Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью данной работы является разработка комплексной программы по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации на примере первоклассников с заиканием.
Чаще всего с данной проблемой сталкиваются на первоначальном этапе внедрения ребенка в школьном процессе – в возрасте 7 лет. Поэтому для раскрытия данной проблемы взят именно данный достаточно актуальный критерий.
Группа Д-дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищей или взрослым. По подсказке других готовят игровое вместо и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.
Естественно, что логопед и психолог, целенаправленно используя игровую деятельность, постепенно способствуют переходу заикающихся детей из групп Д, Г, В в группы А, Б. Иногда поведение заикающихся детей нормализуется успешно уже в начале - середине коррекционного курса. Довольно часто эти дети обладают высокой степенью игровой активности и распределяются в группы А, Б, В. Именно на них опираются логопед и психолог при создании устойчивых игровых коллективов. Дети из группы Г, Д требуют длительного психолого-педагогического воздействия, осторожного и продуманного развития их игровой активности, но не всегда успешно осуществляется их продвижение, и не все дети достигают высокой степени игровой активности.
Таким образом, развитие игровой активности заикающихся детей, перевоспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.
6. Выстроить алгоритм работы с учетом возможностей
(что требуется - консультирование, песочная терапия музыкатерапия и т.д)
7. Список литературы не старше 5 лет
Бетянова, Азарова, Афанасьева, Васильева " Работа психолога в начальной школе"
Схема обследования детей с заиканием
Анкетные данные
Фамилия,
имя ребенка ______________________________
Дата
рождения ______________________________
Дата
обследования ______________________________
Возраст
______________________________
Домашний
адрес, телефон ______________________________
Из какого детского сада, поликлиники направлен __________________
______________________________
Дата поступления в логопедическую группу ______________________
______________________________
(дата, номер протокола МППК, от какого числа)
Диагноз
районной МППК__________________________
Сведения о родителях
Мать: образование,
профессия_____________________
Отец: образование,
профессия_____________________
Жалобы
родителей ______________________________
Речь
родителей ______________________________
______________________________
Построение фраз (грамотное, нет), интонационно – ритмическое оформление фраз (правильное, нет)
Наследственные заболевания (наличие семейного заикания)__________
______________________________
Общий анамнез
От какой
беременности ребенок ______________________________
Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет
Как протекала беременность: в 1половину _______________________
Во 2 половину
______________________________
Заболевания
______________________________
Травмы
______________________________
Явления
угрожающего выкидыша ______________________________
Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.
Роды ______________________________
Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Длительность родов: первые – более 20 часов, повторные – более 12 часов
Травмы
во время родов ______________________________
Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка
Состояние ребенка в момент рождения __________________________
Закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой
Резус – фактор _______________ Совместимость __________________
Врожденные
пороки ______________________________
Вес и
рост ребенка ______________________________
Когда принесли
кормить ______________________________
как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания
До какого
времени грудное вскармливание_
Состояние
ребенка в грудном возрасте____
Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.
Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни___________________
Заболевания
на 1-м году жизни_________________________
Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет________________
Травмы
головы________________________
Закрытие
родничка______________________
Нервно-психическое здоровье матери, отца________________________
Заболевания
у родственников_______________
Данные о развитии речи
Время появления и особенности гуления, лепета____________________
Понимание
речи с_____________________________
Первые
слова с_______________________
Первая
фраза с_______________________
Темп
речи__________________________
С какого
времени речь стала средством
общения со взрослыми, сверстниками__________________
Дефекты
слоговой структуры слов________________
Пропуски, замены, перестановки, повторения
Какие звуки
долго произносил неправильно (этот
симптом может провоцировать
судороги в речи из-за лишнего напряжения
артикуляторных мышц на неправильно
произносимых звуках. Повышенный тонус
мышц возникает вследствие того, что ребенок
стремится приблизить свое произношение
к воспринимаемым им звукам речи)_________________________
______________________________
Особенности формирования моторики
Удержание
головы с_____________________________
Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с___________ Движение со спины на бок с_________, со спины на живот с _____________
Стал
сидеть без поддержки с ______________________________
Первые
попытки самостоятельно подтянуться,
ухватившись за пальцы взрослого_____________________
Стал тянуться за высокорасположенными предметами с _____________
Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с_________
Ходил ровно,
с пробежками, падал с_______________________
Моторные навыки: одеться с _______, раздеться с __________________,
Застегнуть пуговицу с ____________, зашнуровать ботинки с ________
Характер
нарушения моторики: излишне подвижен,
суетлив, некоординирован в движениях,
выполняет их с широкой амплитудой, двигательное
беспокойство; или заторможен, нетороплив,
несвоевременная переключаемость движений
с ______________________________
Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества_____
Развитие подражательности
Действия с игрушками по показу взрослого с______________________
Действия с игрушками по словесной инструкции с _________________
Подражание разнообразным показываемым действиям с_____________
Воспроизведение данного образца по показу с _____________________
Воспроизведение данного образца по слову с _____________________
Развитие взаимоотношений
Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с ____________________________
Стал
проявлять эмоциональное
Выражение
эмоционального отношения к другому
ребенку в речи с ______________________________
Выражение положительного отношения к детям в действиях с _______
Проявляет
избирательное отношение к
К коллективу
детей с ______________________________
Время возникновения первых симптомов заикания
Приблизительное
время появления заикания______
Как начиналось
заикание______________________
Причины
заикания______________________
В чем
проявлялось заикание__________
Течение заикания с момента возникновения и до времени обращения к логопеду:
Постоянное
(возникнув, заикание протекает почти
без изменений)________________
Волнообразное
(После возникновения заикания наблюдались
периоды улучшения в речи и периоды усугубления
симптоматики заикания)_____________________
Рецидивирующие
(после возникновения заикания и
некоторого течения, оно полностью
не проявлялось, а затем судороги
в речи появлялись вновь)________________________
Где, когда,
сколько занимались исправлением речи,
результаты коррекции: без изменений,
заметное улучшение, значительное улучшение,
нормальная речь__________________________
Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает
Характеристика общительности
Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.
Приложение 2
Схема обследования Ани Х.
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка Харламова Анна
Дата рождения 17. 04. 2002г.
Дата обследования:01. 07.2007г.
Возраст 5 лет
Домашний адрес, телефон : п. Адамовка, ул. Советская д.214 тел: 2-14-51
Из какого детского сада, поликлиники направлен МДОУ «Детский сад № 3 Солнышко п. Адамовка»
Дата поступления в логопедическую группу: Не посещала
(дата, номер протокола МППК, от какого числа)
Диагноз
районной МППК__-_______________________
Сведения о родителях
Мать: образование, профессия: высшее, бухгалтер
Отец: образование, профессия: среднее техническое, сварщик
Жалобы родителей: Заикание появляется на фоне эмоциональных переживаний
Речь родителей: построение фраз грамотное, интонационно – ритмическое оформление фраз правильное
Построение фраз (грамотное, нет), интонационно – ритмическое оформление фраз (правильное, нет)
Наследственные заболевания (наличие семейного заикания): заикание наблюдается у матери
Общий анамнез
От какой беременности ребенок: от второй
Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет
Как протекала беременность: в 1половину: без осложнений и патологий
Во 2 половину: без осложнений и патологий
Заболевания: нет___________________________
Травмы: нет___________________________
Явления угрожающего выкидыша: нет___________________________
Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.
Роды: нормальные____________________
Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Информация о работе Школьная дезадаптация первоклассника с заиканием