Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью данной работы является разработка комплексной программы по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации на примере первоклассников с заиканием.
Чаще всего с данной проблемой сталкиваются на первоначальном этапе внедрения ребенка в школьном процессе – в возрасте 7 лет. Поэтому для раскрытия данной проблемы взят именно данный достаточно актуальный критерий.
8 листов
Школьная дезадаптация первоклассника с заиканием (7 лет)
1. Возрастные характеристики клиента (7 лет)
Целью данной работы является разработка комплексной программы по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации на примере первоклассников с заиканием.
Чаще всего с данной проблемой сталкиваются на первоначальном этапе внедрения ребенка в школьном процессе – в возрасте 7 лет. Поэтому для раскрытия данной проблемы взят именно данный достаточно актуальный критерий.
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Заикание – это следствие нарушения связности речи, когда повторение, запинки и растягивание звуков и слогов сопутствуется у детей мышечным усилием – судорогой – речевого аппарата.
У таких детей с заиканием наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в отсутствии живости и яркости эмоций, слабой заинтересованности в оценке, низком уровне притязаний и мотивации к учению, а также слабое развитие познавательной деятельности, обусловленное недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, медлительностью, пониженной переключаемостью, а также дефицитарностью (недостаточностью) отдельных корковых функций. При этом одни из этих детей испытывают преимущественные трудности при овладении письмом, другие – счетом, третьи – чтением, у некоторых обнаруживается недостаток двигательной координации и т. д.
Таким образом, поступая в первый класс, первоклассники оказываются не готовы к обучению в массовой школе. Им необходим другой режим занятий (более короткие уроки, частые перерывы на физ. минутки и т.д), специальная подача материала (в более доступной форме, при необходимости, многократное повторение и т.д), индивидуальный подход (учитывая индивидуально-типологические особенности) и сопровождение различными специалистами.
Первоклассник с заиканием в школе испытывает трудности не только в обучении. Потребность в речевом общении у такого ребенка снижена, характерна неполноценность как спонтанной (самостоятельной), так и отраженной речи. Имеют место подмены связного речевого высказывания односложными ответами на вопросы (одним словом) или разрозненными нераспространенными предложениями.
Таким образом, нарушения речи носят системный характер, т.к. слабо сформированы ее основные компоненты.
2. Описание явления. Причины школьной дезадаптации первоклассника с заиканием
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
3. Цель методик, расписать их и особенности протекания заболевания( описание) , взаимосвязь с проблемой.
Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных традиционных и современных методов преодоления этого заболевания.
Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими нарушения речи - заикания. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе. При изучении существующих приемов, средств и методик преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося первоклассника.
Разработана анкета
Таким образом, совершенствование логопедической работы по устранению заикания у детей дошкольного возраста обусловило к 80-м годам XX в. разработку различных методик.
Речевой материал логопедических
занятий усваивается
Безусловно, что в практике работы логопед имеет право и обязан творчески строить логопедические занятия, применяя известные методики в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально-психологическими особенностями.
Указанные методики логопедического воздействия на заикающихся дошкольников разработаны в соответствии с "Программой воспитания и обучения детей в детском саду", являющейся обязательным документом, как для массовых детских садов, так и для специальных речевых детских садов и речевых групп при массовых детских садах.
В конечном итоге
заикающиеся дети, усвоив навыки правильной
речи и знания, определенные программой,
далее обучаются и
Логопедическое
воздействие, направленное на собственно
речевое расстройство и связанные
с ним отклонения в поведении,
формировании психических функций
и т.п., помогает заикающемуся ребенку
социально адаптироваться в среде
правильно говорящих
4. Особенности условий:
Например, ограниченные возможности, полная семья с двумя детьми и т.д
Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена а основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы "навязан” ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно. В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Некоторая часть
первоклассников испытывает трудности,
прежде всего в налаживании
Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации
(по Г. М. Чуткиной)
№ |
Благоприятные факторы социальной микросреды |
% выборки, |
1 |
Полная семья |
77,6 |
2 |
Высокий уровень образования отца |
87,9 |
3 |
Высокий уровень образования матери |
83,2 |
4 |
Правильные методы воспитания в семье |
95,3 |
5 |
Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье |
91,1 |
6 |
Отсутствие конфликтной ситуации в семье |
94,4 |
7 |
Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительно класса |
62,7 |
8 |
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса |
59,8 |
9 |
Функциональная готовность к обучению в школе |
86,9 |
10 |
Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс |
85,8 |
11 |
Удовлетворенность в общении со взрослыми |
74,3 |
12 |
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников |
97,8 |
5. Методики занятий с заикающимися первоклассниками
Требования – название, выходные данные (откуда взяла) Они должны соответствовать возрасту.
Методика Н.А. Чевелевой
Н.А. Чевелева в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности. Учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных занятий:
1) сопровождающей речи;
2) завершающей речи,
3) предварительной речи,
4) закрепления навыков самостоятельной речи.
Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А. Чевелева считает возможным проводить на школьных пунктах. В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор считает необходимой при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное, врачебное воздействие на его нервную систему.
Развивается умение детей
пользоваться речью вне наглядной
опоры. Дети учатся планировать свою
работу, заранее называют и объясняют
каждое действие, которое им еще
предстоит сделать. Усложняется
фразовая речь: дети учатся произносить
несколько связанных по смыслу фраз,
пользоваться фразами сложной конструкции,
самостоятельно строить рассказ. В
этом периоде от них требуется
умение логически мыслить, последовательно
и грамматически правильно
Закрепление навыков самостоятельной речи включает 5 занятий. В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.
Таким образом, в методике, предложенной Н.А. Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-первоклассника. Автором методически обоснованы и описаны этапы этой последовательной работы. В данной методике хорошо показаны возможности того, как в процессе ручной деятельности можно осуществить коррекционную работу по преодолению заикания у детей.
Эта методика преодоления заикания у детей включает 5 периодов:
1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель - привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.
Информация о работе Школьная дезадаптация первоклассника с заиканием