Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:44, курсовая работа
Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. Семья дает ему представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносить свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, – подчеркивал А. Харчев, – это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки».
Введение2
Глава 1 Семья как первичная среда социализации ребенка4
1.1 Семья 4
1.1.1 Функции семьи 5
1.1.2 Типология современной семьи 7
1.1.3 Современная модель семьи, ее особенности 9
1.2 Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура 14
1.3 Семья как первичная среда социализации ребенка 20
1.3.1 Особенности социализации 22
1.3.2 Воспитание как основной фактор в становлении личности ребенка 24
Заключение 32
Список использованных источников 34
Оглавление:
Введение2
Глава 1 Семья как первичная среда социализации ребенка4
1.1 Семья 4
1.1.1 Функции семьи 5
1.1.2 Типология современной семьи 7
1.1.3 Современная модель семьи, ее особенности 9
1.2 Семейные роли и
1.3 Семья как первичная среда социализации ребенка 20
1.3.1 Особенности социализации 22
1.3.2 Воспитание как основной фактор в становлении личности ребенка 24
Заключение 32
Список использованных источников 34
Введение
Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья играет важную роль в жизни каждого человека с самого рождения. Семья – основа становления личности. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и решать проблемы. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Сегодня каждый имеет свое представление о том, какой должна быть семья. Никаких особенных стандартов или образцов не имеется. Такое положение само по себе говорит о том, что происходит реформация института семьи. Современная семья претерпела ряд изменений. Она устроена несколько иначе, чем в прошлом веке. Домострой, четкое распределение ролей и положение каждого члена семьи потеряло свою целесообразность. Вместе с изменениями в общественной жизни изменилась и семья. На смену жесткому контролю и подчинению приходят другие принципы отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Положение жены и детей в семье стало другим. Если раньше жена и дети считались приложением к мужчине, то сегодня пол перестал быть определяющим фактором главенства в семье. Существует также точка зрения, что в семье должно присутствовать добровольное соглашение о том, кто из супругов в каком вопросе может взять принятие решений на себя путем обсуждение или обменом мнениями. Женщина стала социально и финансово независимой от мужчины, стала участвовать в самых различных сферах жизни наравне с мужчиной.
Важнейшей характеристикой современной семьи являются ценностные основы, к которым можно отнести: уважение друг к другу, внимание, терпение, защищенность каждого члена семьи, семейные традиции, взаимная любовь, соблюдение свобод, преемственность поколений.
Семья является конкретной системой между супругами, родителями и детьми, занимает определенное место в социальных взаимодействиях. Она обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют взаимоотношения детей и родителей, которые оказывают большое влияние на развития и идентификацию ребенка.
Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. Семья дает ему представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносить свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, – подчеркивал А. Харчев, – это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки». Такое воздействие «осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, путем как словесного убеждения, так и путем личного примера родителей, других членов семьи» [11]. В микроклимате семьи складываются особые, уникальные для бытия ребенка социальные ситуации развития [4], формируются установки, которыми растущий ребенок будет руководствоваться в организации, осмыслении и оценке своих жизненных планов.
Ребенок получает представления о семье как ценности и о семейно-ролевом поведении чаще всего на примере своих родителей, которые являются для него значимыми людьми. Ученые высказывают мнение о том, что вступающие в брак люди воспроизводят структурный тип семейной системы родителей, которая может послужить образцом для функционирования следующих поколений.
Глава 1 Семья как первичная среда социализации ребенка
1.1 Семья
Семья – ячейка (малая
социальная группа) общества, важнейшая
форма организации личного
Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья – это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики.
1. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества.
2. Семья – важнейшая
форма организации личного
3. Семья – супружеский союз.
4. Семья – многосторонние
отношения супругов с
Такое определение семьи подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением – с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на одном полюсе – отношения любви, принятия и привязанности, а на другом – отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.
Важнейшей функцией семьи является функция удовлетворения потребности человека в счастье. Семья – существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью.
Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, что, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляются в особенностях взаимоотношений в семье.
1.1.1 Функции семьи
Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией.
Выделяя функции семьи, можно согласиться с мнением Н. Я. Соловьева, который полагает, что «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяется».
Г. Навайтис обозначил следующие основные группы семейных потребностей:
- создание и поддержание
материальных условий
- потребность в любви
и опеке, связанные с
- потребность в психологической и физической близости;
- потребность в семейном общении.
Исходя из такого деления четко обозначаются основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение.
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных отношений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, укрепляющие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, поэтому их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
1) Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. Формируются внутрисемейные отношения в сфере «домашних дел», содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.
2) Репродуктивная функция. А.Г. Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность репродуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами. В наше время наблюдается снижение многодетности, падение рождаемости, что указывает на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.
3) Регенеративная функция. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.
4) Образовательно-воспитательная функция (социализации). Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. В настоящее время воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи.
5) Рекреативная функция. Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
6) Кроме традиционных функций можно выделить и другие, возникшие в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая – психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений[7; 13].
Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерархическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости от исторического периода, социокультурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи.
1.1.2 Типология современной семьи
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия.
Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения.
В.С. Трохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:
Информация о работе Семья как первичная среда социализации ребенка