Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности школьной дезадаптации у подростков в зависимости от характера личностной направленности.
Объект исследования - подростки со школьной дезадаптацией в зависимости от характера личностной направленности.
Предмет исследования - особенности школьной дезадаптации у подростков в зависимости от характера личностной направленности.
Еще одной формой направленности является идеал. Идеал представляет собой конкретизируемую в образе предметную цель склонности человека, т.е. то к чему стремится человек. Идеалы являются наиболее значимой характеристикой мировоззрения человека. Собственно само мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир, на место в нем человека. В мировоззрении отражаются также ценностные ориентации и убеждения. Именно убеждения являются высшей формой направленности человека, и представляют собой систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений находятся осознанные потребности, которые побуждают человека действовать, и формируют ее мотивацию к деятельности [34].
В контексте нашей работы
наиболее интересным является подход
В.С. Мерлина [49], по мнению которого, направленность
может проявляться в отношении:
к другим людям, к обществу, к самому
себе. Личная направленность - создается
преобладанием мотивов
Направленность на общение - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. [15]
Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:
– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;
– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях;
– пытаются навязать свою волю группе;
– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;
Люди с направленностью на общение:
– избегают прямого решения проблемы;
– уступают давлению группы;
– не высказывают оригинальных идей и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;
– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;
Люди с деловой
– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;
– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;
– легко и доступно излагают свои мысли и соображения;
– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;
– не уклоняются от непосредственного решения проблемы. [15]
В своем исследовании М.С. Неймарк [52], например, выделяет личную, коллективистскую и деловую направленности личности.
Д.И. Фельдштейн [55] и И.Д. Егорычева [30] выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную.
Сочетание положительного отношения
к себе и к другим (Я "+" и
О "+" - гуманистическая
Для сочетания положительного отношения к себе и негативного к другим (Я "+" и О "-" - эгоистическая направленность) характерно стремление занять позицию абсолютной автономии от общества, ориентация на признание обществом ее абсолютных прав. Принимая себя как целое, личность с такой направленностью принимает другого настолько, насколько он похож на нее саму. При этом выражено стремление самоутвердиться за счет кого и чего угодно. В данном сочетании также выделяются два подтипа: индивидуалистическая акцентуация и эгоцентрическая акцентуация.
Главной особенностью сочетания
негативного отношения к себе
и позитивного отношения к
другим (Я "-" и О "+" - депрессивная
направленность) является то, что личность
не приемлет себя. Однако при этом нельзя
сказать, что личность принимает
окружающими такими, какие они
есть, как это было описано при
гуманистической направленности личности.
Отсюда О “+” выступает весьма
условно. Сравнивая себя с окружающими,
человек, чаще всего находит нечто
положительное у них и
Сочетание негативного отношения к себе и к другим (Я "-" и О "-" - суицидальная направленность) характеризуется тем, что человек не приемлет ни себя, ни общество. Он видит, как несовершенен он сам, как далеки от идеала окружающие. Он не верят в то, что он сможет достичь желаемого, не верит также он и в то, что окружающие смогут добиться чего-то значительного.
У большинства обследованных
подростков выявлены типы направленности
личности (гуманистическая и
Таким образом, значительная часть школьников подросткового возраста обладает направленностью нежелательной для общества (эгоистической, депрессивной, суицидальной). Этот факт объясняется, по мнению И.Д. Егорычевой, следующими причинами:
а) желая вырастить "коллективистов", общество зачастую не принимает во внимание потребности возраста. Стремясь уничтожить, как нечто отрицательное, "индивидуализм" подростка, оно в достаточной мере не осознает, что тем самым создается почва для серьезной конфронтации с ним;
б) социально признаваемая
и одобряемая деятельность, ведущая
на данном этапе онтогенеза (Д.И. Фельдштейн),
в ходе которой происходят "главнейшие
изменения в психических
По мнению авторов, именно
эти причины преобразуют
Такое выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т.п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом: к футболу, балету и т.п., в связи с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, меломаны, коллекционеры, профессиональные картежники. Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней - это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек "настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее".
В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, не совсем неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни. Причем присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готовность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, недостаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности. Направляет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво доминирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т.д. Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т.е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации.
В то же время направленность личности как психологический феномен во многом остается неопределенной, на что в свое время обратил внимание П.М. Якобсон [73]. Например, он говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни.
Заключение
Итак, нами было проведение
исследование индивидуально-типических
особенностей школьной дезадаптации в
подростковом возрасте в зависимости
от типа личностной направленности, был
сделан анализ теоретических подходов
к понимаю школьной дезадаптации,
рассмотрены психологические
Анализ проведенного теоретического и эмпирического исследований позволяет сделать следующие выводы:
1. Школьная дезадаптация
в подростковом возрасте
2. Анализ проблемы показал, что в подростковом возрасте школьная дезадаптация связана с рядом параметров: с мотивацией в достижении, с социометрическим статусом, с типом социальной активности, уровнем уверенности в себе, со стилями родительского отношения.
3. В ходе исследования
выявлены индивидуально-
1-й типа - подростки дезадаптанты с направленностью на себя.
Для данного типа подростков дезадаптантов характерно преобладание мотивов собственного благополучия. Им свойственен низкий уровень мотивации в достижении поставленных целей. Они менее благополучны в системе межличностных отношений, вследствие чего не накапливают опыт общения, лишены возможности самоутверждаться, и вынуждены удовлетворять нереализованную потребность в асоциальных группах. Причины своих трудностей подростки с данным типом личностной направленности видят во внешних обстоятельствах.
2-й тип - подростки дезадаптанты с направленностью не общение.
Дезадаптированные подростки
с направленностью на общение
имеют высокие социометрические
статусы, они имеют интенсивные
и разнообразные межличностные
контакты, что позволяет им компенсировать
различные аспекты
3-й тип - подростки дезадаптанты с направленностью не дело.
Дезадаптированные подростки
с направленностью на дело ориентированы
на сотрудничество и достижение продуктивности
работы группы в своем поведении.
Они исполнительны в
4. Эффективным условием
по преодолению деструктивных
последствий школьной