Самооценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности образа Я младших школьников из полных и неполных семей.
Объектом исследования является образ Я младшего школьника.
Предметом исследования выступает образ Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Файлы: 1 файл

курсовая 5 к.особенности образа Я у младших школьников (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 88.02 Кб (Скачать файл)

 

Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:

а) у детей из неполных семей менее благоприятная семейная ситуация и более высокий уровень тревожности, чем у детей из полных семей. Это может быть связано с нехваткой теплоты дома, любви и ласки. Нередко взрослые распространяют на ребенка негативные аспекты своих переживаний. Также повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной приспособленности ребенка к тем социальным ситуациям, в которых он находится.

б) несмотря на благоприятную семейную ситуацию в полных семьях уровень конфликтности выше, чем в неполных семьях. Возможно, это связано с тем, что в полных семьях выше контроль, родители стремятся завуализировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием. Также причинами конфликтности могут послужить нарушения взаимоотношений взрослых между собой и наличием в семье нескольких поколений, которые между собой конфликтуют.

в)  как в полных семьях, так и в неполных чувство неполноценности дети испытывают в равной степени. Данное чувство у них возникает от того, что родители ставят перед детьми повышенные ожидания и требования, которым ребенок не может соответствовать. Родители не принимают ребенка таким, какой он есть. Отвергающее, то есть неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности.

г) враждебность в семейной ситуации выше у детей из неполных семей, чем у детей из полных семей. Это может быть связано с недоброжелательностью или невниманием со стороны взрослых, окружающих ребенка.

 Для вторичной обработки данных использовался метод Фишера, с помощью которого сравниваются две выборки по количественно определенным признакам.

Для подсчета   используется следующая формула:

 

                          , где                                                   (1)                                                   

 

n1 -  количество человек в первой группе,

n2 – количество человек во второй группе.

Величины   определяем по таблице для первой и второй группы[27, с. 309].

 

Критические величины для этого критерия:

 

Результаты, полученные при подсчете по критерию Фишера представлены в таблице3.

 

Таблица 3.

 

Симптомокомплексы

     

Благоприятная семейная ситуация

1,897

1,571

0,82

Тревожность

1,897

2,237

0,86

Конфликтность в семье

1,679

1,369

0,78

Чувство неполноценности в семейной ситуации

0,979

0,927

0,13

Враждебность

0,979

1,159

0,45


 

Оценка статистической достоверности данных показала, что все полученные величины по всем пяти симптомокомплексам попадают в зону незначимости. Следовательно, существенных различий по определенным признакам в полных и неполных семьях не выявлено.

Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что утрата одного из родителей вследствие развода или иных изменений влияет на развитие ребенка меньше, чем отсутствие эмоциональной связи между членами семьи, и в первую очередь между родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе работы были проанализированы литературные источники по проблеме формирования положительного образа Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. Для проведения исследования были выбраны методики «Лесенка» для измерения уровня самооценки младшего школьника и проективная методика «Рисунок семьи» для выявления межличностных отношений между ее членами.

По результатам проведения методики «Лесенка» были получены данные, которые свидетельствуют о том, что значительных отличий в уровне самооценки детей из полных и неполных семей не выявлено. Это можно объяснить тем, что дети младшего школьного возраста все еще стремятся иметь положительную самооценку и это является особенностью данного возраста.

В процессе исследования был проведен анализ рисунков детей из полных и неполных семей, исходя из которого можно сделать следующие выводы:

а) у детей из неполных семей менее благоприятная семейная ситуация и более высокий уровень тревожности, чем у детей из полных семей. Это может быть связано с нехваткой теплоты дома, любви и ласки. Нередко взрослые распространяют на ребенка негативные аспекты своих переживаний. Также повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной приспособленности ребенка к тем социальным ситуациям, в которых он находится.

б) несмотря на благоприятную семейную ситуацию в полных семьях уровень конфликтности выше, чем в неполных семьях. Возможно, это связано с тем, что в полных семьях выше контроль, родители стремятся завуализировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием. Также причинами конфликтности могут послужить нарушения взаимоотношений взрослых между собой и наличием в семье старших поколений, которые между собой конфликтуют.

в)  как в полных семьях, так и в неполных чувство неполноценности дети испытывают в равной степени. Данное чувство у них возникает от того, что родители ставят перед детьми повышенные ожидания и требования, которым ребенок не может соответствовать. Родители не принимают ребенка таким, какой он есть. Отвергающее, то есть неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности.

г)  враждебность в семейной ситуации выше у детей из неполных семей, чем у детей из полных семей. Это может быть связано с недоброжелательностью или невниманием со стороны взрослых, окружающих ребенка.

Далее была проведена оценка статистической достоверности данных с помощью критерия Фишера, которая показала, что существующие незначительные различия по симптомокомплексам между полными и неполными семьями не значимы.

Подводя итоги по исследованию, можно сделать вывод, что для развития ребенка и формирования положительного образа Я важен не состав семьи, а внутрисемейная атмосфера, особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности. Поэтому в силах родителей создать благоприятный климат для полноценного развития своего ребенка. Поскольку это условие является основным для развития положительного Я-образа ребенка, адекватной самооценки и личности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Матюхина, М.В. Психология младшего  школьника / М.В. Матюхина. – М. , 1976. – 422 с.

2 Божович, Л.И. Личность и ее формирование  в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1998.

3 Якобсон, С.Г. Становление ранних  форм самосознания детей / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2009. -  № 1. – С. 12 – 22

  4 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина. -  4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

5 Кураев, Г.А., Пожарская, Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. / Г.А. Кураев. – Ростов-на-Дону, 2002.

6 Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение  младших школьников и факторы  его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ имени  Ярослава Мудрого, 2008. – 158 с.

7 Архиреева, Т.В. Влияние родительского  воспитания на самоотношение  младшего школьника / Т.В. Архиреева //Вопросы психологии. – 2006. - № 3. –  С. 67 – 77.

8 Бернс, Р. Развитие Я-концепции  и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986.

9 Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.

10 www.psyjourhals.ru

11 Земска, М. Семья и личность / М. Земска. – М. : Прогресс, 1986.

12 Кулагина, И.Ю. Младший школьник: развитие личности / И.Ю. Кулагина. –  М. : МГППУ, 2007.

13 Мир детства: Младший школьник / Под. Ред. А.Г. Хрипковой – 2-е изд., доп. – М. : Педагогика, 1988.

14 Медведская, Е.И. Мы глазами детей / Е.И. Медведская. – Минск «Бестпринт», 1997.

15 Дубровина, И.В. Практикум по возрастной  и педагогической психологии / Под. Ред. И.В. Дубровиной – 2-е изд., стереотипное. – Москва «Академия», 1999.

16 Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

17 Кон, И.С. Отец / И.С. Кон // Неделя. – 1979. - № 11.

18 Королева, С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей / С.А. Королева // Психологическая наука и образование. – 2003. - № 4

19 Сюллеро, Г.Л. Надо вернуть детям  отцов! / Г.Л.  Сюллеро // Литературная  газета. – 1994. – 16 марта.

20 Лангмейер, Й, Матейчик, З. Психическая  депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик. – Прага, 1984.

21 Дементьева, И.Ф. Негативные факторы  воспитания детей в неполной  семье / И.Ф. Дементьева // Социологические  исследования. – 1997. - № 7.

22 Чеснова, И.Г. Межличностные отношения  в семье как фактор формирования  эмоционально-ценностного самоотношения  подростка / И.Г. Чеснова. – М. , 1987. – 224 с.

23 Столин, В.В. Познание себя и  отношение к себе в структуре  самосознания личности / В.В. Столин. – М., 1985. – 420 с.

24 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания  в психологии / И.И. Чеснокова. – М., 1997.

25 Захаров, А.И. Происхождение детских  неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М., 2000.

26 Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной  сферы дошкольников, живущих в  неполной семье / Е.О. Смирнова// Вопросы  психологии. – 1999. - № 6.

27 Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика  для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. – М. : Моск. Психолого-социальный  институт. Флинта, 2002. – 336 с. – (Библиотека  психолога)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………………………3

1 Психологическое содержание младшего школьного возраста…………...................................5

1.1 Общая характеристика младшего  школьника ………………………………………………..5

1.2 Формирование Я-образа у младших  школьников ……………………………………………9

1.3 Влияние детско-родительских  отношений на формирование Я-образа у ребенка ……….13

2 Исследование особенностей Я-образа  у детей младшего школьного  возраста из полных

 и неполных семей ………………………………………………………………………………...24

2.1 Организация исследования……………………………………………………………………24

2.2 Результаты и их обсуждение………………………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………………………………29

Список использованных источников……………………………………………………………..31

Приложения………………………………………………………………………………………..33 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 


 



 

 



 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1. Благоприятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов  семьи

0,2

2. Преобладание людей на рисунке

0,1

3. Преобладание всех членов семьи

0,2

4. Отсутствие изолированных членов  семьи

0,2

5. Отсутствие штриховки

0,1

6. Хорошее качество линии

0,1

7. Отсутствие показателей враждебности

0,2

8. Адекватное распределение людей  на листе

0,1

9. Другие возможные признаки

0,1

2. Тревожность

1. Штриховка

0,1,2

2. Линия основания – пол

3

3. Линия над рисунком

0,1

4. Линия с сильным нажимом

0,1

5. Стирание

0,1

6. Преувеличенное внимание к  деталям

0,1,2

7. Преобладание вещей

0,1

8. Двойные или прерывистые линии

0,1

9. Подчеркивание отдельных деталей

0,1

10. Другие возможные признаки

0,1

3. Конфликтность в семье

1. Барьеры между фигурами

0,2

2. Стирание отдельных фигур

0,1

3. Отсутствие основных частей  тела у некоторых фигур

2

4. Выделение отдельных фигур

0,2

5. Изоляция отдельных фигур

0,2

6. Неадекватная величина отдельных  фигур

0,2

7. Несоответствие вербального описания  и рисунка

0,2

8. Преобладание вещей

0,1

9. Отсутствие на рисунке некоторых  членов семьи

0,1

10. Член семьи, стоящий за спиной

0,2

11. Другие возможные признаки

0,1

4. Чувство неполноценности в  семейной ситуации

1. Автор рисунка непропорционально  маленький

0,2

2. Расположение фигур на нижней  части листа

0,2

3. Линия слабая, прерывистая

0,1

4. Изоляция автора от других

0,2

5. Маленькие фигуры

0,1

6. Неподвижная по сравнению с  другими фигура автора

0,1

7. Отсутствие автора

0,2

8. Автор стоит спиной

0,1

9. Другие возможные признаки

0,1

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Одна фигура на другом листе  или на другой стороне листа

0,2

2. Агрессивная позиция фигуры

0,1

3. Зачеркнутая фигура

0,2

4. Деформированная фигура

0,2

5. Обратный профиль

0,1

6. Руки раскинуты в стороны

0,1

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8. Другие возможные признаки

0,1

Информация о работе Самооценка