Самооценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности образа Я младших школьников из полных и неполных семей.
Объектом исследования является образ Я младшего школьника.
Предметом исследования выступает образ Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Файлы: 1 файл

курсовая 5 к.особенности образа Я у младших школьников (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 88.02 Кб (Скачать файл)

Положение мальчиков в таких семьях усугубляется еще и тем, что в неполных семьях матери чаще, чем в полных, проживают вместе со своими родителями. Для неполных семей характерна инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка.

У детей из неполных семей также наблюдается нарушения самооценки. Используя различные проективные методики («Моя семья», «Автопортрет», «Рисунок папы, мамы») и личностные тесты («Лесенка», «Три желания» и др.). С.А. Королева обследовала детей 6-8 лет. Как показали результаты данного исследования, у детей из неполных семей образ себя носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье. Кроме того, самооценка детей, переживших развод, носит менее дифференцированный характер по сравнению с детьми из полных семей.

Было также обнаружено, что вещественные желания таких детей преобладают над социальными [18].

Другим возможным объяснением отсутствия уверенности и устойчивости в социальном включении может быть мнение Й. Лангмейера. По ее словам, мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, а отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу - «мать нас приводит к человеку, а отец к людям». В неполной же семье ребенок, научившись от матери принятию, в отсутствие отца не научается отдавать. А ведь и то, и другое необходимо для гармоничного развития личности [20].

У детей из неполных семей наблюдается также и деформация идентификации с родителями. Так, около 40% детей из неполных семей категорически не желающих быть похожими на кого-либо из родителей, в то время как дети из полных семей – менее 30%. По мнению автора, данные показатели отражают проблемы воспитания, имеющие место в семьях с одним родителем. Среди них - заниженный авторитет как совместно проживающего с ребенком родителя, так и отсутствующего в семье. Все это повышает степень риска при взаимодействии детей из неполных семей с социальным окружением, деформируют развитие личности ребенка.

По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сфере ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями.

Исследуя особенности полоролевого поведения детей из неполных семей, психологи отмечают чрезмерную закомплексованность  тех из них, кто воспитывался либо овдовевшей матерью, либо матерью-одиночкой. Особенно это касается девочек. Они внешне и внутренне зажаты, скованы.

Таким образом, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Отмечается, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленные, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского.

Для ребенка из неполной семьи ситуация полной семьи кажется нереальной. Мама для него реальна, когда она одна, но если появляется папа, мама теряет реальность; ребенок не знает, как должна вести себя мама, если присутствует папа; если отца никогда не было, то ребенок теряется и не может представить функции даже знакомых ему лиц.

Мальчики из неполных семей не могут определить функции отца в семейной ситуации, так как для ребенка она нереальна. Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности.  Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет.

Если матери приходиться воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать-ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполной семье может стать деформация личности ребенка. Однако возможны и иные случаи. Ученые, например, отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой матерью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у тех детей, чьи психические потребности (в заботе, в учении и в эмоциональном самоутверждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашли полное удовлетворение. Потребность в социальной ориентации становится проблематичной. Но и здесь, как показывают наблюдения психологов, для одинокой матери не все потеряно. Если ребенок эмоционально развит, если у него установились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве с лицом противоположного пола.

Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограничения развития [11].

Обобщая сказано выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки).

 

Семья является главной воспитывающей средой, и поэтому она несет ответственность за ребенка. Хотелось бы отметить, что утрата одного из родителей вследствие развода или иных изменений влияет на развитие ребенка меньше, чем отсутствие эмоциональной связи между членами семьи, и в первую очередь между родителями. Поэтому в силах родителей создать благоприятный климат для полноценного развития своего ребенка. Поскольку это условие является основным для развития положительного Я-образа ребенка, адекватной самооценки и личности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

2  Исследование Я-образа у  детей младшего школьного возраста  из полных и неполных семей

 

2.1 Организация исследования

 

Данное исследование по выявлению особенностей образа Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей было проведено среди учащихся начальных классов СОШ № 9 г. Бреста. В исследовании принимало участие 18 детей из полных семей и 10 детей из неполных семей.

Объектом исследования является образ Я младшего школьника.

Предметом исследования выступает образ Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Анализ литературы, посвященной  изучению личности младшего школьника  и проблеме формирования положительного  образа Я детей данного возраста  из полных и неполных семей.

2. Подбор диагностических методик  для выявления особенностей образа  Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.

3. Измерение уровня самооценки  у младшего школьника.

4. Сравнение выявленных особенностей образа Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.

5. Осуществление оценки статистической достоверности данных посредством метода критерия Фишера.

В данном исследовании использовались следующие методики:

Методика «Лесенка».

 Предназначена для определения  уровня самооценки ребенка. Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящий из десяти ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (Приложение А).

Инструкция: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя?

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная);

8-10 ступенька - высокий уровень  самооценки (завышенная).

Методика «Рисунок семьи»  Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений (отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие им своей роли в семье, характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожность).

Ребенку предлагается простой карандаш чистый лист А4. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать каких-то указаний и уточнений; на вопросы отвечать уклончиво: «Рисуй так, как тебе хочется».

Интерпретация методики «Рисунок семьи»

Для интерпретации психологу необходимо располагать объективной информацией:

а) о возрасте исследуемого ребенка;

б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

В системе количественной оценки «Рисунка семьи» учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализируются по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

1). Благоприятная семейная ситуация

2). Тревожность

3). Конфликтность в семье

4). Чувство неполноценности в семейной ситуации

5). Враждебность в семейной ситуации  (Приложение Б)

Для вторичной обработки полученных данных был использован математический метод статистической обработки критерий Фишера.

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборочных значений по частоте встречаемости какого-либо признака. Это критерий можно применять для оценки различий в любых двух выборках зависимых или независимых. С его помощью можно сравнивать показатели одной и той же выборки, измеренные в разных условиях [27].

 

 

 

2.2 Результаты и их обсуждение

 

По результатам измерения уровня самооценки младших школьников из полных и неполных семей можно сделать следующий вывод: значительных отличий в уровне самооценки у детей из полных и неполных семей не выявлено. Таблица 1 наглядно демонстрирует, что у большинства детей из полных и неполных семей самооценка высокая.

 

Таблица 1 – Уровень самооценки

 

       Состав семьи

Самооценка

заниженная

адекватная

высокая

Полная семья

1

6

11

Неполная семья

-

3

7


 

Это можно объяснить тем, что ребенок младшего школьного возраста все еще продолжает стремиться иметь положительную самооценку. «Я хороший» - это внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе в данном возрасте.

Также в данной работе был проведен анализ рисунков детей из полных и неполных семей. Таблица 2 наглядно демонстрирует, что существуют незначительные отличия по симптомокомплексам у полных и неполных семей.

 

Таблица 2 – Процентное соотношение по симптомокомплексам

 

Симптомокомплекс

Полная семья

Неполная семья

Благоприятная семейная ситуация

67%

50%

Тревожность

67%

90%

Конфликтность в семье

55%

40%

Чувство неполноценности в семейной ситуации

22%

20%

Враждебность в семейной ситуации

22%

30%

Информация о работе Самооценка