Самоопределение в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.
Центральный психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. “Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С. Кон, - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст ”.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте
1.2 Профессиональное самоопределение и его становление в раннем
юношеском возрасте
Особенности ценностно-смыслового самоопределения и проблемы
рефлексии в позднем юношеском возрасте
1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения
ГЛАВА 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРС. ПО ПСИХ. 2.docx

— 66.70 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1  Личностное самоопределение  в юношеском возрасте

1.2  Профессиональное самоопределение  и его становление в раннем 

        юношеском  возрасте

    1. Особенности ценностно-смыслового самоопределения и проблемы 

рефлексии в позднем юношеском  возрасте

1.4  Взаимосвязь профессионального  и личностного самоопределения

 

ГЛАВА 2

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой  является переход от детства к  взрослому возрасту.

Центральный психический  процесс переходного возраста - развитие самосознания. “Периодом возникновения  сознательного “”я”, - пишет И.С. Кон, - “как бы постепенно ни формировались  отдельные его компоненты, издавна  считается подростковый и юношеский  возраст ”.

В связи с явлением акселерации  границы подросткового возраста сдвинулись вниз, и в настоящее  время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность (15-17 лет) только начало этого сложного этапа развития, который завершается  примерно к 20 -21 годам.

Развитие самосознания в  подростковом и раннем юношеском  возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически  едина у исследователей разных школ и направлений, авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает  процесс развития самосознания в  этот период: примерно в 11 лет у подростка  возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Социальный статус юношества  неоднороден. Деятельность и ролевая  структура личности на этом этапе  уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.

Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов  и ответственности.

Промежуточность общественного  положения и статуса юношества  определяет и некоторые особенности  его психики. Юношей еще остро  волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная  возрастная специфика, право на автономию  от старших и т.д. Но социальное и  личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение  своего места во взрослом мире.

Цель курсовой работы заключается в изучении становления личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

 

Предметом являются свойства личности, показатели личностного самоопределения, мотивация выбора профессии и профессиональная направленность юношей и девушек.

 

Объект – целостное развитие личности в юношеском возрасте.

 

Задачи:

    • изучить динамику показателей личностного самоопределения на этапе юношеского возраста;
  • изучить профессиональное самоопределение и его становление в

      раннем  юношеском возрасте;

  • рассмотреть  ценностно-смысловое  самоопределение и проблемы 

рефлексии в позднем юношеском  возрасте;

  •       рассмотреть соотношение профессионального и личностного   

      самоопределения;

 

Экспериментальная база:

    • дифференциально-диагностический опросник (ДДО);
    • диагностика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»;
    • опросник типа мышления (сокращенный вариант).

 

  1. Научно-теоретические основы изучения Профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте

 

1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте

 

Самоопределение – важнейшее  достижение личности, оно основано на устойчиво сложившихся интересах  и стремлениях субъекта, опирается  на формирующееся мировоззрение  и связано с новым восприятием  времени. Молодой человек задает себе вопросы: что значу я в  этой жизни? Каковы мои возможности? Какое место я занимаю в  этом мире? С точки зрения самосознания самоопределение характеризуется  осознанием себя в качестве члена  общества и конкретизируется в новой  общественно значимой позиции. По мнению Т.А. Арканцевой и Е.П. Авдуевской (1996), ребенок находится на возрастном перекрестке выбора в самом широком смысле этого слова. Социальная ситуация задается ситуацией множественных социальных выборов.

В связи с необходимостью самоопределения в юношеском  возрасте происходит смена учебной  мотивации. Учеба начинает рассматриваться  молодыми людьми как предпосылка  будущей профессии, поэтому в  качестве ведущего вида деятельности в данном возрасте называют учебно-профессиональную деятельность. Профессиональная ориентация учебной деятельности опирается  на главные интересы личности. [3, c.87]

Возникший не так давно  термин «личностное самоопределение» большинством отечественных авторов  анализируется в контексте профессионального  самоопределения (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха и А.А. Кроник). В зарубежной психологии личностное самоопределение очень близко по своему содержанию к понятию «личностная идентичность» (Н.В. Антонова, М.Р. Гинзбург). Теория идентичности Э. Эриксона является одним из направлений психоаналитического толкования данного феномена. Идентичность достигается как благоприятный психосоциальный исход к концу ранней юности (18 лет), если этого не происходит, то развитие периода заканчивается приобретением феномена «диффузной идентичности» т.е. происходит смешение ролей, о которых ребенок узнает до юношеского возраста; они не интегрируются в стержневую идентичность, не удается разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположной системой ценностей. Э. Эриксон определил идентичность как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих это тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни, уверенности во внешнем одобрении.

[4, c.92]

В русле психоаналитического  направления Дж. Марсиа предложил статусную модель идентичности, которая широко применяется в исследованиях подростков. Он попытался дать операциональное определение: «структура Эго – внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Например, подросток должен решить следующие проблемы: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Решение каждой такой проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих слабых и сильных сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Автор подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на акте решения проблем (Антонова, 1996).

В отечественной психологии подобный подход к изучению личностной идентичности близок А.В. Петровскому, который определяет его как сознательный акт выявления и утверждения  собственной позиции в проблемных ситуациях. А. Ватерман акцентирует ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения – это элементы идентичности, они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: [4, c.122]

– выбор профессии и  профессионального пути;

– принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;

– выработка политических взглядов;

– принятие набора социальных ролей, включая половые роли и  ожидания в отношении супружества  и родительства.

В интеракционистской модели личностной идентичности (Дж. Мид) под идентичностью понимается способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Дж. Мид выделил осознаваемый и неосознаваемый типы идентичности. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках.

Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой идентичности к осознаваемой возможен только при наличии рефлексии. Рассматривая вопрос о развитии идентичности, Дж. Мид отмечает, что человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми, включенности в группу. Два аспекта идентичности, по мнению Н.В. Антоновой (1996), олицетворяют для Дж. Мида сосуществование социальности и индивидуальности. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы существования личности; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей.

Исследования последних  лет (Л.С. Колмогорова и Д.В. Каширский; Г.Г. Кравцов, И.В. Сысоева) уточнили психологическое  содержание раннего юношеского возраста. Так, в работах Д.В. Каширского доказывается, что возраст 16–17 лет является периодом «ценностно-смыслового моратория». Кризис в системе ценностей происходит в период между окончанием средней  школы и следующей ступенью самоопределения (поступление в вуз). Кризис 17 лет  – это кризис в системе ценностей, который сопровождается снижением  уровня самореализации и степени  осмысленности жизни, но повышением уровня самооценки. Автор доказывает, что на содержание системы ценностей  в раннем юношеском возрасте оказывают  влияние практика реальных выборов  и профиль образования. Значимые гендерные различия в содержании ценностных ориентаций автором обнаружены только при переходе от раннего к позднему юношескому возрасту. [5, c.87]

В исследованиях Г.Г. Кравцова и И.В. Сысоевой показано, что в  основе развития личности в юношеском  возрасте лежат процессы становления  и развития волевой сферы. Воля в  этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования  юношеского возраста. Вслед за Л.А. Кожариной они выделяют четыре критерия волевого поведения: осмысленность, инициативность, внеситуативность и проблемность. Развитие личности в раннем юношеском возрасте проходит четыре стадии:

- на первой стадии происходит  осмысление субъектом своих внутренних  характеристик;

- на второй субъект  осознанно исследует свой «образ  Я» в разных ситуациях;

- на третьей он помещает  свой «образ Я» в разные  ситуации;

- на четвертой стадии  происходит отделение своей реальной  личности от своего «образа  Я».

По мнению авторов, психологические  особенности юношеского возраста связаны  с выделением и осознанием своего «образа Я»: формируется устойчивый «образ Я». [5, c.201]

1.2  Профессиональное самоопределение  и его становление в раннем  юношеском возрасте

Традиционно юношеский возраст  рассматривается с позиции профессионального  выбора (Пряжников, 1996). Е.А. Климов специально выделяет в стадиях становления профессионала стадию оптации, которая приходится на рассматриваемый возраст, когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации (от латинского – «желание», «выбор»), по мнению автора, охватывает период с 11–12 до 14–18 лет.

Л.А. Головей считает, что основой адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. В 16–17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов. Далее на этапе начальной профессионализации происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек – социальная и художественная. [6, c. 56]

Процесс профессионального  самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап – детская игра, в  ходе которой ребенок принимает  на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них  поведения.

Информация о работе Самоопределение в юношеском возрасте