Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:15, курсовая работа
Цель: изучить особенности образа Я младших школьников из полных и неполных семей.
Объектом исследования является образ Я младшего школьника.
Предметом исследования выступает образ Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:
а) у детей из неполных семей менее благоприятная семейная ситуация и более высокий уровень тревожности, чем у детей из полных семей. Это может быть связано с нехваткой теплоты дома, любви и ласки. Нередко взрослые распространяют на ребенка негативные аспекты своих переживаний. Также повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной приспособленности ребенка к тем социальным ситуациям, в которых он находится.
б) несмотря на благоприятную семейную ситуацию в полных семьях уровень конфликтности выше, чем в неполных семьях. Возможно, это связано с тем, что в полных семьях выше контроль, родители стремятся завуализировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием. Также причинами конфликтности могут послужить нарушения взаимоотношений взрослых между собой и наличием в семье нескольких поколений, которые между собой конфликтуют.
в) как в полных семьях, так и в неполных чувство неполноценности дети испытывают в равной степени. Данное чувство у них возникает от того, что родители ставят перед детьми повышенные ожидания и требования, которым ребенок не может соответствовать. Родители не принимают ребенка таким, какой он есть. Отвергающее, то есть неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности.
г) враждебность в семейной ситуации выше у детей из неполных семей, чем у детей из полных семей. Это может быть связано с недоброжелательностью или невниманием со стороны взрослых, окружающих ребенка.
Для вторичной обработки данных использовался метод Фишера, с помощью которого сравниваются две выборки по количественно определенным признакам.
Для подсчета используется следующая формула:
, где
n1 - количество человек в первой группе,
n2 – количество человек во второй группе.
Величины определяем по таблице для первой и второй группы[27, с. 309].
Критические величины для этого критерия:
Результаты, полученные при подсчете по критерию Фишера представлены в таблице3.
Таблица 3.
Симптомокомплексы |
|||
Благоприятная семейная ситуация |
1,897 |
1,571 |
0,82 |
Тревожность |
1,897 |
2,237 |
0,86 |
Конфликтность в семье |
1,679 |
1,369 |
0,78 |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
0,979 |
0,927 |
0,13 |
Враждебность |
0,979 |
1,159 |
0,45 |
Оценка статистической достоверности данных показала, что все полученные величины по всем пяти симптомокомплексам попадают в зону незначимости. Следовательно, существенных различий по определенным признакам в полных и неполных семьях не выявлено.
Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что утрата одного из родителей вследствие развода или иных изменений влияет на развитие ребенка меньше, чем отсутствие эмоциональной связи между членами семьи, и в первую очередь между родителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы были проанализированы литературные источники по проблеме формирования положительного образа Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. Для проведения исследования были выбраны методики «Лесенка» для измерения уровня самооценки младшего школьника и проективная методика «Рисунок семьи» для выявления межличностных отношений между ее членами.
По результатам проведения методики «Лесенка» были получены данные, которые свидетельствуют о том, что значительных отличий в уровне самооценки детей из полных и неполных семей не выявлено. Это можно объяснить тем, что дети младшего школьного возраста все еще стремятся иметь положительную самооценку и это является особенностью данного возраста.
В процессе исследования был проведен анализ рисунков детей из полных и неполных семей, исходя из которого можно сделать следующие выводы:
а) у детей из неполных семей менее благоприятная семейная ситуация и более высокий уровень тревожности, чем у детей из полных семей. Это может быть связано с нехваткой теплоты дома, любви и ласки. Нередко взрослые распространяют на ребенка негативные аспекты своих переживаний. Также повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной приспособленности ребенка к тем социальным ситуациям, в которых он находится.
б) несмотря на благоприятную семейную ситуацию в полных семьях уровень конфликтности выше, чем в неполных семьях. Возможно, это связано с тем, что в полных семьях выше контроль, родители стремятся завуализировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием. Также причинами конфликтности могут послужить нарушения взаимоотношений взрослых между собой и наличием в семье старших поколений, которые между собой конфликтуют.
в) как в полных семьях, так и в неполных чувство неполноценности дети испытывают в равной степени. Данное чувство у них возникает от того, что родители ставят перед детьми повышенные ожидания и требования, которым ребенок не может соответствовать. Родители не принимают ребенка таким, какой он есть. Отвергающее, то есть неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности.
г) враждебность в семейной ситуации выше у детей из неполных семей, чем у детей из полных семей. Это может быть связано с недоброжелательностью или невниманием со стороны взрослых, окружающих ребенка.
Далее была проведена оценка статистической достоверности данных с помощью критерия Фишера, которая показала, что существующие незначительные различия по симптомокомплексам между полными и неполными семьями не значимы.
Подводя итоги по исследованию, можно сделать вывод, что для развития ребенка и формирования положительного образа Я важен не состав семьи, а внутрисемейная атмосфера, особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности. Поэтому в силах родителей создать благоприятный климат для полноценного развития своего ребенка. Поскольку это условие является основным для развития положительного Я-образа ребенка, адекватной самооценки и личности в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина. – М. , 1976. – 422 с.
2 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1998.
3 Якобсон, С.Г. Становление ранних форм самосознания детей / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2009. - № 1. – С. 12 – 22
4 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
5 Кураев, Г.А., Пожарская, Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. / Г.А. Кураев. – Ростов-на-Дону, 2002.
6 Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. – 158 с.
7 Архиреева, Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника / Т.В. Архиреева //Вопросы психологии. – 2006. - № 3. – С. 67 – 77.
8 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986.
9 Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.
10 www.psyjourhals.ru
11 Земска, М. Семья и личность / М. Земска. – М. : Прогресс, 1986.
12 Кулагина, И.Ю. Младший школьник: развитие личности / И.Ю. Кулагина. – М. : МГППУ, 2007.
13 Мир детства: Младший школьник / Под. Ред. А.Г. Хрипковой – 2-е изд., доп. – М. : Педагогика, 1988.
14 Медведская, Е.И. Мы глазами детей / Е.И. Медведская. – Минск «Бестпринт», 1997.
15 Дубровина, И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под. Ред. И.В. Дубровиной – 2-е изд., стереотипное. – Москва «Академия», 1999.
16 Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
17 Кон, И.С. Отец / И.С. Кон // Неделя. – 1979. - № 11.
18 Королева, С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей / С.А. Королева // Психологическая наука и образование. – 2003. - № 4
19 Сюллеро, Г.Л. Надо вернуть детям отцов! / Г.Л. Сюллеро // Литературная газета. – 1994. – 16 марта.
20 Лангмейер, Й, Матейчик, З. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик. – Прага, 1984.
21 Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 1997. - № 7.
22 Чеснова, И.Г. Межличностные отношения
в семье как фактор
23 Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности / В.В. Столин. – М., 1985. – 420 с.
24 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М., 1997.
25 Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М., 2000.
26 Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-
27 Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. – М. : Моск. Психолого-социальный институт. Флинта, 2002. – 336 с. – (Библиотека психолога)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………
1 Психологическое содержание младшего
школьного возраста…………..................
1.1 Общая характеристика младшего школьника ………………………………………………..5
1.2 Формирование Я-образа у
1.3 Влияние детско-родительских отношений на формирование Я-образа у ребенка ……….13
2 Исследование особенностей Я-
и неполных семей ………………………………
2.1 Организация исследования………………
2.2 Результаты и их обсуждение…………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
1. Благоприятная семейная |
1. Общая деятельность всех |
0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке |
0,1 | |
3. Преобладание всех членов семьи |
0,2 | |
4. Отсутствие изолированных |
0,2 | |
5. Отсутствие штриховки |
0,1 | |
6. Хорошее качество линии |
0,1 | |
7. Отсутствие показателей |
0,2 | |
8. Адекватное распределение |
0,1 | |
9. Другие возможные признаки |
0,1 | |
2. Тревожность |
1. Штриховка |
0,1,2 |
2. Линия основания – пол |
3 | |
3. Линия над рисунком |
0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом |
0,1 | |
5. Стирание |
0,1 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям |
0,1,2 | |
7. Преобладание вещей |
0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии |
0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных |
0,1 | |
10. Другие возможные признаки |
0,1 | |
3. Конфликтность в семье |
1. Барьеры между фигурами |
0,2 |
2. Стирание отдельных фигур |
0,1 | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур |
2 | |
4. Выделение отдельных фигур |
0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур |
0,2 | |
6. Неадекватная величина |
0,2 | |
7. Несоответствие вербального |
0,2 | |
8. Преобладание вещей |
0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке |
0,1 | |
10. Член семьи, стоящий за спиной |
0,2 | |
11. Другие возможные признаки |
0,1 | |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1. Автор рисунка |
0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа |
0,2 | |
3. Линия слабая, прерывистая |
0,1 | |
4. Изоляция автора от других |
0,2 | |
5. Маленькие фигуры |
0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора |
0,1 | |
7. Отсутствие автора |
0,2 | |
8. Автор стоит спиной |
0,1 | |
9. Другие возможные признаки |
0,1 | |
5. Враждебность в семейной |
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа |
0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры |
0,1 | |
3. Зачеркнутая фигура |
0,2 | |
4. Деформированная фигура |
0,2 | |
5. Обратный профиль |
0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны |
0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые |
0,1 | |
8. Другие возможные признаки |
0,1 |