Школьная дезадаптация первоклассника с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка комплексной программы по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации на примере первоклассников с заиканием.
Чаще всего с данной проблемой сталкиваются на первоначальном этапе внедрения ребенка в школьном процессе – в возрасте 7 лет. Поэтому для раскрытия данной проблемы взят именно данный достаточно актуальный критерий.

Файлы: 1 файл

Школьная дезадаптация первоклассника с заиканием.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Группа Д-дети редко участвуют  в игре сами, затрудняются входить  в игру даже после предложения  темы и роли товарищей или взрослым. По подсказке других готовят игровое  вместо и в ходе игры выполняют  действия и правила, предложенные играющими выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

Естественно, что логопед и психолог, целенаправленно используя игровую деятельность, постепенно способствуют переходу заикающихся детей из групп Д, Г, В в группы А, Б. Иногда поведение заикающихся детей нормализуется успешно уже в начале - середине коррекционного курса. Довольно часто эти дети обладают высокой степенью игровой активности и распределяются в группы А, Б, В. Именно на них опираются логопед и психолог при создании устойчивых игровых коллективов. Дети из группы Г, Д требуют длительного психолого-педагогического воздействия, осторожного и продуманного развития их игровой активности, но не всегда успешно осуществляется их продвижение, и не все дети достигают высокой степени игровой активности.

Таким образом, развитие игровой активности заикающихся детей, перевоспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.

 

6. Выстроить алгоритм работы с учетом возможностей

(что требуется - консультирование, песочная терапия музыкатерапия и т.д)

 

 

7. Список литературы не старше 5 лет

Бетянова, Азарова, Афанасьева, Васильева " Работа психолога в начальной школе" 

 

 

  1. Белиловская М.В. Коррекция заикания в США \\ Логопед. – 2005. - №6. – с. 112-115.
  2. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.
  3. Борисова Е.А., Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы // Логопед. – 2005. - №3. – с. 48-51.
  4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
  5. Гарбузов В.И. Нервные дети. – М., 1990.
  6. Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
  7. Иванов-Смоленский А.Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. — М.,1952.
  8. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. – 2005. - №6. – с. 28-32.
  9. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология № 5, 2000. – с. 23-28
  10. Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей //Логопед. – 2004. - №5. – с. 30-31.
  11. Логопедия. Учебник для ВУЗов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос, 1999. – 340 с.
  12. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
  13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997. - 304с.
  14. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань: "Лиана", 1999. - 112с.
  15. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. – СПб.: ООО "СЛП", 1997. - 144с.
  16. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
  17. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995. - 176с.
  18. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2004. – 348 с.
  19. Раю Е.Ю., Казбанова Е.С. Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания //Логопед. – 2004. – №6. – с. 47-49.
  20. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 36с.
  21. Селивёрстов В.И. Заикание у детей. М.: Владос, 1994. - 200 с.
  22. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.
  23. Флерова М.М. Логопедия. Серия "Мир вашего ребёнка". 2-е изд., - Ростов н/Д. – Феникс, 2004. – 320 с.
  24. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000. – 365 с.
  25. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994. - 248с.

 

 

 

 

Схема обследования детей с заиканием

 

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Дата  рождения _______________________________________________

Дата  обследования ____________________________________________

Возраст ______________________________________________________

Домашний  адрес, телефон ______________________________________

Из какого детского сада, поликлиники направлен __________________

_____________________________________________________________

Дата  поступления в логопедическую группу ______________________

_____________________________________________________________

(дата, номер  протокола МППК, от какого числа)

 

Диагноз районной МППК______________________________________

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия___________________________________

Отец: образование, профессия___________________________________

Жалобы  родителей ____________________________________________

Речь  родителей ________________________________________________

_____________________________________________________________

Построение  фраз (грамотное, нет), интонационно –  ритмическое оформление фраз (правильное, нет)

Наследственные  заболевания (наличие семейного  заикания)__________

_____________________________________________________________

Общий анамнез

От какой  беременности ребенок ________________________________

Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет

Как протекала  беременность: в 1половину _______________________

Во 2 половину ________________________________________________

Заболевания _________________________________________________ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.

Травмы ______________________________________________________

Явления угрожающего выкидыша _______________________________

Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.

Роды _______________________________________________________

Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Длительность  родов: первые – более 20 часов, повторные  – более 12 часов

Травмы  во время родов _________________________________________

Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль  у ребенка

Состояние ребенка в момент рождения __________________________

Закричал  сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой

 

Резус –  фактор _______________ Совместимость __________________

Врожденные  пороки __________________________________________

Вес и  рост ребенка ____________________________________________

Когда принесли кормить _______________________________________

как ребенок  взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания

До какого времени грудное вскармливание________________________

Состояние ребенка в грудном возрасте___________________________

Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.

Перенесенные  заболевания на 1-м месяце жизни___________________

Заболевания на 1-м году жизни_________________________________

Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет________________

Травмы  головы_______________________________________________

Закрытие  родничка____________________________________________

Нервно-психическое  здоровье матери, отца________________________

Заболевания у родственников___________________________________

Данные о развитии речи

Время появления  и особенности гуления, лепета____________________

Понимание речи с_____________________________________________

Первые  слова с_______________________________________________

Первая  фраза с________________________________________________

Темп  речи____________________________________________________

С какого времени речь стала средством  общения со взрослыми, сверстниками_________________________________________________

Дефекты слоговой структуры слов________________________________

Пропуски, замены, перестановки, повторения

Какие звуки  долго произносил неправильно (этот симптом может провоцировать  судороги в речи из-за лишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно  произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие того, что ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи)____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Особенности формирования моторики

Удержание головы с____________________________________________

Развитие  движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с___________ Движение со спины на бок с_________, со спины на живот с _____________

Стал  сидеть без поддержки с ____________________________________

Первые  попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого_______________________________________________________

Стал  тянуться за высокорасположенными предметами с _____________

Стал  самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с_________

Ходил ровно, с пробежками, падал с_____________________________

Моторные  навыки: одеться с _______, раздеться с __________________,

Застегнуть  пуговицу с ____________, зашнуровать ботинки  с ________

Характер  нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив, некоординирован в движениях, выполняет их с широкой амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, нетороплив, несвоевременная переключаемость движений с _______________________________________

Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества_____

Развитие подражательности

Действия  с игрушками по показу взрослого  с______________________

Действия  с игрушками по словесной инструкции с _________________

Подражание  разнообразным показываемым действиям  с_____________

Воспроизведение данного образца по показу с _____________________

Воспроизведение данного образца по слову с _____________________

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился  взять у него игрушку с ____________________________

Стал  проявлять эмоциональное отношение  к другим детям, интересовался их действиями с ______________________________________

Выражение эмоционального отношения к другому  ребенку в речи с ________________________________________________________________

Выражение положительного отношения к детям  в действиях с _______

Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с___________

К коллективу детей с __________________________________________

Время возникновения первых симптомов  заикания

Приблизительное время появления заикания______________________

Как начиналось заикание________________________________________

Причины заикания_____________________________________________

В чем  проявлялось заикание____________________________________

Течение заикания с момента возникновения  и до времени обращения к логопеду:

Постоянное (возникнув, заикание протекает почти  без изменений)____________________________________________________

Волнообразное (После возникновения заикания наблюдались периоды улучшения в речи и периоды усугубления симптоматики заикания)________________________________________________________

Рецидивирующие (после возникновения заикания и  некоторого течения, оно полностью  не проявлялось, а затем судороги в речи появлялись вновь)____________________________________________________________

Где, когда, сколько занимались исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь____________________________________________________

Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает

 

Характеристика общительности

Легко вступает в контакт с логопедом, другими  взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.

 

Приложение 2

 

Схема обследования Ани Х.

 

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка Харламова Анна

Дата  рождения 17. 04. 2002г.

Дата  обследования:01. 07.2007г.

Возраст 5 лет

Домашний  адрес, телефон : п. Адамовка, ул. Советская д.214 тел: 2-14-51

Из какого детского сада, поликлиники направлен МДОУ «Детский сад № 3 Солнышко п. Адамовка»

Дата  поступления в логопедическую группу: Не посещала

(дата, номер  протокола МППК, от какого числа)

 

Диагноз районной МППК__-___________________________________

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия: высшее, бухгалтер

Отец: образование, профессия: среднее техническое, сварщик

Жалобы  родителей: Заикание появляется на фоне эмоциональных переживаний

Речь  родителей: построение фраз грамотное, интонационно – ритмическое оформление фраз правильное

Построение  фраз (грамотное, нет), интонационно –  ритмическое оформление фраз (правильное, нет)

Наследственные  заболевания (наличие семейного  заикания): заикание наблюдается у матери

Общий анамнез

От какой  беременности ребенок: от второй

Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет

Как протекала  беременность: в 1половину: без осложнений и патологий

Во 2 половину: без осложнений и патологий

Заболевания: нет______________________________________________ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.

Травмы: нет__________________________________________________

Явления угрожающего выкидыша: нет___________________________

Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.

Роды: нормальные____________________________________________

Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Информация о работе Школьная дезадаптация первоклассника с заиканием