Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности школьной дезадаптации у подростков в зависимости от характера личностной направленности.
Объект исследования - подростки со школьной дезадаптацией в зависимости от характера личностной направленности.
Предмет исследования - особенности школьной дезадаптации у подростков в зависимости от характера личностной направленности.
В целом можно сказать, что трудности, возникающие у ребенка при обучении в школе, формируются под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Следовательно, и решение проблемы ШД возможно только при изучении всего комплекса факторов, действующих на ребенка в школе.
Исследователи так же выделяют три основных момента важных для верного понимания феномена ШД:
каждый из факторов крайне
редко встречается в
действие факторов не имеет прямого характера, а реализуется через цепь опосредований;
развитие школьной дезадаптации происходит в неразрывной связи с симптомами психического дезонтогенеза, поэтому необходимо анализировать их соотношение в каждом конкретном случае [71].
Таким образом, в настоящем
параграфе нами были рассмотрены
различные подходы к
2.2. Особенности школьной дезадаптации в подростковом возрасте
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.И. Божович [9], Л.С. Выготского [19], Т.В. Драгуновой [27], Д.И. Фельдштейна [55], Г.А. Цукерман [68], Д.Б. Эльконина [74] и др. Часто весь подростковый период трактуется как кризисный, подчеркивая его бурное протекание, сложность для самого подростка и для общающихся с ним взрослых.
Переходность подросткового возраста включает биологический аспект - происходит заметное ускорение темпов роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, таких как волосяной покров на теле, увеличение мышечной и жировой массы тела, гениталий. Подростки очень переживают по поводу многочисленных биологических и физиологических изменений: одни испытывают боль, другие радость. Удивленные, смущенные и растерянные, они постоянно сравнивают себя с другими и пересматривают образ своего Я. Представители обоих полов с тревогой следят за своим развитием, его своевременностью и правильностью, основывая свои суждения, как на реальной, так и на ложной информации. Подростки сравнивают себя с принятыми в обществе нормами относительно своего пола; фактически стремление примирить различия между реальными и идеальными является ключевой проблемой подростков [40].
Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносит существенный диссонанс в самосознание подростка. Формируется его качественно новый уровень - Я-концепция. Формирование нового уровня самосознания характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.
Многие переживания, связанные
с отношением к себе, к своей
личности, у подростка отрицательные.
В значительной мере это связано
с тем, что подросток смотрит
на себя как бы "извне", интериоризируя
представления и оценки взрослых,
в которых положительные
Напряжение, вызванное этим,
требует преодоления за счет увеличения
силы Я, которое приходит за счет освоения
жизненного пространства, выстраиваемого
своего места в нем. Подростки
резко и часто меняют интересы
и увлечения, как отмечал Л.С. Выготский,
в подростковом возрасте происходит
свертывание, отмирание прежней
системы интересов, появляются первые
сексуальные влечения. Отсюда внешне
наблюдаемые отрицательные
Сверстник начинают играть ведущую роль в жизни подростка: в общении с ними он может обсудить волнующие его вопросы, попробовать различные способы поведения и отношений. Иными словами, жизнь в подростковой группе - это репетиция взрослой жизни. Поэтому для подростка очень важно быть принятым в группе, соответствовать ее требованиям и правилам [37].
Как мы видим, подростковый возраст - очень сложный, болезненный (прежде всего для самой взрослеющей личности) и в то же время бесконечно важный, жизнеопределяющий.
Анализ современной литературы
по проблеме социализации подростков
показывает, что важнейшей особенностью
процесса школьной дезадаптации в настоящее
время является преобладание негативных
социальных причин ее возникновения
над биологическими и субъектно-психологическими.
При этом специфика школьной дезадаптации
в значительной мере определяется возрастными
кризисами и особенностями
Подростковый возраст
наиболее чреват возникновением разнообразных
нарушений у детей, в том числе
нарушений учебной
Школьная дезадаптация подростков, чаще всего, связана с нарушениями общения школьников с кем-то из значимых для них людей. Чаще всего это нарушения в общении со сверстниками. Общение со значимыми людьми является источником возникновения различных переживаний. Негативные переживания, понижение самочувствия, исчезновение уверенности в себе, возникающие при общении подростка, с одними людьми, могут компенсироваться позитивными переживаниями, возникающими в ходе общения с другими. Поэтому конфликты с одноклассниками могут и не приводить к возникновению школьной дезадаптации, если подросток компенсирует свои потери в удовлетворяющем его общении с учителями или родителями, также связанном со школой. Вероятность возникновения дезадаптации возрастает, если подростку не будет предоставлена возможность для компенсаторного общения или если он обретет его в асоциальной среде. С другой стороны, удовлетворяющее подростка общение с товарищами является одним из лучших средств компенсации нарушений его общения в семье и с учителями [23].
В последние годы отмечается, что все чаще ШД в подростковом возрасте сопровождается таким феноменом как "дидактогенные депрессии", это подростковые депрессии, связанные с психотравмирующими взаимоотношениями с учителями [13].
Показано, что специфика отношения учителя к учащимся, используемый им стиль руководства, оказывают серьезное влияние как на отдельного ученика, так и на школьный коллектив в целом. Так, американские психологи Розенталь и Якобсон в своем эксперименте доказали, что сформированная отрицательная установка педагога по отношению к деятельности ученика, реализуется нетерпеливостью в общении с ним, проявлением безразличия, что приводит к снижению успеваемости школьника, а также его самооценки [73].
Еще одной проблемой, связанной
со ШД, является снижение учебной мотивации.
Подросток теряет интерес к учебе:
перестает выполнять домашние задания,
нередко прогуливает уроки и
не демонстрирует желание
Подростки со школьной дезадаптацией отличаются от подростков адаптированных к школе своим отношением к учебе. Так дезадаптивные подростки чаще указывают на то, что учится трудно, много непонятного, при этом адаптивные дети в два раза чаще отмечают как трудность недостаток свободного времени из-за загруженности занятиями. В группе дезадаптивных в четыре раза больше подростков, оценивающих свою успеваемость по сравнению с другими как "намного хуже" и "значительно хуже", в то время как оценивающих свою успеваемость как "лучше" и "намного лучше" в этой группе подростков значительно меньше [74].
Серьезные изменения в
эмоциональной сфере подростка
обуславливают глубину
Анализ литературы по проблеме показывает, что подростки со школьной дезадаптацией характеризуются ожидаем внешнего контроля. Подобное ожидание говорит о пассивной позиции подростка, несформированности навыков самоконтроля, ситуационной обусловленности поведения [66].
В диспозиции дезадаптивного ребенка такие особенности как ослабление глубины переживаний, неприятие себя и других, конфликтное поведение, низкая учебная мотивация, несформированность навыков самоконтроля приводят к тому, что характерные для данного возраста потребности и мотивы уже не могут быть реализованы просоциальным путем. И подросток реализует потребности в самоуважении, тепле, сочувствии в референтной группе таких же дезадаптивных детей. А как способ времяпрепровождения для таких групп характерно употребление алкоголя, что и проявляется в аддиктивном поведении, что приводит к еще большей дезадаптации.
Таким образом, в данном параграфе
были рассмотрены особенности
2.3. Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией
Изменения в нашей стране,
касающиеся социальной, экономической
сфер ставят перед обществом новые
задачи, решение которых зависит
и от того, как школа справится
с возложенными на нее обязанностями
по воспитанию активной, ответственной,
самостоятельной, творческой, личности.
В связи с этим особую значимость
приобретают знания о таких личностных
характеристиках, которые являются
ведущими, определяющими развитие ребенка
как личности. В качестве одной
из таких характеристик в
Проблема направленности большинством отечественных психологов таких как Б.Г. Ананьева [1], Л.И. Божович [9], Б.И. Додонова [26], И.В. Дубровиной [28], В.Л. Мясищева [51], К.К. Платонова [56], С.Л. Рубинштейна [58] и др. трактуется как одна из центральных проблем психологии личности, важнейшая психологическая характеристика, представляющая универсальную основу для любых личностных проявлений. Так, С.Л. Рубинштейна [58], дал определение направленности, в которое включил установку, т.е. занятую личностью позицию, заключающуюся в избирательном отношении к стоящим перед ней целям и задачам и выражающуюся в избирательной мобилизованности, готовности к деятельности, направленной на их осуществление; Л.И. Божович [9], В.С. Мерлин [49] ряд других авторов понимают личностную направленность как иерархию мотивов; Б.Г. Ананьев [1], Н.Д. Левитов [44] относят направленность к особым свойствам личности и представляют ее как компонент характера; В.А. Крутецкий [39], Л.Ф. Железняк [33] рассматривают направленность через мировоззрение или систему убеждений, интересов, идеалов; В.И. Додонов [26], Н.И. Рейнвальд [56] представляют направленность как систему потребностей [30].
Таким образом, в нашей работе мы присоединяется с определению Л.И. Божович, которая рассматривает направленность личности как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от имеющихся обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [9].
Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и форматировать неслучайную последовательность целей, что способствует процессу социализации.
Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение [34].
Охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Влечение - это психическое состояние, выражающее недифференцированную или неосознанную потребность. Оно представляет собой преходящее явление, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в потребность. Желание это уже осознанная потребность или влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, буду осознанным, имеет побуждающую силу.
Следующей формой направленности является стремление. Оно возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Наиболее ярко характеризует направленность личности ее интересы. Он представляет собой познавательные потребности человека, направляет человека на осознание целей деятельности и тем самым ориентирует человека в окружающей действительности. Интерес в динамике своего развития превращается в склонность. Это происходит после включения в интерес волевого компонента. В основе склонности лежит глубочайшая устойчивая потребность человека в определенной деятельности.