Семья как первичная среда социализации ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. Семья дает ему представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносить свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, – подчеркивал А. Харчев, – это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки».

Содержание работы

Введение2
Глава 1 Семья как первичная среда социализации ребенка4
1.1 Семья 4
1.1.1 Функции семьи 5
1.1.2 Типология современной семьи 7
1.1.3 Современная модель семьи, ее особенности 9
1.2 Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура 14
1.3 Семья как первичная среда социализации ребенка 20
1.3.1 Особенности социализации 22
1.3.2 Воспитание как основной фактор в становлении личности ребенка 24
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая оформленная.docx

— 86.96 Кб (Скачать файл)

- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

- авторитаризм, либо либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;

- безнравственность, наличие  аморального стиля и тона отношений  в семье;

- отсутствие нормального  психологического климата в семье;

- фанатизм в любых его  проявлениях (страсть к накопительству  денег и вещей, религиозный,  политический, музыкальный, спортивный);

- безграмотность в психолого-педагогическом  отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

- противоправное поведение  взрослых[9, c. 67].

Сложности семейного воспитания также связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим. Хулиганы, антигерои, наркоманы в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводит к дезадаптации общественного мнения подростков.

Грандиозный поток информации зачастую открыто транслируют, в  зависимости от ситуации, достаточно противоположные ценности: индивидуализм/коллективизм; помощь ближнему/собственную выгоду; доброту, взаимопомощь/безразличие; творчество/плагиат; высшие ценности/потребительские ценности; любовь как ценность/любовь как выгоду и расчет; самоактуализацию личности/приспособленчество; свободу/диктатуру, стремление к власти, подчинению своей воле; ответственность/безответственность; психическое здоровье/наркотическую сексуальную свободу; межличностное общение/общение через посредника (Интернет-общение, телефонное общение) и др. И часто, при отсутствии помощи со стороны взрослого,  в силу своей неопытности, дети избирают антигуманистические ценности.

Правильная позиция семьи  может нейтрализовать такие сложности  в воспитании, как участие СМИ и пр. И если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни.

Доброжелательная, здоровая атмосфера создает условия для  развития ребенка и взрослого. Дает пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и признание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. И от того, какие культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят в семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в достижении их своим родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная семья отходит  от функционирования в качестве эффективно действующего социального института  с жесткими нормами и четко  заданными образцами поведения  и превращается в общность, где  доминирующее значение имеют признаки социально-психологической группы. Повышаются требования к выполнению семьей ее социально-психологических  функций, таких как поддержание в своих членах чувства защищенности и безопасности, возможности самоутверждения и личного роста.

Отношения детей и родителей  в течение последних десятилетий  меняются, становясь все более  эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми  глубиной их привязанности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.

Вместе с тем, будучи особой самостоятельной частью общества, семья тесно связана с определенной социальной средой, зависит от неё. В семье находят отражение все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. Семья в социуме – сложный социальный феномен так, как она, с одной стороны, зависима от общества и потому созвучна тем изменениям, которые происходят в нем, и с другой – имеет собственную эволюцию, обусловленную её собственными механизмами, обладающую присущими ей закономерностями. Диалектика здесь такова: семья изменяется вместе с изменением общества, которое, в свою очередь, изменяется вместе с изменениями семьи. Семья является той социальной ареной, на которой и благодаря которой во многом разворачиваются взаимоотношения человека и общества [1, с. 293].

Таким образом, семья выступает  как первичный воспитательный институт, связь с которым человек ощущает  на протяжении всей своей жизни. Семья  является важнейшим фактором социализации личности, в ней закладываются основы нравственности, формируются социальные нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья стимулирует социальную, творческую активность человека, способствует саморазвитию и самореализации человека в обществе и именно ей принадлежит решающая, основополагающая роль в процессе воспроизводства общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Агафонов, А.Н. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / А.Н. Агафонов, К.Н. Менлибаев; под ред. А.Н. Агафонов – Караганда: КарГУ, 2003. – 380 с.
  2. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
  4. Выготский, Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
  5. Дивицина, Н.Ф. Семьеведение: (учеб.пособие). – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
  6. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
  7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
  8. Ковалев, М.Г. Семья в современном мире: учебно-методическое пособие/ М.Г. Ковалев; науч. Ред. С.Ю. Девятых. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. – 168с.
  9. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети. (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). – М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000.
  10. Развитие субъективности личности в процессе ее социализации /Под.ред. Я.Л. Коломинского, С.И. Коптевой, А.П. Лобанова. – Мн.: БГПУ им М. Танка, 1999. – 197 с.
  11. Харчев, А. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977. 222 с.
  12. Целуйко, В.М. Родители и дети / В.М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2007. – 222с.
  13. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с. – («Gaudeamus»)
  14. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

 


Информация о работе Семья как первичная среда социализации ребенка