Семья как первичная среда социализации ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. Семья дает ему представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносить свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, – подчеркивал А. Харчев, – это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки».

Содержание работы

Введение2
Глава 1 Семья как первичная среда социализации ребенка4
1.1 Семья 4
1.1.1 Функции семьи 5
1.1.2 Типология современной семьи 7
1.1.3 Современная модель семьи, ее особенности 9
1.2 Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура 14
1.3 Семья как первичная среда социализации ребенка 20
1.3.1 Особенности социализации 22
1.3.2 Воспитание как основной фактор в становлении личности ребенка 24
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая оформленная.docx

— 86.96 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение2

Глава 1 Семья как первичная  среда социализации ребенка4

1.1 Семья 4

1.1.1 Функции семьи 5

1.1.2 Типология современной  семьи 7

1.1.3 Современная модель семьи, ее особенности 9

1.2 Семейные роли и внутрисемейная  ролевая структура 14

1.3 Семья как первичная  среда социализации ребенка 20

1.3.1 Особенности социализации  22

1.3.2 Воспитание как основной фактор в становлении личности ребенка 24

Заключение 32

Список использованных источников 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значение семьи в жизни  каждого человека трудно переоценить. Семья играет важную роль в жизни каждого человека с самого рождения. Семья – основа становления личности. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и решать проблемы. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Сегодня каждый имеет свое представление о том, какой должна быть семья. Никаких особенных стандартов или образцов не имеется. Такое положение само по себе говорит о том, что происходит реформация института семьи. Современная семья претерпела ряд изменений. Она устроена несколько иначе, чем в прошлом веке. Домострой, четкое распределение ролей и положение каждого члена семьи потеряло свою целесообразность. Вместе с изменениями в общественной жизни изменилась и семья. На смену жесткому контролю и подчинению приходят другие принципы отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Положение жены и детей в семье стало другим. Если раньше жена и дети считались приложением к мужчине, то сегодня пол перестал быть определяющим фактором главенства в семье. Существует также точка зрения, что в семье должно присутствовать добровольное соглашение о том, кто из супругов в каком вопросе может взять принятие решений на себя путем обсуждение или обменом мнениями. Женщина стала социально и финансово независимой от мужчины, стала участвовать в самых различных сферах жизни наравне с мужчиной.

Важнейшей характеристикой  современной семьи являются ценностные основы, к которым можно отнести: уважение друг к другу, внимание, терпение, защищенность каждого члена семьи, семейные традиции, взаимная любовь, соблюдение свобод, преемственность поколений.

Семья является конкретной системой между супругами, родителями и детьми, занимает определенное место  в социальных взаимодействиях. Она  обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют взаимоотношения детей и родителей, которые оказывают большое влияние на развития и идентификацию ребенка.

Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. Семья дает ему представления  о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносить свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, – подчеркивал А. Харчев,  – это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки». Такое воздействие «осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, путем как словесного убеждения, так и путем личного примера родителей, других членов семьи» [11]. В микроклимате семьи складываются особые, уникальные для бытия ребенка социальные ситуации развития [4], формируются установки, которыми растущий ребенок будет руководствоваться в организации, осмыслении и оценке своих жизненных планов.

Ребенок получает представления  о семье как ценности и о  семейно-ролевом поведении чаще всего на примере своих родителей, которые являются для него значимыми  людьми. Ученые высказывают мнение о том, что вступающие в брак люди воспроизводят структурный тип семейной системы родителей, которая может послужить образцом для функционирования следующих поколений.

 

Глава 1 Семья как первичная среда социализации ребенка

1.1 Семья

Семья – ячейка (малая  социальная группа) общества, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и  сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее  хозяйство.

Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья  – это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики.

1. Семья – ячейка (малая  социальная группа) общества.

2. Семья – важнейшая  форма организации личного быта.

3. Семья – супружеский  союз.

4. Семья – многосторонние  отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т.д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство[13, с. 23].

Такое определение семьи подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением – с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на одном полюсе – отношения любви, принятия и привязанности, а на другом – отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.

Важнейшей функцией семьи  является функция удовлетворения потребности человека в счастье. Семья – существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности  жизнью. 

Жизнь семьи детерминирована  условиями развития конкретного  общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в  юридических и моральных нормах, что, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляются в особенностях взаимоотношений в семье.

 

1.1.1 Функции семьи

Сфера жизнедеятельности  семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией.

Выделяя функции семьи, можно  согласиться с мнением Н. Я. Соловьева, который полагает, что «функций семьи  столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме  она удовлетворяется».

Г. Навайтис обозначил следующие основные группы семейных потребностей:

- создание и поддержание  материальных условий жизнедеятельности  семьи;

- потребность в любви  и опеке, связанные с материнством;

- потребность в психологической и физической близости;

- потребность в семейном  общении.

Исходя из такого деления  четко обозначаются основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение.

Исследователи единодушны в  том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и  обществом, динамику семейных отношений  на разных исторических этапах. Современная  семья утратила многие функции, укрепляющие  ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, поэтому их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

1) Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. Формируются внутрисемейные отношения в сфере «домашних дел», содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.

2) Репродуктивная функция. А.Г. Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны.  Важность репродуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами. В наше время наблюдается снижение многодетности, падение рождаемости, что указывает на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.

3) Регенеративная функция. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.

4) Образовательно-воспитательная функция (социализации). Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. В настоящее время воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи.

5) Рекреативная функция. Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

6) Кроме традиционных функций можно выделить и другие, возникшие в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая – психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений[7; 13].

Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерархическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости от исторического периода, социокультурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи.

 

1.1.2 Типология современной семьи

Спектр видов, форм и категорий  современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия.

Типологии семьи определяются различными подходами к выделению  предмета изучения.

В.С. Трохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:

    • По количеству детей: бездетная, или инфертильная, семья, однодетная, малодетная, многодетная;
    • По составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
    • По типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
    • По семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
    • По количеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
    • По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
    • По особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
    • По характеру проведения досуга: открытые или закрытые;
    • По степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические и т.д. [14, с. 98-100]

Информация о работе Семья как первичная среда социализации ребенка