Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:12, курсовая работа
Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.
Центральный психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. “Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С. Кон, - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст ”.
ВВЕДЕНИЕ
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте
1.2 Профессиональное самоопределение и его становление в раннем
юношеском возрасте
Особенности ценностно-смыслового самоопределения и проблемы
рефлексии в позднем юношеском возрасте
1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения
ГЛАВА 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Исследование рефлексивных механизмов переживания, возможно, предоставит основу для разработки программ психологической помощи в проблемных ситуациях, связанных не только с юношеским периодом, но и с проблемами личности в целом. [16]
Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста.
Основные характеристики
личностного самоопределения
Л.И. Божович выделяет «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой – как неконкретные поиски смысла своего существования.
Потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив является важной социальной потребностью юношеского возраста. В то же время известно, что психологическое содержание и физиологические особенности подросткового периода предрасполагают к риску возникновения психической дезадаптации, особенно при высоких учебных нагрузках. Исходя из этого, было проведено исследование особенностей адаптации учащихся общеобразовательной школы к профильному обучению. По результатам исследования выявлено:
- успешность адаптации
взаимосвязана с характером
Осмысленный, осознанный выбор
профиля обучения способствует более
благоприятному течению процесса адаптации
к профильному обучению, так как
смысловое будущее играет важную
роль в личностном самоопределении.
В свою очередь, позитивно ориентированное
саморазвитие наполняет будущее
смыслом, структурирует его и
по определению делает человека субъектом
собственного становления. В тех
же случаях, когда саморазвитие по каким-либо
причинам не осуществляется или искажается,
будущее воспринимается как бессмысленное,
неструктурированное и человек
становится пассивным объектом воздействия
внешних сил. Успешность самоопределения
во многом определяется присвоением
и осмыслением социально-
Так как ценностно-мотивационная система является, по мнению многих авторов, ядром личности, вопрос о ценностных ориентациях молодежи приобретает все большее значение. Проведенное Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения социологическое исследование показало, что при выборе профессии учащиеся ориентируются в основном на возможность заниматься любимым делом и обеспечивать материальный достаток.
Профессиональное
гЛАВА 2
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Профессии данного типа связаны:
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
Профессионально важные качества:
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Профессии данного типа связаны:
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
Профессионально важные качества:
Профессии данного типа связаны:
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
Профессионально важные качества:
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.
Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессии данного типа связаны:
Склонности, предпочтения, выраженные способности:*заниматься художественным оформлением;
Профессионально важные качества:
Профессии типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.
Профессии данного типа связаны:
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
Профессионально важные качества:
Для
каждого человека характерно более
или менее чётко выраженное предпочтение
видов деятельности, соответствующих
тому предмету труда, который ему
более близок. Это происходи в
силу преобладания определённых интересов
и личностных особенностей. Кому-то
нравится работать с техникой, и
это ему легко даётся, а кто-то,
наоборот, от одного вида бытовых приборов
испытывает ужас, зато его конек
– общение. Дифференциально-
Обработка результатов:
В каждом из пяти столбцов бланка ответов
необходимо подсчитать сумму плюсов.
Анализ результатов:
При анализе результатов следует иметь
ввиду, что вопросы подобраны и сгруппированы
следующим образом: в первом столбце они
относятся к профессиям "человек-природа"
(П), во втором - "человек-техника"
(Т), в третьем - "человек-человек"
(Ч), в четвёртом - "человек-знаковая
система" (З), в пятом - "человек-художественный
образ" (Х). Максимальные суммы плюсов
в тех или иных столбцах указывают на направленность
к соответствующей области профессиональной
деятельности.После заполнения бланка
ответов подсчитываются итоговые числовые
значения по пяти группам профессий. Колонки,
набравшие наибольшее количество баллов
будут соответствовать тем группам профессий,
которые более подходят для конкретного
человека, а набравшие меньшее количество
— которые не подходят.