Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:15, курсовая работа
Цель: изучить особенности образа Я младших школьников из полных и неполных семей.
Объектом исследования является образ Я младшего школьника.
Предметом исследования выступает образ Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1.2 Формирование Я-образа у
В процессе жизни в обществе ребенок не только социализируется, но и индивидуализируется. Ребенок начинает чувствовать себя не только частью «Мы», но и ощущать свою обособленность и самость, что является наиболее значимым для становления его индивидуальности, в основе которой лежит формирующаяся Я-система. Я-система – это совокупность всех «Я».
В психологии понятия «Я» и «самосознание» нередко рассматривают как идентичные. Но понятие «Я» более широкое, нежеле понятие «самосознание», так как оно содержит в себе осознаваемые и неосознаваемые процессы, чувства, переживания, знания о себе, хотя Я и входит какой-то своей частью в структуру самосознания. «Я» представляет собой целостное, неразрывное единство биологического, психофизиологического и социально-индивидуального. Источниками первых являются органическое самочувствие, самоощущения, чувствования, а источником социального в «Я» - взаимодействие ребенка с другими людьми.
«Я» человека многолико: Я-чувствующее, Я-мыслящее, Я-действующее, Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое, Я-представляемое, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын и т. д. Все эти Я постепенно вычленяются в сознании ребенка, дифференцируются, начинают взаимодействовать друг с другом, определенным образом соотноситься и выстраиваться в некое взаимосвязанное единство, составляющее основу «Я», его систему, имеющую некое устойчивое образование.
Р. Л. Лехи выделил несколько уровней в Я-образе. На первом уровне преобладающим содержанием Я-образа являются ощущения от собственного тела и констатации своих физических данных. Я-образ второго уровня характеризуется тем, что человек способен описать свое поведение и деятельность. При этом он соотносит свое поведение с социальными нормами, с поведением других людей. Этот уровень отражает степень понимания себя на уровне объекта деятельности и поведения. На третьем уровне Я-образа человек в состоянии понять и выразить свои переживания, мотивы, проанализировать свои действия и поступки, в том числе и интеллектуальную деятельность. На этом уровне человек начинает понимать себя как субъекта своей деятельности и поведения, понимать свой внутренний мир [9].
Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования Я-образа период, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я».
Было проведено множество исследований в зарубежной и отечественной психологии, по результатам которых можно проследить как формируется структура Я-образа младших школьников.
Р. Кеган полагает, что у ребенка данного возраста развиваются устойчивые во времени установки по отношению к вещам и людям, в том числе и по отношению к себе. По мнению Р. Кегана, центральными вопросами данного возрастного периода являются сверхдифференцированные вопросы самооценки, компетентности, самопоказа и личностного приукрашивания. Р . Кеган рассматривает школу, культуру сверстников и перестроенную систему семьи как части общей психологической среды, способствующей тому, что у ребенка развивается представление о том, что такое социальная роль сама по себе.
В.С. Мухина в своих исследованиях определила, что младший школьный возраст является периодом глубоких качественных изменений в притязании на признание. В течение первых лет обучения в школе интенсивное развитие получают формы проявления притязания на признание «Я умею быть хорошим», «Я могу быть хорошим», «Я хочу быть хорошим».
О.В. Хухлаева определила, что младший школьный возраст является периодом изменений представлений о временных границах своего прошлого, настоящего и будущего. Также она показала, что у большинства детей уже сформировано устойчивое позитивное отношение к себе, которое проявляется в том, что они принимают преимущественно положительные оценки со стороны других людей. С ее точки зрения, это объясняется тем, что у детей присутствует потребность в признании, которая таким образом и может быть реализована [6].
Дети младшего возраста описывают себя с помощью внешних характеристик и указаний на физические данные, в то время как для старших важным становится акцентирование своих внутренних особенностей и характера взаимоотношений с другими людьми. Результаты исследований позволяют предположить, что образ тела является ведущим фактором, определяющим реакции детей друг на друга в процессе их взаимодействия. Тип телосложения нередко является ориентиром, определяющим отношение к тому или иному ребенку даже учителей.
В исследованиях (Джерсилда, Ливали, Броумли) показано, что по мере взросления увеличивается способность детей ко все более абстрактным и тонким суждениям о себе. Ребенок уже апеллирует к различным психологическим качествам и проявляет определенное понимание своих мотивов и побуждений. Для самоописания детей младшего возраста характерен эгоцентризм, тогда как подростки постепенно осознают необходимость принимать во внимание мнение окружающих людей. Главное место в образе Я занимает деятельность с эгоцентрической направленностью. Явное выделение умений и способностей свидетельствует о немалом значении для младшего школьника своей компетентности; также присутствует скрытое сравнение себя со сверстниками.
Младшие школьники склонны более пространно описывать себя, чем других, в то время как старшие больше пишут о других, чем о себе. В самоописаниях младших школьников можно встретить утверждения, что им что-то нравиться, а что-то не нравится, но при описании других людей подобные оценки практически не используются [8].
Ребенок младшего школьного возраста начинает осознавать не только особенности своего поведения, но и свойства характера, свои переживания, чувства, мысли. Представления о себе приобретают глубину, возникает интерес к новым аспектам образа «Я». Эти представления индивидуализируются, увеличивается вариативность характеристик, которые дети могут увидеть в себе.
Таким образом, в структуре Я-образа ребенка младшего школьного возраста можно выделить пять наиболее типичных областей содержания: «твердость – мягкость характера», «высокий уровень физической активности – низкий уровень физической активности», «социальная нормативность – отсутствие социальной нормативности», «высокий уровень школьной компетентности – низкий уровень школьной компетентности», «инфантильная привлекательность – непривлекательность для взрослых», но более четкой структура Я-концепции становится во второй половине младшего школьного возраста. К концу младшего школьного возраста происходят изменения и в содержании Я-образа: наблюдается смещение интереса от событийной стороны жизни к своему внутреннему миру, а также увеличение степени разнообразия свойств и увеличение индивидуальных различий в их самоописаниях. В представлениях ребенка о своей школьной компетентности происходят изменения в использовании атрибутивных схем успеха – неуспеха при усвоении знаний, умений и навыков [6].
Важно отметить о таком личностном образовании, закрепляющемся в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности.
Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения в целом [8].
Условно выделяют 3 группы детей с разными уровнями сформированных представлений о себе:
1) адекватные и устойчивые представления о себе (дети характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотивы, рефлексией; они более ориентируются на собственные знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля);
2) неадекватные и неустойчивые представления о себе (дети плохо разбираются в себе, слабо анализируют свои поступки; число осознаваемых черт и качеств личности невелико и не всегда адекватно; такие дети постоянно нуждаются во внешнем контроле и поддержке);
3) ориентация на характеристики, данные ребенку другими, особенно взрослыми (дети почти не ориентируются в своем внутреннем мире; представления о себе расплывчаты и неадекватны, подвержены внешним мнениям; самооценка неадекватная; они плохо ориентируются в практической деятельности на свои реальные возможности и способности).
Но как бы то ни было, с возрастом адекватность самовосприятия нарастает. Это совершается как в процессе общения с другими, так и в процессе собственной оценочной деятельности ребенка. Показательно, что если первоклассники, характеризуя себя, используют «черно-белую терминологию» («плохой—хороший», «добрый—злой», «смелый—трус» и т.п.), то третьеклассники демонстрируют более богатый и дифференцированный психологический словарь для описания своего поведения и других, качеств характера и т.д.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте у детей формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Основным достижением младшего школьного возраста в области развития образа Я, по мнению С. Хартер, является дифференциация и интеграция представлений ребенка о себе. Постепенно самооценка приобретает такие качества, как рефлексивность, дифференцированность, устойчивость, адекватность. При этом наибольшее влияние на самооценку ребенка оказывают школьная успеваемость и оценки учителя, хотя роль родителей на данном возрастном этапе также сохраняется. Общая самооценка как ощущение собственной ценности и значимости остается и в младшем школьном возрасте одним из важнейших показателей психологического благополучия ребенка. Поэтому очень важно, сформировать положительный образ Я ребенка, поскольку то, что человек думает о себе, оказывает глубокое влияние на всю его последующую жизнь. То, чего человек сможет добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от самооценки.
1.3 Влияние детско-родительских
отношений на формирование Я-
Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.
Семейные условия,
включая социальное положение,
род занятий, материальный уровень
и уровень образования родителей,
в значительной степени влияют
на личность ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания,
которое дают ему родители,
на ребенка воздействует
вся внутрисемейная атмосфера, характер
взаимоотношений между ее
Семья в силу своих воспитательных возможностей, в силу взаимных эмоциональных отношений и всего комплекса взаимодействий между своими членами, представляющими определенные личностные образцы, создает конкретные условия для физического, психического и социального развития ребенка. Благодаря этим воздействиям семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка, и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка, и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.
В контактах со взрослыми ребенок создает себе образ собственного «Я», понятие о котором развивается под влиянием одобрения людей, которые пользуются авторитетом в общественной среде. А первые такие лица в жизни ребенка обычно – родители. Для формирования собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное
мнение [11].
Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребенка положительную Я-концепцию, был Л.Д. Стотт. Он установил, что у кого дома царит атмосфера взаимного доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, и в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, где царит разлад, менее приспособлены [7].
Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитательных действий.
Дети очень чутко и быстро улавливают даже малейшие нюансы в отношениях родителей между собой. Взаимоотношения матери и отца для ребенка постепенно становятся образцом для подражания. Если родители между собой доброжелательны, дружны, помогают друг другу, то подобные отношения у них формируются и с детьми, которые в свою очередь так же будут относиться ко всем окружающим их людям. Если родители враждуют, постоянно ссорятся за лидерство в семье, то и дети, как правило, ведут себя так же [11].
А.И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.
В ряде исследований (Л.И. Божович, Т.В. Соколова, И.И. Чеснокова, Г. Фидгор и др.) было подтверждено, что связь между самоотношением и отношением других раскрывается как интроекция: путем идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры материнского отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего» [9, С.36]. Таким образом, принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к непринятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного «Я» ребенка. Он значительно раньше начинает чувствовать себя существом любимым или отвергаемым, чем приобретает способность и средства самопознания и самооценивания [22].