Семья как первичная среда социализации ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. Семья дает ему представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносить свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, – подчеркивал А. Харчев, – это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки».

Содержание работы

Введение2
Глава 1 Семья как первичная среда социализации ребенка4
1.1 Семья 4
1.1.1 Функции семьи 5
1.1.2 Типология современной семьи 7
1.1.3 Современная модель семьи, ее особенности 9
1.2 Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура 14
1.3 Семья как первичная среда социализации ребенка 20
1.3.1 Особенности социализации 22
1.3.2 Воспитание как основной фактор в становлении личности ребенка 24
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая оформленная.docx

— 86.96 Кб (Скачать файл)

Процесс возникновения ролевой  структуры семьи является одной  из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой брак, и какое место занимают в этом их ролевые отношения.

В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.

Полоролевые системы – это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом – работа». От мужчины традиционно требуется, в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией. Из разделения социальных ролей мужчин и женщин непосредственно следует и образец распределения семейных ролей. На мужчину ложится ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину — ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Такой ролевой модели придерживаются большинство зарубежных исследователей [13, с. 172-173].

Такие авторы, как Най Ф.И., Плек Дж., Сканцони Дж. и др., рассматривают распределение ролей как ядро полоролевой дифференциации в семье. Эти понятия представляются очень важными для понимания, в частности, семейных ролей и недостаточно изученными в отечественной науке.

Но в последнее время в работах зарубежных исследователей главными предметами анализа являются факторы и следствия, во-первых, принятия женщиной роли кормильца семьи, во-вторых, участия мужа в ведении хозяйства и воспитания детей. В исследовании был выделен ряд факторов, влияющих на «выбор» семьей того или иного способа ролевого взаимодействия, а также на традиционность/эгалитарность ролевых установок. Это, например, социально-демографические факторы, принадлежность к социальному классу, стадия семейного цикла, факт работы жены и т. д.

Для социально-психологического анализа ролей в современной семье первостепенное значение имеет вывод отечественных и зарубежных исследователей о неопределенности норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения. Такая ситуация ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем.

Каждому партнеру в семье в целом приходится «выбирать» какой-либо образец ролевого взаимодействия из множества существующих.

Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. Неизжитые еще представления о роли отцовства нередко сводятся к представлению о суровом и жестком главе семьи, распределяющем награды и наказания; на практике отцу отводится роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери («Вот подожди – придет отец...»). Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей: от него ожидаются сдержанность в проявлении чувств, при безусловном наличии этих чувств. Вклад отцовства в воспитание детей связывают со стратегическим планированием жизни семьи, ролью эксперта, проявляющуюся в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий, и партнерством по играм.

Между тем, меняется и роль матери в семье – на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, благодаря которой женщина нередко стремится доминировать и над мужем, и над детьми. Исконно значимым вкладом материнства в воспитание детей является – уход за детьми, забота о них и своевременная и полноценная эмоциональная поддержка.

Вклад матери и отца не определяется количественной меркой «больше – меньше», но существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку. В целом же в гармоничной семье мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», а отец – тому «что»; отец учит детей быть «кем-то», а мать – «кем-то для кого-то».

Как отечественные, так и  зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокультурными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей. Ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированностью мотивационного и операционно-технического компонентов ролевого поведения; конфликтностью роли, т.е. противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли. Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи каждого из супругов. Можно выделить два возможных типа воздействия этого фактора на принятие и исполнение роли: 1) повторение (воспроизведение) в собственной семье характера  распределения семейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье; 2) отвержение семейного уклада родительской семьи. Одной из причин отвержения может стать неблагополучие детско-родительских отношений в семье одного из супругов.

Принятие семейных ролей  в значительной мере определяется также влиянием особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер членов семьи, а также личностных их особенностей, например зависимости/автономии в принятии решений.

Серьезным фактором, в значительной мере определяющим характер принятия межличностных ролей в семье, являются сиблинговые взаимоотношения в собственной семье супругов. Модель отношений с братьями и сестрами, позиция в этих отношениях с легкостью переносится на собственного супруга и детей, определяет претензии на лидерство, отношение к вопросу о власти, сотрудничестве, кооперации, соревновательности [13, с. 174-175].

Репертуар усвоенных в  детстве и подростковом возрасте межличностных ролей и опыт их исполнения переносится супругами в свою семейную жизнь, определяет характер межличностного взаимодействия.

Говоря о психологических  ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы исполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то исполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна, и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

По мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, важнейшими характеристиками семьи являются не только ее функции, но также ее структура, анализ которой позволяет ответить на вопрос, каким образом реализуются функции семьи: кто осуществляет руководство и кто исполнение, как распределены между членами обязанности и права. С точки зрения структуры семьи можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи (авторитарная и деспотичная мать). Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены обязанности: большинство обязанностей лежат на одном из членов семьи или обязанности распределены равномерно.

Таким образом, существенное значение оказывает функционально-ролевая структура семейных отношений для успешного развития брака.

В настоящее время традиционные нормы функционально-ролевых отношений постепенно уступают место современным.

Современные нормы предполагают не единый для всего общества способ построения функционально-ролевых отношений в семье, а дифференцированный для разных семей, не жесткое закрепление функций за каждым членом семьи по заранее заданным образцам роли, а гибкое распределение обязанностей. Ролевые и функциональные отношения в семье устанавливаются на основе «приобретенных» критериев, таких как личные склонности, способности, опыт, желания, добровольное согласие, степень занятости в производственной сфере и т. д.

 

1.3 Семья как первичная среда социализации ребенка

Семейное воздействие  на ребенка уникально по интенсивности  и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Семья выполняет важнейшую социальную функцию – воспитание подрастающего поколения, поэтому она рассматривается в современном обществе как институт первичной социализации ребенка.

Исходя из определения  Г.М. Андреевой, «социализация –  это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации [3, c. 338].

Семья образует первичную  окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представления  о социальных связях и с момента  рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семь лет дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничений личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представления о самом себе.

Семья обладает особыми преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности. Одобрение, поддержка, безразличие и осуждение со стороны родителей помогают ребенку адаптироваться к различным жизненным ситуациям, искать выход из сложных жизненных условий. Недостаток же внимания приводит к детским конфликтам и потери связи с ребенком.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время  регулирует их поведение в ответ  на требования социума. Институт семьи  – важнейший посредник во взаимосвязи  личности и общества [8]. Родители принимают ответственность за формирование личности, которое связано с принятием ребенком выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, освоением умений строить отношения с другими, за его будущую успешность в различных видах социальной деятельности.

Одновременно семья решает и другой класс задач по отношению  к ребенку, реализуя свои функции в направлении от индивида к обществу. Речь идет о призвании родителей содействовать становлению индивидуальности, развитию субъективности ребенка, его автономности, самостоятельности и ответственности. Индивидуализация означает процесс самоопределения, обособления личности, оформления ее ценности, уникальности, неповторимости [10, с. 61-62]. Таким образом, главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [7].

 

1.3.1 Особенности социализации

Социализация, как и любой  другой процесс сложен и многогранен. Как правило выделяют пять сторон социализации [2, с. 161]: формирование знаний о людях, обществе и о себе; выработка навыков практической деятельности; выработка норм, ролей, позиций; выработка аттитюдов, ценностных ориентации; включение в практическую деятельность.

Воздействие семьи на ребенка  велико и имеет большое значение в формировании  ценностных ориентаций, норм поведения и в становлении личности в целом. Как отмечает Т. В Андреева [2, c. 164-165], существуют следующие факторы влияния семьи на социализацию личности:

1) состав семьи или,  в более точном смысле, структура  семьи как единство функционирования  ее членов;

2) позиция ребенка в  семье – включает его роли  в семье;

3) основные (реальные) воспитатели-социализаторы, т.е. те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка;

4) стиль воспитания в  семье – можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиблингов);

Информация о работе Семья как первичная среда социализации ребенка