Шпаргалка по дисциплине "Дистантное консультирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дистантное консультирование".

Файлы: 1 файл

Дистантное консультирование.docx

— 90.18 Кб (Скачать файл)

 

1. Повышенный  риск для жизни клиента или других людей.

2. Преступные  действия (насилие, развращение,  инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

3. Необходимость госпитализации клиента.

4. Участие  клиента и других лиц в распространении  наркотиков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную  угрозу, консультант обязан принять  меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант  также должен сообщить клиенту о  своих намерениях.

Чему отдать предпочтение при возникновении  дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать  правовым нормам? Практика показывает, что предпочтение необходимо отдать последнему варианту.

1.3.Исключение  профессиональных злоупотреблений

К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести неосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема.

Встречи с  клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.

Нецелесообразно консультировать родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные  контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это  преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Очень важна  проблема сексуальных отношений  консультантов и психотерапевтов  с клиентами, однако, она нередко  замалчивается. Сексуальные отношения  консультантов с клиентами неприемлемы  ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление  ролью консультанта. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему  хочется близких отношений с  таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при  превращении консультативного контакта в сексуальную связь, у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое  профессиональное консультирование или  психотерапия.

1.4. Принцип  «Не оценивать»

Принцип «Не  оценивать» считается одним из наиболее труднодостижимых в работе консультанта.. Обычно, каждое суждение , наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение - эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения терапевта к клиенту.

На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к  консультанту, является чудовищной с  точки зрения морали. Оценивая и  осуждая, консультант закрывает  доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа  работы с ним При этом речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать клиенту морализирующих оценочных суждений, но в том, что бы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальные отношения к клиенту. Консультант не обязан «любить» или «не любить» клиента; он обязан личностно-безмолвно поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого будет возможно укрепить и расширить его сознание и способность его развитию. Последнее будет являться адекватной формой уважения прав личности взамен пустопорожних разговоров о правах.

 

  1. Основы консультативного процесса и механизмы психологического воздействия.

Описание  консультативного и психотерапевтического процесса

Цели психологической  помощи. Основная цель — помочь человеку стать «всецело действующей личностью» (К. Роджерс). С самого начала, следова­тельно, внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем са­мом, на его «Я». Поэтому главная цель психотерапии — помощь в личност­ном росте, развитии, благодаря которому человек сам решает свои пробле­мы, а цель, так сказать, второстепенная — создание соответствующего «психологического климата» и терапевтических отношений.

Роль психолога-консультанта. Основное требование — отказаться от по­пыток играть какую-либо роль и постараться быть самим собой[3]. Главная профессиональная обязанность психолога-консультанта — создать соот­ветствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное — быть «настоящим» в общении с клиентом, а также способным к следующим отношениям: уваже­нию, заботе, принятию и пониманию.

Клиент в  консультировании и психотерапии. В  концепции К. Роджерса, как и в других, существуют определенные пропозициональные предпосыл­ки, касающиеся клиента. Так, ожидается, что, придя на консультацию, кли­ент будет чувствовать себя беспомощным, начнет вести себя неконгруэнт­но, станет ожидать помощи и будет достаточно закрытым. По мере уста­новления терапевтических отношений в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного к себе отношения происходит их рост — они становятся более зрелыми.

Психотехника  в концепции К. Роджерса. Помимо трех основных компо­нентов роджерианской психотехники (конгруэнтности, эмпатического слу­шания и заботы) в работах основателя направления выделяется семь этапов консультативного процесса, знание и полноценное использование которых также можно отнести к методической стороне подхода:

первая стадия — заблокированность внутренней коммуникации (отсутствует Я-сообщение или сообщение личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсут­ствует желание к изменениям);

вторая стадия — самовыражения (когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, пробле­мы со всеми своими ограничениями и последствиями).

На третьей  и четвер­той стадиях происходит развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

На следующей, пятой стадии, происходит процесс  отнесе­ния к феноменологическому миру как к своему, — преодолевается отчуж­денность от своего «Я», и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

На шестой стадии, на которой развивается конгруэнтность, самопринятие и ответственность, устанавливается свободная внутренняя коммуникация, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

На седьмой  стадии, стадии личностных изменений, открытости себя и миру психолог уже  становится ненужным; основная цель психотерапевтической работы достигнута — состояние конгруэнтности с собой и миром, откры­тость  новому опыту и реалистический баланс между «Я-реальным» и «Я- идеальным».

Общая оценка концепции. В настоящее время  концепция К. Роджерса яв­ляется если и не самой популярной, то, по крайней мере, одной из самых известных в отечественной консультативной психологии. И в самом деле, она не только выгодна клиенту и консультанту, но и обладает мощным психотерапевтическим потенциалом. Роджерианский подход нашел широ­кое применение в решении конфликтов, в работе с подростками, в психи­атрической клинике и в школе.

Эффект психологического воздействия  на человека зависит от того, какие  механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

Заражение —  это самый древний механизм воздействия. Он представляет собой передачу определенного  эмоционально-психического настроя  от одного человека к другому, основан  на апелляции к эмоционально-бессознательной  сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности  эмоционального состояния воздействующего  человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой  оратора, тем сильнее эффект. Число  людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.

Внушение  также основано на апелляции к  бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т. е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса. Степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц с слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и  форма убеждения должны соответствовать  уровню развития личности, его мышления. Убеждение более эффективно, когда  убеждается группа, а не индивид. Убеждение  основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через  посредство других мыслей. Требования к источнику и содержанию убеждающего  воздействия:

убеждающая  речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;

она должна быть последовательной, логичной, максимально  доказательной, должна содержать как  обобщающие положения, так и конкретные примеры;

необходимо  анализировать факты, известные  слушателям;

убеждающий  и сам должен быть глубоко убежден  в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко  снизить эффект убеждения.

 

  1. Этапы и процедуры психологического консультирования.

Основные  этапы психологического консультирования

Весь процесс  психологического консультирования с  начала и до конца можно представить  в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых  в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную  задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные  этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный  этап. На этом этапе психолог-консультант  знакомится с клиентом по предварительной  записи, имеющейся о нем в регистрационном  журнале, а также по той информации  о клиенте, которую можно получить  от третьих лиц, например от  работника психологической консультации, который принимал заявку от  клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант,  кроме того, сам готовится к  проведению консультации, выполняя  практически все то, о чем шла  речь в предыдущем разделе  данной главы. Время работы  психолога-консультанта на этом  этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный  этап. На данном этапе психолог-консультант  лично встречает клиента, знакомится  с ним и настраивается на  совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны  делает клиент. В среднем этот  этап по времени, если все  остальное уже подготовлено для  проведения консультации, может  занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический  этап. На данном этапе психолог-консультант  выслушивает исповедь клиента  и на основе ее анализа проясняет,  уточняет проблему клиента. Основное  содержание данного этапа составляет  рассказ клиента о себе и  о своей проблеме (исповедь), а  также психодиагностика клиента,  если возникает необходимость  ее проведения для уточнения  проблемы клиента и поиска  оптимального ее решения. Достаточно  точно установить время, необходимое  для проведения данного этапа  психологического консультирования, не представляется возможным,  так как многое в его определении  зависит от специфики проблемы  клиента и его индивидуальных  особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный  этап. Психолог-консультант, собрав  на предыдущих этапах необходимую  информацию о клиенте и его  проблеме, на данном этапе вместе  с клиентом вырабатывает практические  рекомендации по решению его  проблемы. Здесь эти рекомендации  уточняются, проясняются, конкретизируются  во всех существенных деталях.  Среднее время, обычно затрачиваемое  на прохождение этого этапа  психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный  этап. На данном этапе психолог-консультант  и клиент договариваются друг  с другом о том, как будет  контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать  все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в  среднем может понадобиться (без  времени, отводимого на психологическое  тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дистантное консультирование"