Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дистантное консультирование".
Дистантное консультирование
Консультативная психология
раздел знания, содержащий
систематическое описание процесса
оказания психологической помощи (консультирования).
Консультативная психология исходит из
представления о том, что с помощью специально
организованного процесса общения у обратившегося
за помощью могут быть актуализированы
дополнительные психологические силы
и способности, которые, в свою очередь,
могут обеспечить отыскание новых возможностей
выхода из трудной жизненной ситуации.
Консультативная психология пытается
ответить на пять основных вопросов:
1) в чем суть процесса, возникающего между
человеком, оказавшимся в трудной ситуации
и обращающимся за помощью (клиентом),
и человеком, ее оказывающим (консультантом);
2) каковы должны быть личностные черты,
установки, знания и умения консультанта;
3) какие резервы, внутренние силы клиента
могут быть актуализированы в процессе
консультирования;
4) какие требования налагает на процесс
консультирования особая ситуация, сложившаяся
в жизни клиента;
5) каковы те приемы или техники, которые
могут быть сознательно использованы
консультантом в процессе оказания помощи.
Анализ многочисленной,
практически необозримой
Самый общий контент-анализ доступных нам источников, а также впечатления от совместной работы с американскими и европейскими коллегами позволяют выделить следующие главные области применения науки и искусства психологической помощи.
При этом нельзя не отметить любопытное обстоятельство, касающееся развития психологической помощи в тех или иных странах в зависимости от уровня экономического развития и качества жизни. Так, в развитых странах Европы и Америки, где после Второй мировой войны материальные проблемы существования в целом были разрешены, широкое распространение получила так называемая гуманистическая парадигма, в пределах которой отстаивались и служили рабочим материалом в практике психологической помощи экзистенциальные ценности и понятия: встреча, выбор, подлинность, самореализация, бытие. А основной акцент приходился и приходится на уникальность, ценность и безусловную значимость личности, личностного бытия, что, собственно говоря, и находится в центре проблематики психологической помощи.
В странах же третьего мира и бывшего “социалистического лагеря” упор делался не столько на личность, сколько на социальные и социально-психологические аспекты бытия, так как ученые ясно осознавали пагубное воздействие патологического общества на человека, в котором обычная позиция личности — это позиция жертвы (см.: Бондаренко А. Ф., с. 33—34).
Показательным в этом смысле является направление, созданное в 1960-е годы в Бразилии психоаналитиком Норберто Кеппе, работавшим вначале в Вене вместе с В. Франклом, названное им “интегральным психоанализом”. Отличительная черта этого направления — упор на исследование патологии общества развивающихся стран, порождающего специфические личностные проблемы. Отсюда такие названия работ, как “Социопатология”, “Патология власти”, “Освобождение через осознание” и их просветительский пафос (Весьма отрезвляющей для автора этих строк стала обусловленная открытием работ Н. Кеп-пе и его последователей рефлексия по поводу психологических проблем, порождаемых постсоветским обществом, и осознание в связи с этим как объективных причин названия собственной книги “Социальная психотерапия личности”, — так и подлинного местоположения нашего общества в пространстве современной цивилизации).
В этих работах — как “у них”, так и “у нас” — понятие “психологическая помощь” усиливается до смысловой нагрузки понятия “психотерапия”, и речь идет уже не об отдельной личности или семье, а о целых социальных группах, предприятиях, общинах, без психотерапии которых, — в перспективе и в сущности — невозможно вести речь о психологической помощи личности, которая иначе будет ничем иным, как паллиативом.
Ситуация общения клиента с психологом-консультантом включает такие составляющие: 1. Личность клиента и его переживания; 2. Личность психолога-консультанта (наставника) в единстве его самостных и функциональных образований; 3. Взаимоотношение между клиентом и психологом.
Саму ситуацию создают вполне определенные внешние обстоятельства, и это является причиной обращения за психологической помощью. Если сопоставить ситуации обращения клиента к представителю другой профессии системы «человек-человек»: юристу, учителю, врачу, священнику, руководителю, даже официанту и ситуации обращения человеком за психологической помощью, мы увидим очень много различий. Обращаясь ко всем без исключения представителям иных коммуникационных профессий, клиент: а). Знает, чего он хочет; б). Осведомлен в той или иной мере о нормах взаимоотношений с представителем данной профессии; в). Достаточно хорошо понимает меру ответственности и ограничений свою и профессионала. Скажем, человек понимает и принимает заранее возможность того, что результат лечения не зависит исключительно от квалификации врача и его рекомендаций даже при наличии самых необходимых медикаментов.
В области психологической помощи существуют вполне определенные трудности, связанные как со спецификой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога. Первая из трудностей состоит в том, что психолог работает не с ситуацией, а с переживанием, системой ценностей, отношений и состояний человека. Прояснение подлинных мотивов и жизненных смыслов человека может сделать излишней саму жизненную ситуацию, коль скоро она является производной от психологической проблемы клиента. Если в других профессиях межличностные отношения играют лишь определенную роль, а' иногда никакой, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста (например, официанта), то в консультативной ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений.
Требования к личности консультанта
Личность
консультанта (психотерапевта) выделяется
почти во всех теоретических системах
как важнейшее целительное
КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ КАК ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРОБЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?
Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования -- изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта.
В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990):
· доверие к людям;
· уважение ценностей другой личности;
· проницательность;
· отсутствие предубеждений;
· самопонимание;
· сознание профессионального долга.
Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), исследовавший черты "хорошего консультанта" с позиции клиентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.
По мнению A. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.
Если продолжить обзор многочисленных источников литературы о свойствах личности, которые необходимы консультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой катализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизимся к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой программы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели.
Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования.
· полное осознание настоящего момента;
· выбор способа жизни в данный момент;
· принятие ответственности за свой выбор.
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окружающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот -- чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Kennedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют "ткань" консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать -- все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дистантное консультирование"