Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:12, курсовая работа
Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.
Центральный психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. “Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С. Кон, - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст ”.
ВВЕДЕНИЕ
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте
1.2 Профессиональное самоопределение и его становление в раннем
юношеском возрасте
Особенности ценностно-смыслового самоопределения и проблемы
рефлексии в позднем юношеском возрасте
1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения
ГЛАВА 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Второй этап – подростковые
фантазии, когда отрок видит себя
в мечтах представителем привлекательной
для него профессии. Третий этап, охватывающий
весь подростковый и юношеский возраст,
– предварительный выбор
Важнейшими предпосылками
успешного профессионального
В современных условиях подросток 13–14 лет вынужден выбирать будущую профессию, профиль обучения, но оказывается не готовым к самостоятельному выбору и обнаруживает низкую активность в профессиональном самоопределении.
В широком смысле самоопределение подростка включает в себя не только профессиональный выбор, но и процессы полоролевого самоопределения, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения. [7, c. 98]
Юношеский возраст хронологически определяется в психологии по-разному; наиболее часто исследователями выделяется ранняя юность (старший школьный возраст) от 15 до 18 лет, и поздняя юность от 18 до 23 лет. Границы такого разделения обусловлены скорее внешними причинами, а именно, окончание; школы и поступление в какое-либо учебное заведение, или же начало полностью самостоятельной, взрослой жизни. Психологическое содержание этого этапа связывается с развитием самосознания, решением задач жизненного и профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь
В исследованиях, посвященных изучению становления личности в юношеском возрасте, можно выделить разноаспектную проблематику. Например, изучение юношеского возраста в рамках возрастных периодизаций с позиций культурно-исторической теории, с точки зрения ведущей деятельности, психологических новообразований и кризисов развития, развития субъективной реальности в онтогенезе, рассмотрение юношеского периода в контексте динамики личностной идентичности, с позиций развития саморегуляции жизнедеятельности (Л. С. Выготский, Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон, А.С. Шаров и др.). Изучение развития и структурных элементов самосознания и рефлексии, понимаемой как ценностно-смысловое самоопределение, становящееся в юношеском возрасте (С.Л.Рубинштейн, Ш.Бюлер, С.Мухина). Исследование формирования личности в юношеском возрасте, в котором большое внимание уделяется развитию потребностно-мотивационной сферы (Л.И. Божович) и становлению самосознания – «открытию «Я» (И.С. Кон). Изучение возрастных особенностей самоопределения, как психологического новообразования (А.В. Мудрик). Исследования, связанные с оказанием психологической помощи личности в юношеском возрасте (Т.В. Снегирева, А.Ф. Шадура, В.А. Юпитов) и др. Рассмотрим основные линии этих подходов подробнее.
В традиции культурно-исторического подхода Л.С. Выготского построен и анализ формирования личности в юношеском возрасте у Л.И. Божович. Она выделяет основной компонент социальной ситуации развития в этот период, а именно - необходимость определить свое место в жизни. В качестве общей тенденции развития в юности, автор выделяет коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций, происходящие на основе впервые возникающей социальной ситуации развития и определяющие перестройку всех других психологических особенностей, причем, ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружающем и самом себе, которая приобретает самостоятельное значение (эту особенность в рассматриваемом возрасте отмечают многие исследователи: Л.И. Божович, СЛ. Рубинштейн, К.С Абульханова-Славская, B.C. Мухина, М.Кле и др.). Этот процесс представляет собой формирование мировоззрения как выработку собственных взглядов в области науки, общественной жизни, морали, построение собственной картины мира из ранее фрагментарно существовавших представлений.
В возрастной периодизации,
представленной А.С. Шаровым, развитие
человека рассматривается с позиции
регуляции жизнедеятельности. Развитие
личности идет в процессе разрешения
внутренних противоречий, которые разворачиваются
в базовых процессах интеграции
и отстранения. Процесс интеграции
заключается в присвоении человеком
культурных норм и ценностей, единении
с внешним миром. Процесс отстранения
осуществляет формирование самости
человека, его «Я», развитие самосознания
и рефлексии. Развитие человека разворачивается
в подсистемах регуляции
Изучая проблему личностного самоопределения в психологии, авторы рассматривают его на границе взаимодействия внешнего и внутреннего, в рамках взаимоотношений человека с окружающим миром. С одной стороны, самоопределение связано с глубинными структурами человека, его смыслами, ценностями, личностной направленностью, а с другой - с воздействием внешней «среды, адаптацией, социализацией. (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, В.Ф. Сафин, A.M. Исхакова и др.). СЛ. Рубинштейн понимал самоопределение с точки зрения детерминации. Самоопределение выступает как внутренняя детерминация, самодетерминация человека, верность себе, не одностороннее подчинение внешнему. Внешнее, или социальная детерминация действует, преломляясь через внутренний опыт субъекта, через его ценностно-смысловое ядро.
К.А. Абульханова-Славская, центральным моментом самоопределения выделяет также самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции (а значит актуальных ценностей и смыслов), которая формируется внутри координат системы отношений.. Рассматривая самоопределение как самостоятельный этап социализации, авторы отмечают, что его «сущность заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества». В исследованиях М.Р. Гинзбурга самоопределение понимается как «обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация, определение себя в мире». Вслед К. Левиным М.Р. Гинзбург осуществляет попытку рассмотреть структуру самоопределения через понятие жизненного поля. «Жизненное поле личности определяется как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Личностное самоопределение это есть содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (актуального и потенциального)», при этом человек устремлен в будущее. Характер взаимодействия двух основных компонентов самоопределения психологического настоящего (самопознание, самореализация) и психологического будущего (смысловая и временная перспективы) - определяет его результаты. При нарушении функционирования и взаимосвязи этих компонентов происходит разрывание психологической линии времени, сворачивание жизненной перспективы, потеря себя, социальная дезадаптация, что сопровождается тяжелыми смысложизненным переживаниями. Все эти признаки характерны для ситуации жизненного кризиса, когда особенно остро встает проблема самоопределения, а именно, за счет чего человек преодолевает трудности и находит себя, свое место в мире, определяет свои ценности и смыслы.
В контексте проблемы переживания
жизненного кризиса понимание
В то же время, по поводу основной тенденции данного возраста можно зафиксировать определенную проблемность, противоречивость, а именно - двуплановость самоопределения. Самоопределение в юношеском возрасте, с одной стороны, носит общий и неконкретный характер исканий своей «миссии» («приносить пользу», «способствовать совершенствованию», «добиться своего в жизни») - представляет собой «абстрактное самоопределение». С другой стороны, может наблюдаться (наряду с первым или независимо от него) разумный и расчетливый выбор профессии. То есть, реальные выборы, и действия индивида могут не отражать выдвигаемые им ценности, отражать другие (им не осознаваемые), не соотноситься с формулируемой «миссией» субъекта. [8]
И.С. Кон выделяет такие значимые процессы развития самосознания личности в юношеском возрасте, как усиление рефлексии, самоуглубления: «открытие «Я», когда весь мир и человек в нем воспринимаются с позиции его значимости для собственного «Я», поиска его неповторимой целостности, оценки возможностей. Кроме того, в данном возрасте актуализируется потребность искать и находить смысл собственной жизни. Важно понимать «что я хочу», экспериментировать со своими выборами, действиями, ролями. Это период совершения выбора в основных сферах жизни: профессии, значимого другого, социального окружения, осознанного принятия жизненных целей и ценностей. И.С.Кон отмечает центральный процесс в юношеском возрасте - «развитие самосознания». Проблемная область этого основного процесса: возможность невротической рефлексии как пассивного самосозерцания, «самодовольное няньчанье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями», которое возникает как невротическая реакция (субъекта со слабым «Я») на несовпадение «Я» реального и «Я» идеального. (В случае сильного «Я» этот конфликт разрешается творчески, конструктивно для личности: в учебной, трудовой деятельности, в деятельности самосовершенствования.)
На кризис идентичности как
основную тенденцию юношеского возраста
указывает Э. Эриксон в своей
схеме жизненного цикла человека.
Основная движущая сила развития, по Эриксону,
- быть собой в глазах значимых других.
Расширение радиуса значимых отношений
задает внешние условия развития
идентичности человека. Вступая в
новые отношения с миром
Личностное новообразование этой 1 стадии, по Эриксону - это основы мировоззрения, которые выражаются в способности, формирующейся в профессиональном занятии; установление товарищеских связей; впитывание определенных традиций; формирование «понятной теории жизни».
Э. Эриксон приводит
варианты формирования
1) неопределенная, еще не
сложившаяся, «диффузная»
2) «предрешенный» вариант
развития - индивид ранее положенного
срока включается во «взрослую»
3) «проба ролей» в попытках
выработать идентичность
4) «зрелая идентичность»
обозначает завершение кризиса
- молодой человек обретает
Подход Э. Эриксона предоставляет достаточно объективную схему анализа жизненной ситуации субъекта в данном возрасте (сфера значимых отношений - основное противоречие - новообразование - деструктивное образование). В виде основной тенденции юношеского возраста выделяется поиск себя и становление собственной идентичности в социуме: как определение «оснований» (мировоззрение, «теория жизни») своей само идентичности и собственной траектории утверждения себя в обществе через профессию и круг значимых социальных связей.
Большинство авторов, говоря об особенностях становления самосознания в юношеском возрасте, напрямую или косвенно выделяют и процесс рефлексии. СЛ. Рубинштейн отмечает, что именно юношеский возраст является ключевым для возникновения рефлексии как «ценностно-смыслового самоопределения», определения «своего» способа жизни; К.С Абульханова-Славская считает, что юношеский возраст является своеобразным «сензитивным периодом» для становления рефлексии. Т.В. Снегирева отмечает, что размышления молодого человека о себе, своем жизненном назначении проявляются, как правило, в той же самой форме поиска им смысла жизни. Этот период - когда «жизненные горизонты ребят расширяются, приобретается самостоятельный опыт взаимодействия с действительностью, реалистичнее становятся представления о мире и о самом себе» - чрезвычайно важен и самоценен для личности. В то же время, поиск юношей своего смысла жизни может иметь и некоторые «издержки»: становиться слишком умозрительным, замкнутым «на самом себе» - или, наоборот, предполагать «нескоординированную» активность, «испытание» себя и на себе разнообразных видов деятельностей, ролей (вплоть до риска собственной жизнью или асоциальными тенденциями). Как бы этот процесс не проистекал в юношеском возрасте, он всегда связан с переживанием себя, своего внутреннего мира как ценности - и с противоречивыми, полярными тенденциями, стремлениями, чувствами («кто я? Уникальный - или как все?»), которые принизывают все сферы жизнедеятельности личности (И.С. Кон, Т.В. Снегирева). Другая «проблемная точка» для юношеской рефлексии заключается в трудности совмещения «ближней и дальней временной перспективы»: соотнесения непосредственных актуальных деятельностей и жизненных долгосрочных планов. «Полярности» здесь могут заключаться в слишком отвлеченных, «фантазийных», «глобальных» жизненных целях, либо в чрезмерно конкретной их постановке или противоречивом, неадекватном сочетании.