Семья как первичная среда социализации ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. Семья дает ему представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносить свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, – подчеркивал А. Харчев, – это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки».

Содержание работы

Введение2
Глава 1 Семья как первичная среда социализации ребенка4
1.1 Семья 4
1.1.1 Функции семьи 5
1.1.2 Типология современной семьи 7
1.1.3 Современная модель семьи, ее особенности 9
1.2 Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура 14
1.3 Семья как первичная среда социализации ребенка 20
1.3.1 Особенности социализации 22
1.3.2 Воспитание как основной фактор в становлении личности ребенка 24
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая оформленная.docx

— 86.96 Кб (Скачать файл)

5) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал  семьи. 

Ни один процесс не может  протекать гладко и не иметь каких-либо преград и возникающих сложностей. Поэтому выделяют следующие условия успешной социализации ребенка:

1) благоприятный психологический  климат в семье;

2) авторитет родителей  в глазах ребенка;

3) позитивные социальные  установки самих родителей;

4) формирование позитивных  социальных установок в процессе  целенаправленного семейного воспитания [10, с. 125].

Социализация ребенка  неотделима от воспитания. По мнению Н.Ф. Дивициной [5, c. 53], воспитательная функция семьи имеет огромное значение в становлении личности ребенка: семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.

В процессе воспитания закладываются  и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что детям придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько родители передали опыта и знаний своим детям, а по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.

Определенные взаимоотношения  детей и родителей составляют стиль семейного воспитания. Различные авторы приводят свои классификации стилей отношения к ребенку, системы родительского воспитания:

- А.Я. Варга и В.В.  Столин: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник»;

- В.Б. Шапарь: «кумир семьи», «гиперопека», «гипоопека», «безнадзорность», «золушка», «ежовые рукавицы», «повышенная моральная ответственность», «культ болезни», «противоречивое воспитание», «смена образцов воспитания»;

- в педагогической литературе  описываются такие стили как:  либеральный, демократический, авторитарный.

Каждый из описанных стилей откладывает свой отпечаток на внутренний мир ребенка. И не всегда семейное воздействие на ребенка позитивно. 

 

1.3.2 Воспитание как основной фактор в становлении

личности ребенка

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические  задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и  взаимоотношений во многом детерминируется  такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания.

Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующие влияют на ребенка.

Подобно тому, как неповторима  личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

Наблюдения за воспитанием  детей в различных семьях позволили  психологам составить описание различных типов воспитания.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий  стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Д. Боумрид в цикле исследований предпринята попытка преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки.

На основе своих наблюдений Боумрид выделяет 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей [12].

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимаю детей, предпочитают не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Родители объединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами.

Дети таких родителей  обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к  своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и  поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные  родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль за поведением ребенка – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы.

Такие родители исключают  душевную близость с детьми, они  скупы на похвалы, поэтому между  ними и детьми редко возникает  чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно подозрительны, угрюмы, непритязательны, раздражительны, тревожны и вследствие этого – несчастны.

Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. В таких случаях обычно снисходительные родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия [12, с. 104-106].

Родители пользуются множеством приемов воспитания в зависимости  от ситуации, от самого ребенка, от его  поведения в данный момент и культурного  окружения, к которому они принадлежат. На основе стилей воспитания выделяют четыре параметра изменения родительского поведения.

Родительский  контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретных тенденций. Родители с выраженными запретными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм [12, с. 103-104].

Второй параметр – родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Третий параметр – способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Четвертый параметр – эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует  наличию в родительском отношении всех четырех измерений – контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и  детско-родительские отношения так  или иначе связаны с анализом семейной структуры. По мнению Дружинина В. Н., существует 3 варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая) [13].

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечения «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье – взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически ко всем социальным институтам).

Но не каждый родитель имеет  правильное представление о воспитании ребенка. Многие из них даже не задумываются о полезности или вреде своего стиля воспитания. Как результат в семье возникают конфликты, непослушание со стороны детей, агрессия, распущенность, разбалованость и многое другое.

Как правило, в каждой семье  есть две крайности. Одна, когда родители считают, что ребенок еще маленький, чтобы помогать по дому, сходить  в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его от работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и «пряника». Вторя крайность – гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи, от участия в зарабатывании и распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат. В то время, когда дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.

Л.И. Маленкова приводит следующие негативные факторы семейного воспитания:

- неадекватное воздействие  факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей из удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

Информация о работе Семья как первичная среда социализации ребенка