изменение его структурно-динамических компонентов.
Сейчас нужно более
глубоко и разносторонне
Следует отметить существующий в обществе социальный образец - образ менеджера как субъекта. Если в технике есть вполне оправданный культ стандарта, в науке о природе тоже есть много общих законов, то в мире людей нужен культ индивидуального подхода: схемы мышления, приводящие к успеху в области наук о природе и в технике, не всегда уместны в применении к человеку, который изобразительно борется за сохранение индивидуальной и групповой качественной определенности, за условия существования и развития. Все вышесказанное позволяет констатировать, что не существует единой стратегии для менеджеров в развитии их индивидуального стиля профессиональной деятельности: стратегии саморегулируемого развития стиля деятельности каждого менеджера уникальны.
Индивидуальные способности, притязания менеджера могут провоцировать его либо обгонять, опережать принятые в профессии нормы, либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности профессиональной деятельности.
Признание и принятие изменившихся психологических приоритетов работы в системе «человек- человек» стимулирует творческий поиск менеджера сетевой компании, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем отношений в профессиональном процессе.
3. Эмпирическое исследование
3.1 Организация
и методика проведения
Исследование проводилось на базе сетевой компании «Амвей». В нашем исследовании приняли участие 30 менеджеров, стаж работы которых составляет менее одного года.
Для исследования самоактуализации менеджеров сетевой компании был использован Самоактуализационной тест (Приложение 1)
Тест САТ является адаптацией
к России теста POI Эверетта Шострома.
Тест разработан на кафедре социальной
психологии МГУ, авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я.
Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз. Самоактуализационной
тест построен по тому же принципу, что
и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый
из которых включает два суждения
ценностного или поведенческого
характера. Суждения не обязательно
являются строго альтернативными. Тем
не менее, испытуемому предлагается
выбрать то из них, которое в большей
степени соответствует его
СAT измеряет самоактуализацию
по двум базовым и ряду дополнительных
шкал. Базовыми являются шкалы Компетентности
во времени и Поддержки. Они независимы
друг от друга и, в отличие от дополнительных,
не имеют общих пунктов. 12 дополнительных
шкал составляют 6 блоков - по две в
каждом. Каждый пункт теста входит
в одну или более дополнительных
шкал и, как правило, в одну базовую.
Таким образом, дополнительные шкалы
фактически включены в основные, они
содержательно состоят из тех
же пунктов. Подобная структура теста
позволяет диагностировать
Базовые шкалы - шкала Компетентности во времени (Тс), шкала поддержки (I)
Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).
Низкий балл свидетельствует
о высокой степени зависимости,
конформности, несамостоятельности
субъекта («извне направляемая» личность),
внешнем локусе контроля. Содержание
данной шкалы, на наш взгляд, наиболее
близко именно к этому последнему
понятию. Как теоретические работы,
так и психологическая практика
свидетельствуют о
Дополнительные шкалы
В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.
1. Шкала Ценностных ориентации
(SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой
степени человек разделяет
2. Шкала Гибкости поведения
(Ех) (24 пункта) диагностирует степень,
гибкости субъекта в
Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.
3. Шкала Сензитивности
к себе (Fr) (13 пунктов) определяет,
в какой степени человек
4. Шкала Спонтанности (S) (14
пунктов) измеряет способность
индивида спонтанно и
Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств.
Первая определяет то, насколько человек
осознает собственные чувства, вторая,
– в какой степени они
5. Шкала Самоуважения (Sr)
(15 пунктов) диагностирует
6. Шкала Самопринятия (Sa)
(21 пункт) регистрирует степень
принятия человеком себя таким,
Информация о работе Самоактуализация менеджеров сетевой компании